Определение терминов «геополитика» и «энергетическая безопасность». Соотношение и структура понятий.
Энергобезопасность — это комплексное понятие, относящиеся к нескольким уровням:
· политическая энергобезопасность;
· экономическая энергобезопасность;
· техногенная энергобезопасность.
«Энергетическая безопасность подразумевает такие условия, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик — к её потребителям. То есть речь идет не только о бесперебойных потоках, но и о стабильных и разумных ценах»
Для того, чтобы достигнуть энергетической безопасности требуется определённая политика государства и проведение специальных мероприятий. Также могут вносить свой вклад в энергобезопасность рынки, но быть единственными, кто это делает, они не могут. Достижение энергобезопасности требует совместного использования всех механизмов регулирования.
"Энергетическая безопасность — это обеспечение бесперебойного доступа к энергетическим ресурсам по приемлемой цене» - это одни из многих определений энергетической безопасности, которая в настоящее время становится одной из важнейших экономических и политических проблем внутренней и внешней политики государства. В качестве примера можно также привести определение, предложенное экспертами Всемирного энергетического совета: способность местных и импортируемых ресурсов удовлетворять растущий спрос на энергию в течение определенного периода времени по доступным ценам. Факторы энергобезопасности: 1)способность ТЭК России обеспечить внутренний и экспортный спрос, 2)рациональное использование энергоресурсов, 3)устойчивость энергосектора и готовность к внешним экономическим и геополитическим угрозам.
Глобальная энергетическая безопасность – это надёжное обеспечение человечества доступной энергией в таких объемах и с таким сочетанием её видов, которые удовлетворяют потребность всех стран в соответствии с выбранными моделями и политикой долгосрочного устойчивого национального соц-эконом развития и интеграции в мировую экономику.
При этом экспортеры и импортеры энергетических ресурсов понимают энергетическую безопасность по-разному. Поставщик заинтересован в высоких, а потребитель - в низких ценах на продукт, и оба -в надежности поставок. Страны-экспортеры энергоресурсов делают главный упор на поддержание "стабильности спроса", который, в конце концов, обеспечивает преобладающую долю их государственных доходов. Развивающиеся страны озабочены тем, как изменение цен на энергоносители влияет на их платежный баланс.
Геополитика — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, являясь частью политической географии.
Энергоресурсы, в условиях все возрастающей в них потребности, в том числе и стран Восточной Европы, становятся мощным фактором, определяющим геополитическую действительность. Энергетический фактор, воздействующий как на страны-потребители энергии, так и на транзитеров и производителей, становится одним из основных в геополитике и не может не учитываться при определении внешней политики государства. В то же время, внешняя политика сама не может быть корректно выстроена без осознания важности исключительного положения нашей страны на рынке энергоресурсов для ее дальнейшего развития, необходимости поддержания энергетической безопасности страны, безопасности, если речь идет о России, поставок наших энергоносителей, диверсификации этих поставок, как продуктовой, так и географической.
Ряд западных аналитиков для обозначения тесной связи геополитики с политикой энергетической используют понятие «петрополитики» (от лат. Petroleum – нефть). В частности Томас Фридман вывел т.н. «Первый закон петрополитики», который применительно к нефтедобывающим странам звучит следующим образом:
«Чем выше мировые цены на сырую нефть, тем сильнее в этих странах урезают свободу слова и печати, институт свободных выборов, свободу собраний, прозрачность правительства, независимость судов, правление закона и свободу создавать независимые политические партии и неправительственные организации. В здоровых демократиях, даже богатых нефтью, этого не происходит. И, наоборот, в соответствии с выведенным мной законом, чем ниже опускается цена нефти, тем активнее нефтегосударства вынуждены продвигаться к политическому и общественному строю, отличающемуся большей прозрачностью, более внимательным отношением к мнению оппозиции, большей открытости к различным контактам с окружающим миром и большей сосредоточенностью на создании образовательных и правовых систем, позволяющих дать гражданам (как мужчинам, так и женщинам) максимальные возможности для конкуренции, предпринимательской деятельности и привлечения зарубежных инвестиций».
Билет №20
1. Транспортировка энергоресурсов и вопросы обеспечения энергетической безопасности государства
Существующая в России технология транспортировки углеводородного сырья отличается значительными временными и объемными нетехнологическими потерями не столько из за удаленности мест добычи (или переработки) сырья от потребителя, сколько из за частой перевалки его с одного вида транспорта на другой. Последнее обстоятельство оказывает к тому же негативное влияние на экологическую и пожарную безопасность транспортного процесса (ТП).
Трубопроводный транспорт.
Преимущества: Низкая с/с транспортировки; сохранность качества благодаря полной герметизации трубы; полная автоматизация операций по наливу, перекачке, транспортировке и сливу; малочисленность персонала; непрерывность процесса перекачки; возможность повсеместной укладки трубопровода; высокая скорость доставки; наиболее экономически выгодный способ транспортировки и др.
Недостатки: узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии); для рационального использования требуется мощный устойчивый поток перекачиваемого груза; горючесть, дымообразующая способность и токсичность выделяемых при горении продуктов, а так же ограниченная предельная температура применения - 1300 С; подверженность коррозии и зарастанию, частые аварийные ситуации; возгорания, взрывы и, как следствие, экологические проблемы и др.
Морской транспорт
Преимущества: самый крупный перевозчик в международных перевозках; низкие грузовые тарифы; высокая провозная способность; максимально возможная безопасность грузов; наличие межконтинентальных маршрутов.
Недостатки: низкая скорость; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; малая частота отправок; зависимость от погодных и навигационных условий; требование к созданию сложной портовой инфраструктуры.
Железнодорожный транспорт
Преимущества: сравнительно невысокая с/с перевозки грузов; хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях; возможность доставки груза на большие расстояния; регулярность перевозок.
Недостатки: невысокая маневренность; ограниченное количество перевозчиков; низкая возможность доставки к пунктам потребления (должен дополняться автомобильным).
Автомобильный транспорт
Преимущества: высокая маневренность; обеспечивание регулярности поставки; возможность поставки малыми партиями; менее жесткие требования к упаковке товара;
Недостатки: высокая с/с перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля; срочность разгрузки; возможность хищения груза и угона автотранспорта; сравнительно малая грузоподъемность; экологическая неблагоприятность.
Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности являются:
· гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в мин. необходимом объеме при угрозе возникновения ЧС различного характера;
· контроль со стороны государства за надежным энергоснабжением объектов, обеспечивающих безопасность государства;
· восполняемость исчерпаемых ресурсов топлива;
· диверсификация используемых видов топлива и энергии;
· учет требований экологической безопасности;
· предотвращение нерационального использования энергоресурсов;
· создание экономических условий, обеспечивающих равную выгоду поставок энергоресурсов на внутренний и внешний рынки и рационализацию структуры экспорта;
· максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования.
Для обеспечения энергетической безопасности необходимо решение двух первоочередных проблем:
1. Необходимо осуществить модернизацию во многом устаревшей морально и изношенной физически технологической базы ТЭК и обеспечить воспроизводство его вырабатываемой ресурсной базы (обычно в новых регионах и худших природно-геологических условиях).
2. Потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угольной продукции и использования возобновляемых источников, а также рассредоточение из Западной Сибири по другим регионам страны добычи углеводородов.