Классификация строительных материалов по распространению пламени по поверхности. Методика испытания (ГОСТ 3044 ; Р 51032-97)
3.Тушение пожаров на объектах энергетики: руководящие документы; развитие пожаров в машинных залах электростанций и кабельных туннелях; определение решающего направления боевых действий; принципы выбора огнетушащих веществ, типов стволов; принципы расстановки сил и средств и управления ими; взаимодействие со службами; меры безопасности.
Возможно быстрое распространение огня при повреждении масляной системы генератора, трансформаторов и распределительных устройств, растекание горящего масла в кабельные туннели, нижерасположенные этажи и подвалы, а также по горящему утеплителю и конструктивным элементам здания в другие смежные помещения; взрывы маслонаполненного оборудования; горение изоляции электрических кабелей, проложенных в лотках (коробах), туннелях и шахтах; горение жидкометаллического теплоносителя (натрий, калий), который взаимодействует со всеми химическими веществами, в том числе и с обычными средствами тушения, с интенсивным выделением тепла, дыма и токсичных газов, а с некоторыми из них - с взрывом; возникновение опасных уровней радиации; образование взрывоопасных концентраций при разрушении системы водородного охлаждения; быстрое и скрытое распространение огня по полимерному утеплителю внутри стеновых и кровельных панелей; наличие высокой температуры и выделение большого количества дыма и токсичных продуктов горения; образование новых очагов пожара внутри здания от стекающего горящего расплава полимерного утеплителя и битума; деформация и угроза обрушения покрытия и других незащищенных металлических конструктивных элементов; нарушение устойчивой радиосвязи. При проведении разведки необходимо: установить связь со старшим по смене энергетического объекта, получить от него данные об обстановке на пожаре и письменный допуск на тушение; определить системы, которые необходимо остановить или привести в действие; установить участки и помещения, где возможно и невозможно пребывание личного состава, участвующего в тушении. Успешное тушение пожаров на объектах энергетики во многом зависит от заблаговременной подготовки к тушению. Весь начальствующий состав, привлекаемый к тушению пожаров на этих объектах, должен тщательно изучить оперативно-тактические особенности и вместе с ЛС всех караулов, участвующих в тушении пожаров, не реже одного раза в год проходить специальный инструктаж под руководством инженерно-технического персонала энергообьекта по заранее разработанной программе. При ликвидации необходимо: организовывать тушение пожара в соответствии с требованиями нормативных актов по тушению пожаров на электроустановках электростанций и подстанций; приступать к подаче огнетушащих веществ на электроустановки только после соответствующего инструктажа ЛС пожарных подразделений старшим из числа технического персонала объекта или оперативной выездной бригады; использовать для ликвидации пожара на электроустановках и защиты покрытий в первую очередь стационарные средства пожаротушения; обеспечивать перекрытие подачи водорода на охлаждение генераторов; тушение пожара на энергетическом объекте без постоянного дежурного персонала до прибытия выездной бригады производить только по заранее разработанному и согласованному плану; не допускать скопления в помещениях с электроустановками излишнего количества ЛС пожарной охраны; осуществлять подачу порошка, пены низкой кратности или распыленной воды внутрь трансформаторов и другого маслонаполненного оборудования, стволы подавать через отверстия шинопроводов, при этом избегать аварийного слива масла из трансформаторов. При тушение покрытий больших площадей, зданий из металлических конструкций в сочетании с горючими полимерными утеплителями: подавать стволы на тушение и защиту в двух направлениях - внутрь здания и на покрытие; ликвидацию горения снизу производить стационарными и переносными лафетными стволами и стволами "А", а на покрытии - стволами "А" и "Б";одновременно с тушением подавать стволы на охлаждение несущих конструкций; учитывать возможность перехода огня как под противопожарной зоной, так и по кровле с созданием разрывов в покрытии при быстром распространении