Цель и задачи экспортного контроля в Российской Федерации.
Структура национальной системы экспортного контроля.
В соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле» структура национальной системы экспортного контроля может быть представлена следующим образом (рис. 2.1).
Первый уровень включает Президента и Правительство России. Президент определяет основные направления государственной политики в области экспортного контроля, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации в этой сфере и утверждает списки контролируемых товаров и технологий.
Правительство Российской Федерации организует реализацию государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля; определяет порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемых товаров; принимает решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации в области экспортного контроля.
Второй уровень занимает «Межведомственный координационный орган по экспортному контролю» (ранее - Комиссия Российской Федерации по экспортному контролю).
Функции данного органа - обеспечение реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методическое руководство работами по экспортного контроля в Российской Федерации.
Третий уровень занимает «специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля», который осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Комиссии, а также осуществляет рассмотрение экспортных контрактов и процедуру лицензирования экспортируемой продукции. В настоящее время специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).
И, наконец, четвертый уровень включает предприятия, которые экспортируют контролируемые товары и технологии.
ФСТЭК России создана на базе Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации и Департамента экспортного контроля Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Данная служба подведомственна Министерству обороны Российской Федерации. Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1085.
Роль Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в национальной системе экспортного контроля.
Министерство обороны РФ
Фед служба по техническому и экспортному контролю
l Комиссия по экспортному контролю РФ - (КЭК России) обеспечивает проведение единой государственной политики, осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работы в области ЭК.
(Роспром - Минюст России - ФСБ России – Минэкономразвития- СВР России - РАН - ФТС России - Минобрнауки - Росатом )
l Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) - осуществляет функции специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля, а также организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности КЭК России.
ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
I. Общие положения
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасностипо вопросам:
1) обеспечения безопасности информации в системах информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, оказывающих существенное влияние на безопасность государства в информационной сфере (далее - безопасность информации в ключевых системах информационной инфраструктуры);
2) противодействия иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации (далее - противодействие техническим разведкам);
3) обеспечения защиты (некриптографическими методами)информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории Российской Федерации (далее - техническая защита информации);
4) защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизациинеинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;
5) осуществления экспортного контроля.
2. ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также специально уполномоченным органом в области экспортного контроля.
ФСТЭК России является органом защиты государственной тайны, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну.ФСТЭК России организует деятельность государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и руководит ею.
Руководство деятельностью ФСТЭК России осуществляет Президент Российской Федерации.
I. Общие положения
4. Основными задачами ФСТЭК России являются:
1) реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;
2) осуществление государственной научно-технической политики в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;
3) организация деятельности государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и объектовом уровнях, а также руководство указанной государственной системой;
4) осуществление самостоятельного нормативно-правового регулирования вопросов:
- обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры;
- противодействия техническим разведкам;
- технической защиты информации;
- размещения и использования иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров Российской Федерации, иных программ и проектов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- координации деятельности органов государственной власти по подготовке развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, а также методического;
- осуществления экспортного контроля;
5) обеспечение в пределах своей компетенции безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;
6) прогнозирование развития сил, средств и возможностей технических разведок, выявление угроз безопасности информации;
7) противодействие добыванию информации техническими средствами разведки, техническая защита информации;
10)реализация государственной политики и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля;
11) осуществление контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области экспортного контроля;
12) осуществление центральным аппаратом ФСТЭК России организационно-технического обеспечения деятельности Межведомственной комиссии по защите государственной тайны и Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.
5. ФСТЭК России в своей деятельности руководствуется:
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации в части.
6. ФСТЭК России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы. ФСТЭК России и ее территориальные органы входят в состав государственных органов обеспечения безопасности.
Деятельность ФСТЭК России обеспечивают Государственный научно-исследовательский испытательный институт проблем технической защиты информации ФСТЭК России (далее - головная научная организация по проблемам защиты информации), а также другие подведомственные ФСТЭК России организации.
