Инвестиционные потребности мировой энергетики
Условия работы нефтегазовых компаний на мировом энергетическом рынке существенно усложнились. Растет удаленность районов потребления углеводородов от мест их добычи и увеличиваются затраты на обустройство новых месторождений нефти и газа. Расширяется шельфовая зона геологоразведки. Когда же при этом геологические риски практически целиком ложатся на компании-инвесторы, то замедляется приращение новых стратегических запасов и становится неизбежным рост диверсификации энергетических активов.
Необходимое условие снижения стремительно возрастающих рисков долговременного периода в сфере добычи углеводородного сырья, а также способ существенно повысить ликвидность текущих активов с одновременным снижением затрат на новые геологические открытия — инновационное развитие нефтегазового комплекса. Для сохранения и упрочения своих конкурентных позиций, снижения издержек и поиска альтернативных возможностей большинство крупнейших корпораций финансируют развитие научных исследований и разработок в беспрецедентных объемах.
Инвестиционные потребности мировой энергетики на ближайшие тридцать лет оцениваются на уровне 16 трлн долл. (или 550 млрд долл. в год). Прогнозы основываются на данных МЭА, которое определяет рост мирового энергетического рынка до 2030 г. более чем на две трети при годовом приросте спроса на 1,7%. В то же время эти величины составляют не более 1% мирового валового национального продукта (ВНП), различаясь по странам и отдельным регионам весьма значительно. Следует отметить, что еще лет десять назад суммарные инвестиционные потребности мировой энергетики составляли около 3-4% мирового ВНП, однако их абсолютные величины в прогнозах практически не меняются, находясь в диапазоне 500—600 млрд долл. в год. А об относительном снижении до 1% можно говорить вследствие роста производимого в мире валового национального продукта. При этом инвестиционные потребности первого десятилетия нового века составят 455 млрд долл. в год, постепенно увеличиваясь к третьей декаде (2021—2030 гг.) до 620 млрд долл.
В развитых странах более половины инвестиций в НИОКР осуществляет не государство, а частные компании. В Японии корпоративный сектор финансирует до 70% научных и проектных исследований.
В нефтегазовом секторе ведущими странами по разработке и внедрению инновационных технологий являются США и Великобритания.
Рекордно высокие прибыли, получаемые международными корпорациями благодаря росту спроса на энергоносители и высоким нефтяным ценам, позволяют существенно увеличить бюджеты на НИОКР. Это дает основания надеяться на появление в ближайшие 10-15 лет «прорывных» технологий и новых открытий, которые поднимут инвестиционную активность в энергетическом секторе, что, в свою очередь, приведет к расширению рынка инновационных технологий.
2.Стратегические Бизнес - Единицы: теория стратегического менеджмента и практика российских ВИНК.
Стратегическая единица бизнеса– это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Как показал опыт 1970–80-х годов, концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому может рассматриваться как важный элемент стратегического менеджмента.
В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка.
Рынок можно сегментировать по размеру, форме собственности, отраслям деятельности предприятий-потребителей.
Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора, однако фирмой GeneralElectric был сформулирован ряд критериев их выделения:
1. Стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков.
2. Бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение.
3. Деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков.
СБЕ - в качестве такой единицы может выступать либо компания среднего размера, либо подразделение крупной корпорации (филиал, отдел, группа и т.п.), одно из направлений деятельности компании, вид продукции, одна или несколько торговых марок, и т.д. и т.п.
СБЕ – объект стратег. управления.
СБЕЕ |
СБЕЕ |
СБЕЕ |
КЦЦ |
СБЕЕ |
СБЕЕ |
СБЕ→КЦ => П
КЦ →СБЕ => инвестиции
Сущность стратегии заключается в том, чтобы позиционировать свой бизнес таким образом, чтобы максимально эффективно удовлетворять нужды потребителей на более высоком уровне, чем конкурент.
1.Конкуренты: СБЕ должна иметь определенный набор конкурентов.
2. Цены: ценовые изменения должны одинаково воздействовать на всю пр-ию, принадлежащую СБЕ.
3. Покупатели: СБЕ должна иметь определенный круг покупателей.
4. Качество, торговая марка: в тщательно определенной СБЕ изменения в качестве и в торговой марке влияют на всю продукцию.
5. Взаимозаменяемость: вся пр-ия одной СБЕ должна быть однородной и
взаимозаменяемой.
6. Ликвидность: вся пр-ция, принадлежащая отдельной СБЕ, должна обладать самостоятельной устойчивостью как автономная жизнеспособная эк. совокупность на случай ликвидации или реорганизации СБЕ.
Отраслевой дивизион
КЦ |
Разработка Добыча Транспорт Переработка
Региональный дивизион
КЦ |
Разработка
Добыча
Транспорт
Переработка