огня; принимать меры по снижению температуры внутри здания путем сброса панелей покрытия или вырезанием вытяжных проемов в ограждающих конструкциях, подачи огнетушащего порошка для подавления пламени и распыленной воды на охлаждение ограждающих конструкций и каркаса здания; использовать светоаэрационные фонари, вентиляционные каналы в качестве опорных рубежей при тушении пожара на покрытии; по окончании тушения пожара тщательно проверять стеновые и кровельные панели с целью ликвидации очагов горения внутри них. На каждом энергопредприятии хранят необходимое количество диэлектрической обуви, перчаток и заземляющих устройств. Определяют порядок их выдачи прибывающим пожарным подразделениям и оказание помощи по заземлению пожарной техники и проверки надежности заземления. Если пожар возник на энергетическом объекте, где не предусмотрен дежурный персонал, то боевые действия по тушению пожара осуществляют до прибытия обслуживающего персонала по заранее разработанным и согласованным оперативным документам. По прибытии на пожар пожарных подразделений независимо от их количества во всех случаях организуют оперативный штаб пожаротушения, в состав которого обязательно включают старшего представителя администрации энергопредприятия. При тушении пожаров на объектах энергетики необходимо строго соблюдать требования: если об отключении не указано в разрешении на проведение тушения, то их считают под напряжением. Тушение пожаров в кабельных туннелях осуществляют воздушно-механической пеной средней кратности, распыленной водой, водяным паром диоксидом углерода; При возникновении пожаров в кабельных помещениях для предотвращения быстрого распространения огня в соседние отсеки и помещения целесообразно сразу закрыть двери в межсекционных перегородках и отключить систему вентиляции. Для защиты кабельных полуэтажей, помещений релейных щитов и щитов управлений вводят пеногенераторы ГПС -600 или стволы-распылители с насадками НРТ-5 и НРТ-10
Билет №8
1.Классификация строительных материалов по группам горючести. Методика испытания строительных материалов на горючесть. Критерии оценки. (СНИП 21-01-97* п. 5.3; п. 5.4), (ГОСТ 30.244-94 п. 5.2; п. 6.6.2)
2.Тушение пожаров самолётов в аэропортах: руководящие документы; развитие пожаров на шасси и фюзеляжах самолётов, а также при розливе топлива под фюзеляжем; определение решающего направления боевых действий; способы, приёмы и средства для эвакуации людей с учётом допустимого времени пребывания человека в опасной зоне; принципы расстановки сил и средств и управление ими; взаимодействие со службами объекта; меры безопасности.
На современных самолетах пожары можно классифицировать по следующим видам: органов приземления (шасси); разлитого топлива под самолетом; внутри фюзеляжа; силовых установок (двигателей).
Пожары шасси в основном возникают при посадке самолета и связаны главным образом с горением трех видов материалов: резины, гидрожидкости и магниевых сплавов. Пожар шасси может привести к взрыву амортизаторов стойки, распространению пожара в гондолу шасси и распространению его на крыло или фюзеляж самолета в зависимости от конструктивной схемы шасси. Вероятность взрыва пневматиков, амортстоек и гидроаккумупяторов необходимо учитывать при проведении атаки на пожар.численный состав пожарной команды и количество техники и огнетушащих средств должны соответствовать категории аэропорта. Все силы и средства должны быть сконцентрированы на решающем направлении. В начальной стадии решающим направлением является локализация за минимальное время пожара авиатоплива, разлитого под фюзеляжем и плоскостью крыла, а также создание эвакуационных проходов для эвакуации людей из воздушного судна.
Одновременно с тушением необходимо обеспечить охлаждение фюзеляжа и крыла самолета пеной или раствором пенообразователя. Интенсивность подачи раствора на охлаждение 0,2 (л/с·м2). На начальном этапе тушения охлаждение целесообразно производить из лафетных стволов пожарных автомобилей, подавая огнетушащее средство на нижние поверхности крыла и фюзеляжа самолета. При тушении разлива авиатоплива подачу струй огнетушащего состава целесообразно производить под острым углом к горящей поверхности, под основание пламени, "подрезая" его.
