В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Одним из условий развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова является безотметочное обучение. Безотметочное обучение –это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей отметочной системы оценивания, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению мотивации и учебной самостоятельности в обучении [5].
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении[5]
- Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
- Для оценивания и самооценивания выбираются задания, где существует объективный, однозначный критерий оценивания.
- Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и являются предметом договора между учителем и учениками.
- Самооценка ученика должна дифференцироваться.
- Содержательное самооцениванию неотрывно от умения себя контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
- Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий.
- Право ребенка на сомнение должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения, создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.
- Вводятся средства оценивания, позволяющие прослеживать динамику успешности ребенка относительного него самого (графики уменьшения количества ошибок в диктанте, счете и т.п.). Исключается сравнение достижений учащихся между собой.
Правила оценочной безопасности(Г. А. Цукерман, 1996))
1. Не скупиться на похвалу (особенно невербальную).
2. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо "Ты сделал ошибки в этом примере" продуктивней сказать: "Давай с тобой найдем в этом примере две ошибки."
3. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
4. Ставить перед ребенком только конкретные цели.
5. "За двумя зайцами...". Не надо перед первоклассником ставить более одной задачи одновременно. Если Вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
6. Формула "опять ты НЕ..." - верный способ выращивания НЕудачника.
Вопросы и задания
ЗАДАНИЕ 1.Познакомьтесь с описанием технологии развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и дайте ответы на следующие вопросы:
- В чем, по-вашему, заключается актуальность данной технологии?
- Каковы особенности организации образовательного процесса в рамках данной системы?
ЗАДАНИЕ 2. Познакомьтесь с особенностями оценивания учащихся в данной системе. В чем вы видите положительные и отрицательные стороны безотметочного обучения? Готовы ли вы перейти на безотметочное обучение?
ЗАДАНИЕ 3. Познакомьтесь со статьями Н.Н. Веселовой и Л.В. Латыповой (см. рекомендуемую литературу). На основании анализа данных статей дайте ответ на вопросы:
- В чем заключаются особенности построения уроков в данной системе?
- Направлены ли предложенные задания на формирование учебной деятельности младших школьников? Аргументируйте свой ответ.
- С чем, по-вашему, связана сложность реализации системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в современной педагогической практике?
Рекомендуемая литература:
1.Веселова Н.Н. Построение заданий на развитие у младших школьников учебной деятельности.//Начальная школа: плюс, минус. 2002, № 7.
2.Волкова Г., Чикурова М., От «школы памяти» к «школе мышления» и «школе развития».//Директор школы. 1999, № 2.
3.Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск, 1992.
4.Латыпова Л.В. Три последовательно проведенных урока по системе развивающего обучения Эльконина-Даывдова.// Начальная школа: плюс, минус. 2002, № 7
5.Маланов С.В. Д.Б. Эльконин и психологические закономерности развития и обучения ребенка.// Начальная школа до и после. 2004, № 10.
6.Морозова Н.А. Учебная деятельность как универсальный метод обучения.//Начальная школа: плюс, минус. 20002, № 12
7.Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школе. – М., 2003.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
(СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА)
Плохой учитель преподносит истину,
Хороший – учит ее находить.
А. Дистервег
Актуальность
Эта дидактическая система была разработана в 60-х годах. В основе ее лежит идея объединить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Исходя из этого, определены дидактические принципы данной системы: обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся - и самых слабых, и самых сильных. Принципы действуют только в комплексной системе обучения. Перенесенный в обычную программу принцип более высокой трудности дал обратный результат - перегрузку. Система не рассчитана на форсирование темпов обучения, но создает условия для всестороннего развития ребенка.
Целевые ориентации
§ Высокое общее развитие личности.
§ Создание основы для всестороннего гармонического развития.
§ Общее развитие есть появление психических новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом.
§ Только общее развитие создает фундамент гармонического развития человека.
§ Знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и являются его предпосылкой.
Особенности образовательного процесса
Ø Ход познания - «от учеников».
Ø Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, выявляют закономерности.
Ø Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, основанная на ориентировочно-исследовательских, творческих видах заданий.
Ø Коллективный поиск, направляемый учителем.
Ø Создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Ø Создание психолго-педагогических условий для естественного самовыражения ученика.
Ø Гибкая структура урока.
Методика обучения представляет часть целостной дидактической системы, характеризуется рядом типических черт, которые проявляются в преподавании всех учебных предметов:
§ многогранность –свойство, которое определяет то, что методическим приемам должны быть присущи разнородные функции, вызывающие к жизни в процессе обучения разные стороны психики;
§ процессуальный характерметодики – выражается в том, что учебный материал дается не в виде дискретных, замкнутых в себе частей, прочное усвоение которых происходит изолированно друг от друга, а в виде постоянного его развертывания, обогащения, когда каждый отдельный элемент курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами;
§ разрешение коллизий–учащиеся наталкиваются на ситуации, когда вновь приобретаемые знания вступают в противоречие с ранее усвоенными и происходит самостоятельное разрешение, осознание этих противоречий, при этом пробуждается интерес, интенсифицируется мысль школьников;
§ вариантность-свойство, касающееся деятельности как учителя (предполагается возможность и необходимость разных подходов к преподнесению одного и того же материала), так и учащихся (перед учащимися раскрывается возможность обнаружения разных точек зрения на изучаемый материал, разных отношений, оценок).