7. ФСТЭК России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
II. Полномочия
8. ФСТЭК России осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает стратегию и определяет приоритетные направления деятельности по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;
2) разрабатывает и вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам своей деятельности;
3) издает нормативные правовые акты по вопросам своей деятельности;
4) разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции методические документы, организует их издание за счет средств, выделяемых из федерального бюджета ФСТЭК России на эти цели;
5) организует и финансирует работы по изучению излучений различной физической природы, возникающих при использовании неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;
9) вносит в установленном порядке представления о применении мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации по вопросам своей деятельности;
47) организует и проводит в установленном порядке государственную экспертизу внешнеэкономических сделок в отношении товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;
48) участвует в реализации государственной политики в области нераспространения оружия массового поражения и иных наиболее опасных видов оружия, а также в области контроля за экспортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;
49) организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций создание единой информационной системы экспортного контроля и обмен информацией между ФСТЭК России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
4. Экспортный контроль и его место в сфере международных отношений
Экспортный контроль – комплекс государственных мер, определяющих порядок осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в отношении товаром(осязаемые), информации(м.б. не осязаемой), работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании орудия массового поражения (ОМП), средств его доставки , иных видов вооружения и военной техники.
Экспортный контроль - один из принципов, положенных в основу правового регулирования внешнеторговой деятельности.
Одновременно он входит в число методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества
Экспортный контроль выполняет две функции:
- это мера нетарифного внешнеэкономического регулирования;
- одновременно важный инструмент внешней политики, что оказывает разнонаправленное воздействие на национальные интересы.
- Экспортный контроль оказывает существенное влияние на международный трансфер высоких технологий и, таким образом, на конкурентоспособность многих компаний и стран.
- Контроль за технологиями - одна из самых чувствительных областей системы экспортного контроля. Доступ к мировой копилке накопленных знаний становится критическим элементом как национальной конкурентоспособности, так и национальной безопасности
Внешнеэкономическая деятельность- внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена:
· Товарами
· Информацией
· Работами
· Услугами
· Результатами интеллектуальной деятельности (вклинтел собственность).
Оружие массового поражения – ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие.
Средства доставки – ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражению
Контролируемые товары и технологии – сырье, материалы, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
Двойные технологии – имеют два назначения, не обязат ядер, могут б таблетки для очищения воды.
Главная угроза 21 века – попадание оружия массового поражения в руки террористов, в мире не существует единого и универсального механизма по контролю за нераспространением. Тема распространения ОМП - остается актуальной.
В этой связи в проблеме нераспространения принято выделять два блока проблем:
1) Касающийся международно-правовой базы регулирования ( договоры не устанавливают нормы, обязательные для соблюдения всеми гос-ми, не содержат механизмов гарантирующих безопасность стран, мира в целом).
2) Технологические возможности создания оружия массового поражения(необходим контроль, нет общего алгоритма).
ОМП сейчас обладают некоторое количество стран, и это обстоятельство тоже необходимо учитывать. В целом - у мирового сообщества пока нет по-настоящему действенного и всеобъемлющего алгоритма решения этой глобальной проблемы, и потому требуются более эффективные меры международного контроля за ситуацией - меры, которые должны исключить саму возможность несанкционированного применения оружия массового поражения как террористами, так и отдельными государствами.
5. Основные международные режимы экспортного контроля
Создание международных режимов экспортного контроля имело целью: укрепление безопасности и доверия между государствами путем сотрудничества в вопросах нераспространения оружия массового поражения и контроля за распространением товаров и технологий двойного назначения.
Действующие международные режимы экспортного контроля функционируют не только на основе принципа запретов на поставки в третьи страны, но и на основе обмена информацией между партнерами и принятых единых правил осуществления экспорта, выработанных путем взаимных консультаций.
Основными являются четыре международных режима
1. Комитет Цангера. Группа ядерных поставщиков(ГЯП). 1971,1976 гг. Россия принята в 1974 и 1976 гг.
2. Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ).
1987 г. Россия принята в 1995 г.
3. Вассенаарские договоренности. 1995 г. Россия принята в 1995 г.
4. Австралийская группа. 1995 г. Россия не входит в группу.
Для каждого из режимов создан свой механизм консультаций и обмена информацией между партнерами. Государства обеспечивают друг друга информацией о случаях отказа в выдаче лицензий и о компаниях и отдельных лицах, в отношении которых имеются материалы об их причастности к созданию военных программ.
Административная структура международных режимов экспортного контроля направлена , в основном , на поиск согласия при принятии решений о коллективных действиях.
Благодаря этому каждая страна имеет определенную свободу действий в отношении экспортных операций и сама осуществляет их регулирование собственным законодательством и с помощью собственных административных и контрольных органов.
