Организации летной работы для принятия решения.
4.1.5. Показатели качества полетов должны служить основой
для разработки соответствующих мероприятий, направленных на
своевременное предупреждение в дальнейшем нарушений норма-
тивов летной эксплуатации. Они должны также использоваться
для обобщения и пропаганды отличной техники пилотирования,
оценки действия экипажа при возникновении нестандартных си-
туаций в полете.
4.1.6. В целях предупреждения и профилактики нарушений
норм летной эксплуатации и отклонений от них, а также повыше-
ния уровня профессиональной подготовки экипажей отдельные
нарушения правил летной эксплуатации, допущенные каким-либо
КВС или членом экипажа, по усмотрению руководителя по орга-
низации летной работы могут быть рассмотрены на разборах.
4.1.7. В случае инцидентов и грубых нарушений правил эксплу-
атации ВС, угрожающих безопасности полетов, к нарушителям
должны быть применены меры воздействия.
4.1.8. Наиболее перспективной формой учета отклонений и на-
рушений в деятельности экипажей является применение автомати-
зированных программ. В тех подразделениях, где внедрены такие
программы или системы управления качеством летной деятельно-
сти, учет отклонений в работе экипажей осуществляется с их по-
мощью по технологии, описанной в проектной документации на
эти системы.
Для подразделений, где не задействованы такие системы, для
учета нарушений (отклонений) правил полета ведется «Журнал
показателей качества полетов» (см. прил. 8), который служит для
следующих целей:
— учет количества нарушений параметров полета;
— учет количества нарушений технологии работы экипажа;
— учет количества нарушений, допущенных на различных эта-
пах полета;
— оценка качества выполняемых полетов отдельными экипа-
жами и подразделением в целом;
— выявление наиболее характерных нарушений, допускаемых
экипажами;
— оценка эффективности проводимых мероприятий по преду-
преждению нарушений;
— сбор материалов для проведения разборов полетов;
— выборка данных для учета и отчетности.
Журнал (по типам ВС) в течение года ведет инженер подразде-
ления по контролю качества выполнения полетов.
Перечень контролируемых параметров, вносимых в Журнал,
устанавливается применительно к типам эксплуатируемых ВС ре-
шением командира отряда (руководителя по организации летной
работы).
Информация, получаемая в П П И, хранится в летном подраз-
делении не менее двух лет.
4.2. Использование ПИ в технических службах в целях контро-
ля исправности и диагностирования AT.
4.2.1. П П И обеспечивает сбор и учет данных об отказах и не-
исправностях AT, выявленных при обработке П И, а также по
заданиям на расшифровку, составленным цехами ТО.
4.2.2. ПИ может использоваться в целях контроля работоспо-
собности (правильности функционирования) бортового оборудо-
вания, систем ВС, диагностирования работы силовых установок и
их систем, определения причин отказов AT и режимов ее эксплуа-
тации.
Оценка работоспособности систем и оборудования на отдель-
ных режимах их работы в объеме контролируемых параметров
осуществляется с использованием специализированных программ
и программ экспресс-анализа.
4.2.3. Анализ характера изменения регистрируемых в полете
параметров и специализированные программы могут быть ис-
пользованы также при расследовании причин отказов AT.
4.2.4. Получение данных о состоянии AT зависит от оснащен-
ности П П И обрабатывающей аппаратурой и наличия специализи-
рованных программ обработки.
4.2.5. При обнаружении признаков отказа AT специалисты
ППИ заполняют и передают (согласно установленному в
организации порядку) в П Д О «Задание на устранение отказа на
ВС». Одновременно в «Журнале учета отказов и неисправностей
авиатехники, выявленных при обработке полетной информации»
(см. прил. 8), делается запись об этих отказах. Диспетчер П Д О, по-
лучив «Задание», выдает его в подразделение, выполняющее тех-
ническое обслуживание данного ВС. П П И производит дополни-
тельную обработку ПИ для обнаружения отказавшего агрегата
или системы ВС на основании оформленного задания на расшиф-
ровку цехом ТО с указанием в нем необходимого перечня параме-
тров и этапа полета, подлежащих расшифровке. При необходимо-
сти специалисты П П И могут привлекаться к работе по анализу
причин отказа и поиску места неисправности AT.
4.2.6. Анализ ПИ и накопленного систематизированного мате-
риала по отказам AT, налаженное взаимодействие П П И с эксплу-
атационными подразделениями и подразделениями диагностики
(надежности) должны создавать благоприятные условия, обеспе-
чивающие работоспособность, надежность и долговечность AT, и
в целом способствовать безопасности полетов.
4.2.7. Разрешение на передачу сторонним организациям пер-
вичных носителей или результатов обработки ПИ (за исключени-
ем случаев, относящихся к расследованию причин АП и инциден-
тов) дается руководителем организации - эксплуатанта ВС.
Результат обработки ПИ является продуктом деятельности
П П И, имеющим информационную ценность и стоимость.
4.3. Использование ПИ при определении причин АП и инци-
дентов.
Порядок снятия, обработки и дальнейшего хранения носите-
лей П И, использования результатов обработки при установлении
причин АП и инцидентов определен «Правилами расследования
авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воз-
душными судами в Российской Федерации» ( П Р А П И — 98), ут-
вержденными постановлением Правительства Российской Феде-
рации от 18 июня 1998 года № 609.
При обработке ПИ в интересах расследования инцидентов
обязательно выполняются экспресс-анализ и обработка с исполь-
зованием другого специального программного обеспечения, обя-
зательного к применению для данного типа ВС (если это допуска-
ет состояние носителя и качество полетной информации).
18 19