Тушение пожара внутри фюзеляжа.Определяется: наличием или отсутствием людей внутри самолета, местом расположения очага пожара, который может быть в пассажирских салонах, кабинах экипажа, бытовых помещениях или багажных, грузовых и технических отсеках. Первоочередной задачей тушения является снижение температуры и плотности задымления в салоне, кабине, а также локализация пожара с помощью распыленных струй с высокой степенью дробления капель, а следовательно, с большей поверхностью теплообмена. Для этого струи огнетушащего состава целесообразно направлять таким образом, чтобы они защищали людей и негорящую часть отсека от воздействия теплового потока, и чтобы можно было обеспечить возможность эвакуации пострадавших в случае, если вскрыть горящий отсек не представляется возможным. Подачу огнетушащего вещества в него осуществляют с помощью ствола пробойника. При тушении пожара внутри фюзеляжа на борт воздушного судна должно подниматься не менее 2 человек ЛС пожарной охраны. Весь ЛС, работающий на борту аварийного судна, должен использовать индивидуальные средства защиты (теплозащитные костюмы и дыхательные аппараты). У входа в задымленный салон обязательно организуются посты безопасности, которые могут состоять из одного человека - члена пожарно-сторожевого расчета (ПСР), имеющего средства индивидуальной защиты.
Пост безопасности поддерживает связь с личным составом ПСР, работающим в задымленных салонах, при необходимости оказывает ему немедленную помощь.
Для тушения внутрифюзеляжных пожаров применяют следующие огнетушащие составы: воду (в виде распыленных струй, водного раствора пенообразователя), углекислоту (при отсутствии людей внутри фюзеляжа и высокой степени герметичности горящих отсеков), пены низкой и высокой кратности.
Углекислоту подают от огнетушителей ОУ - 80 и ОУ - 400 с помощью стволов пробойников или от автомобилей.
Так же возможно, быстрое распространение огня на большую площадь по разлившемуся при повреждении топливных систем, а также по сгораемым материалам внутренней отделки пассажирских салонов, взрывы баллонов со сжатыми газами; быстрое нарастание концентрации токсичных продуктов горения в фюзеляже; угроза жизни и здоровья людям и трудность их эвакуации в результате заклинивания дверей и люков; интенсивное горение узлов и деталей из алюминиево-магниевых и других сплавов; значительное удаление объекта пожара от водоисточника; при пожаре вне территории аэродрома - трудность доставки к месту аварии пожарных автомобилей и огнетушащих веществ. При ликвидации горения необходимо: сосредоточивать требуемое количество сил и средств у взлетно-посадочной полосы при аварийной посадке летательного аппарата, подготавливать средства индивидуальной защиты личного состава (теплоотражательные костюмы, противогазы); организовывать взаимодействие с руководителем полетов и аварийно-спасательной службой аэропорта; согласовывать с ними действия по тушению пожара; в минимально короткий срок организовывать эвакуацию пассажиров из летательного аппарата в безопасное место; в первую очередь ликвидировать горение топлива под фюзеляжем в районе эвакуационных дверей и люков, применяя для этой цели пену, порошок или мощные водяные струи и одновременно охлаждая корпус летательного аппарата; организовывать вскрытие основных и аварийных люков, а в необходимых случаях - обшивки корпуса, в специально обозначенных на корпусе местах; для предотвращения быстрого распространения пожара по корпусу подавать огнетушащие вещества в первую очередь в наиболее важные части летательного аппарата (двигатели, гондолы двигателей, кабину пилотов и фюзеляж), а также на участки, где возможны взрывы баллонов и топливных баков; ликвидировать горение топлива под летательным аппаратом при сильном ветре водяными струями путем смыва его с бетона на грунт или в ливневую канализацию. При отсутствии ветра - путем покрытия поверхности разлившегося топлива пеной, порошками или двуокисью углерода; производить тушение горящих шасси сплошными струями раствора пенообразователя в воде из стволов "А" со снятыми насадками при напоре, необходимом для смывания расплавленного магниевого сплава; разворачивать с помощью тягачей летательный аппарат в целях ограничения распространения огня по ветру; производить охлаждение водяными струями соседних негорящих аппаратов при горении летательных аппаратов на стоянке и организовывать их немедленный вывоз в безопасную зону. Необходимо использовать стационарные установки пожаротушения, мощные водяные струи для охлаждения несущих конструкций ангара и тушения летательных аппаратов, находящихся в них.