6. Международный режим экспортного контроля за товарами и технологиями двойного назначения и обычными вооружениями
ВАССЕНААРСКИЕ ДОГОВОРЕННОСТИ (ВД)
ВД начали функционировать осенью 1995 года. В состав ВД входят 33 государства, включая Россию. Основополагающим документом ВД являются «Первоначальные элементы». Они включают:
цели режима, охват сферы деятельности, процедуры обмена информацией.
Цели ВД: содействие региональной и международной безопасности и стабильности путем повышения транспарентности и ответственности в области передач обычных вооружений, товаров и технологий двойного применения, чтобы препятствовать таким образом их дестабилизирующим накоплениям.
Решения о передаче или об отказе в передаче любого товара являются исключительной прерогативой каждого государства - участника.
Участие России в ВД обусловлено обеспечением интересов национальной безопасности в целях предотвращения появления дестабилизирующих накоплений в отдельных странах и регионах.
Оно также позволяет защищать интересы российских производителей и экспортеров обычных вооружений, товаров и технологий двойного назначения, противодействовать принятию в ВД решений, не отвечающих российским интересам.
Функционирование ВД осуществляется путем выработки и принятия политических решений в отношении координации национальной экспортной политики стран-участниц ВД, а также корректировки Списка вооружений и Списка товаров и технологий двойного назначения. Решения принимаются путем проведения пленарных заседаний стран-участниц ВД. На них рассматриваются как политические вопросы, так и технические и процедурные вопросы внесения изменений в контрольные Списки. Пленарные заседания проводятся не реже одного раза в год под председательством представителей стран-участниц на основе ежегодной ротации.
Государства-участники уведомляют секретариат ВД о передачах и отказах в передаче в отношении всех государств, не являющихся участниками ВД.
По структуре Список товаров и технологий двойного назначения (раздел 1 – «базовый») имеет два приложения – «чувствительные» товары и технологии (раздел 2) и «весьма чувствительные» товары и технологии (раздел 3).
Государства-участники уведомляют об отказах в выдаче лицензий государствам, не являющимся участниками ВД, в отношении номенклатуры, включенной в Список товаров и технологий двойного назначения в случае, когда причины отказов соответствуют целям договоренностей.
В рамках ВД выработаны и согласованы единые подходы относительно порядка:
- выдачи экспортных лицензий на товары и технологии двойного назначения;
- корректировки контрольных списков;
- установления и контроля конечных пользователей в странах экспортерах;
- контроля за реэкспортом и передачей экспортируемой продукции третьим лицам
Функции исполнительного органа осуществляет секретариат ВД в Вене. Государства-участники на регулярной основе проводят встречи.
7. Международный режим экспортного контроля за ракетными технологиями
Австралийская группа
АВСТРАЛИЙСКАЯ ГРУППА (АГ)
Австралийская группа была создана в 1995 году. Ее основной задачей является ограничение распространения химического и биологического оружия путем установления контроля над передачами химических веществ, оборудования, технологий, а также агентов и организмов, которые могут быть использованы при создании такого оружия.
АГ не имеет устава и, вследствие своего неформального характера , не может принимать обязательных для исполнения решений.
Все государства, входящие в АГ , подписали и ратифицировали:
- Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления запасов и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО) от 1993 г;
- Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического ( биологического) и токсинного оружия и об его уничтожении (КБТО) от 1973 г.
КЗХО и КБТО представляют собой открытые международные режимы, участниками которых могут стать любые государства , подписавшие их и выполняющие заложенные в них требования.
Пока в силу ряда обстоятельств Россия не участвует в этом режиме, хотя отдельными странами выдвигаются некие предварительные условия нашего членства. В настоящее время неясны перспективы и самой группы. Так, ряд государств считает, что при наличии конвенции по химическому и биологическому оружию роль и значение АГ объективно снижается.
Вместе с тем следует отметить, что наши контрольные списки практически не отличаются от списков, которые приняты в АГ. По ряду позиций российские правила экспорта продукции двойного назначения химического и биологического профиля даже более жестки, чем те, которые действуют в АГ.
СПИСКИ:
1. «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»
Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1005
2. «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»
3.«Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль»
4.«Об утверждении Списка возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю»
5. «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»
6. «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль»
10. Регламент работы внутрифирменных программ экспортного контроля
11. Общие требования к созданию внутрифирменных программ экспортного контроля
В России нет нормативно закрепленных требований к форме организации системы экспортного контроля на предприятиях и их ВПЭК.
Внутрифирменная система экспортного контроля создается на предприятии (в организации) независимо от формы собственности на добровольной основе.
