Инвестиционные потребности мировой энергетики

Условия работы нефтегазовых компаний на мировом энергетическом рынке существенно усложнились. Растет удаленность районов потребления углеводородов от мест их добычи и увеличиваются затраты на обустройство новых месторождений нефти и газа. Расширяется шельфовая зона геологоразведки. Когда же при этом геологические риски практически целиком ложатся на компании-инвесторы, то замедляется приращение новых стратегических запасов и становится неизбежным рост диверсификации энергетических активов.

Необходимое условие снижения стремительно возрастающих рисков долговременного периода в сфере добычи углеводородного сырья, а также способ существенно повысить ликвидность текущих активов с одновременным снижением затрат на новые геологические открытия — инновационное развитие нефтегазового комплекса. Для сохранения и упрочения своих конкурентных позиций, снижения издержек и поиска альтернативных возможностей большинство крупнейших корпораций финансируют развитие научных исследований и разработок в беспрецедентных объемах.

Инвестиционные потребности мировой энергетики на ближайшие тридцать лет оцениваются на уровне 16 трлн долл. (или 550 млрд долл. в год). Прогнозы основываются на данных МЭА, которое определяет рост мирового энергетического рынка до 2030 г. более чем на две трети при годовом приросте спроса на 1,7%. В то же время эти величины составляют не более 1% мирового валового национального продукта (ВНП), различаясь по странам и отдельным регионам весьма значительно. Следует отметить, что еще лет десять назад суммарные инвестиционные потребности мировой энергетики составляли около 3-4% мирового ВНП, однако их абсолютные величины в прогнозах практически не меняются, находясь в диапазоне 500—600 млрд долл. в год. А об относительном снижении до 1% можно говорить вследствие роста производимого в мире валового национального продукта. При этом инвестиционные потребности первого десятилетия нового века составят 455 млрд долл. в год, постепенно увеличиваясь к третьей декаде (2021—2030 гг.) до 620 млрд долл.

В развитых странах более половины инвестиций в НИОКР осуществляет не государство, а частные компании. В Японии корпоративный сектор финансирует до 70% научных и проектных исследований.

В нефтегазовом секторе ведущими странами по разработке и внедрению инновационных технологий являются США и Великобритания.

Рекордно высокие прибыли, получаемые международными корпорациями благодаря росту спроса на энергоносители и высоким нефтяным ценам, позволяют существенно увеличить бюджеты на НИОКР. Это дает основания надеяться на появление в ближайшие 10-15 лет «прорывных» технологий и новых открытий, которые поднимут инвестиционную активность в энергетическом секторе, что, в свою очередь, приведет к расширению рынка инновационных технологий.

2.Стратегические Бизнес - Единицы: теория стратегического менеджмента и практика российских ВИНК.

Стратегическая единица бизнеса– это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Как показал опыт 1970–80-х годов, концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому может рассматриваться как важный элемент стратегического менеджмента.

В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка.

Рынок можно сегментировать по размеру, форме собственности, отраслям деятельности предприятий-потребителей.

Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора, однако фирмой GeneralElectric был сформулирован ряд критериев их выделения:

1. Стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков.

2. Бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение.

3. Деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков.

СБЕ - в качестве такой единицы может выступать либо компания среднего размера, либо подразделение крупной корпорации (филиал, отдел, группа и т.п.), одно из направлений деятельности компании, вид продукции, одна или несколько торговых марок, и т.д. и т.п.

СБЕ – объект стратег. управления.

СБЕЕ
СБЕЕ
Главное-

СБЕЕ
КЦЦ
взаимосвязь между СБЕ.

СБЕЕ
СБЕЕ
КЦ – корпоративный центр (внут.банк) .

СБЕ→КЦ => П

КЦ →СБЕ => инвестиции

Сущность стратегии заключается в том, чтобы позиционировать свой бизнес таким образом, чтобы максимально эффективно удовлетворять нужды потребителей на более высоком уровне, чем конкурент.

1.Конкуренты: СБЕ должна иметь определенный набор конкурентов.

2. Цены: ценовые изменения должны одинаково воздействовать на всю пр-ию, принадлежащую СБЕ.

3. Покупатели: СБЕ должна иметь определенный круг покупателей.

4. Качество, торговая марка: в тщательно определенной СБЕ изменения в качестве и в торговой марке влияют на всю продукцию.

5. Взаимозаменяемость: вся пр-ия одной СБЕ должна быть однородной и

взаимозаменяемой.

6. Ликвидность: вся пр-ция, принадлежащая отдельной СБЕ, должна обладать самостоятельной устойчивостью как автономная жизнеспособная эк. совокупность на случай ликвидации или реорганизации СБЕ.

Отраслевой дивизион

КЦ

Разработка Добыча Транспорт Переработка

Региональный дивизион

КЦ

Разработка

Добыча

Транспорт

Переработка

Наши рекомендации