Основной целью создания внутрифирменной системы экспортного контроля является формирование на предприятии (в организации) механизма проверок для обеспечения правомерности внешнеторговых сделок с тем, чтобы содействовать более эффективному управлению внешнеэкономической деятельностью, облегчить выполнение процедур, связанных с получением экспортных лицензий, а также воспрепятствовать осуществлению передач материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, в результате которых может быть нанесен ущерб государственным интересам Российской Федерации либо нарушены ее международные обязательства в области нераспространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия.
Создание внутрифирменной системы экспортного контроля не освобождает экспортеров от уголовной, гражданско-правовой и иной ответственности в случае нарушения ими требований законодательства Российской Федерации.
Реализация требований внутрифирменной системы экспортного контроля осуществляется через создаваемые на предприятиях (в организациях) внутрифирменной службы экспортного контроля.
12. Организационно – техническое обеспечение работы внутрифирменной программы экспортного контроля
13. Информационное обеспечение работы внутрифирменной программы экспортного контроля
Внутрифирменная программа экспортного контроля должна содержать:
• перечень мероприятий по созданию в организации внутрифирменной службы экспортного контроля;
• положение о внутрифирменной службе экспортного контроля;
• перечень мероприятий по подготовке и оформлению документов, необходимых для получения лицензий или разрешений на осуществление внешнеэкономических операций;
• перечень товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, являющихся объектами внешнеэкономической деятельности организации;
• перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований экспортного контроля при отгрузке и отправке вывозимой из Российской Федерации продукции;
• программу обучения сотрудников организации по вопросам экспортного контроля.
В целях оказания информационно-методической поддержки участникам внешнеэкономической деятельности, разработано Методическое руководство по созданию на предприятиях (в организациях) внутрифирменной программы экспортного контроля, в котором даны практические рекомендации по организации такой работы.
14. Примерная структура внутрифирменной службы экспортного контроля
Внутрифирменная программа экспортного контроля это комплекс мероприятий организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемых организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля.
Основные задачи и содержание внутрифирменной программы экспортного контроля изложены в "Положении о создании и функционировании внутрифирменных программ экспортного контроля", утвержденном 16 мая 2003г.
Реализация задач внутрифирменных программ экспортного контроля осуществляется через создаваемые в организациях внутрифирменные службы экспортного контроля, возглавляемые руководителем внутрифирменной службы экспортного контроля (для крупных организаций с большими объемами экспортных поставок) либо через назначаемого в организации уполномоченного по экспортному контролю (для малых и средних организаций).
При необходимости сотрудники внутрифирменной службы экспортного контроля могут совмещать обязанности указанных специалистов.
Назначаемый в организациях с малыми объемами экспортных поставок уполномоченный по экспортному контролю должен владеть всеми вопросами, входящими в компетенцию вышеперечисленных сотрудников внутрифирменной службы экспортного контроля организаций с большим объемом экспорта, и обеспечивать их выполнение по мере подготовки и реализации внешнеэкономических сделок.
Руководитель и сотрудники внутрифирменной службы экспортного контроля должны систематически повышать свой профессиональный уровень.
Внутрифирменная служба экспортного контроля осуществляет свою деятельность в тесном контакте с производственными и функциональными подразделениями организации, определяемыми приказом по организации о создании внутрифирменной программы экспортного контроля.
Руководством такой организации назначается руководитель внутрифирменной службы экспортного контроля, в задачу которого входят:
- знание нормативно-правовой базы по экспортному контролю и обеспечение в организации необходимой документации по этому вопросу;
- обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти при решении вопросов вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий;
- организация и проведение работ по экспортному контролю в своей организации;
- обеспечение взаимодействия внутри организации со службами, осуществляющими предварительную подготовку к вывозу контролируемых товаров и технологий, переговоры с импортером, подразделениями организации, производящими экспортируемый товар, и другими службами и подразделениями организации, обеспечивающими процесс вывоза;
- участие в экспертной комиссии организации при рассмотрении вопросов вывоза производимой продукции;
- проведение скрининга внешнеэкономических сделок;
- проведение проверок подразделений организации по вопросам экспортного контроля;
- подготовка и представление документов и информации, необходимых для целей экспортного контроля по запросам Минпромнауки России;
- обучение сотрудников внутрифирменной службы и сотрудников организации по вопросам экспортного контроля.
Руководитель внутрифирменной службы экспортного контроля в организации имеет право:
- обращаться к руководителю организации с инициативой приостановки любых внешнеэкономических сделок в случае возникновения обстоятельств, способных привести к нарушению законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;
- запрашивать от всех подразделений организации информацию, необходимую для выполнения возложенных на внутрифирменную службу экспортного контроля задач и функций;
- принимать участие во всех совещаниях, проводимых в организации при обсуждении вопросов вывоза производимой продукции;
- принимать участие в переговорах с иностранными партнерами, проводимых руководством организации и подразделениями этой организации по вопросам осуществления внешнеэкономических операций с производимой продукцией;
- принимать участие в семинарах и конференциях по вопросам экспортного контроля;
- вносить в установленном порядке предложения руководителю организации об изменениях и дополнениях в штатном расписании и должностных инструкциях специалистов внутрифирменной службы экспортного контроля, а также в положения о подразделениях организации, связанных с внешнеэкономической деятельностью;
- осуществлять методическое руководство и контроль за внешнеэкономической деятельностью дочерних отделений и филиалов в части соблюдения ими требований экспортного контроля.
Специалист по проведению идентификации экспортируемой продукции обязан:
- знать нормативно-правовую базу по экспортному контролю, иметь списки контролируемых товаров и технологий и уметь ими пользоваться, отслеживать в них изменения и дополнения, принятые указами Президента Российской Федерации;
- уметь идентифицировать экспортируемую продукцию путем анализа параметров экспортируемых товаров и технологий и оценки методик подтверждения этих параметров;
- в случае отсутствия методик подтверждения параметров или несоответствия их международным стандартам и нормам, указанным в контрольных списках, докладывать об этом руководителю внутрифирменной службы экспортного контроля;
- принимать участие в разработке методик подтверждения параметров экспортируемых товаров и технологий либо участвовать в их согласовании;
- принимать участие в разработке предложений по корректировке (уточнению) списков контролируемых товаров и технологий.
Специалист по проверке конечного использования экспортируемых товаров и технологий обязан:
- знать нормативно-правовую базу по экспортному контролю;
- определять, существуют ли какие либо индикаторы риска, препятствующие экспорту товаров, услуг и технологий;
- принимать в обязательном порядке участие в переговорах с иностранными партнерами по вопросам осуществления внешнеэкономических операций с производимой продукцией;
- обеспечивать взаимодействие с соответствующими службами министерств и ведомств для проверки надежности иностранного заказчика и конечного пользователя по имеющейся у этих государственных органов информации;
- отслеживать правильное оформление документов в части конечного использования экспортируемых товаров и технологий, а также в части предприятия конечного пользователя;
- участвовать, в случае необходимости, в проверках по конечному использованию экспортируемой продукции;
- вести учетную документацию по всем нарушениям импортером конечного использования экспортируемой продукции.
Специалист по оформлению лицензий и разрешений обязан:
- знать нормативно-правовую базу и законодательные акты в части оформления лицензий и разрешений на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю;
- обеспечивать подготовку и оформление документов, необходимых для получения лицензий и разрешений;
- оформлять справку о том, что намечаемые для экспорта товары и технологии не подпадают ни под один из списков экспортного контроля и, следовательно, не подлежат лицензированию.
Специалист по предотгрузочному контролю обязан:
- знать нормативно-правовую базу по экспортному контролю;
- осуществлять контроль за упаковкой и отгрузкой контролируемой продукции в надлежащую тару в соответствии с нормативными документами;
- принимать участие в опломбировании контролируемой продукции и осуществлять проверку установленных пломб;
- осуществлять предотгрузочный контроль совместно с персоналом подразделения, обеспечивающего отправку груза;
- визировать товаросопроводительные документы;
- регистрировать отгрузку вывозимой продукции.
15. Функции, права и обязанности внутрифирменной службы экспортного контроля
Внутрифирменная программа экспортного контроля (ВПЭК) – это комплекс мер, выполнение которых предприятия и организации принимают на себя добровольно и которые направлены на то, чтобы экспорт товаров, технологий, научно-технической информации и услуг двойного назначения и принятие решений в этой области осуществлялись ответственно и в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. В обязательном порядке ВПЭК создают организации, осуществляющие научную или производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также систематически получающие доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями. Только при наличии ВПЭК организация имеет право получать генеральные лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, в отношении которых установлен экспортный контроль. Внедрение ВПЭК не освобождает от ответственности.
Функции:
Проверка внешнеэкономических операций (не преследовать цель-экономич выгоды, обеспечение проведе-
ния скрининга сделок, подготовка и документальное о