Многоходовые и угловые краны
Все рассмотренные выше конструкции конических кранов представляли собой проходные краны, имеющие входной и выходной патрубки на общей оси. Однако краны (в отличие от задвижек и вентилей) позволяют легко управлять потоками сразу через несколько патрубков, число которых может доходить до 6...8.
Рис. 2.175. Схема работы трехходового крана
Наиболее широко применяют трехходовые краны, служащие для одновременного соединения двух или трех трубопроводов. На рис. 2.175 показаны положения пробки при трех вариантах подключения трубопроводов.
Трехходовые краны бывают двух типов: с L-образным (рис. 2.176а) и Т-образным проходами в пробке (рис. 2.1766).
Кран с L-образным проходом в пробке имеет три рабочих положения при повороте пробки на 180° и два - при повороте пробки на 90°; с Т-образным проходом — четыре рабочих положения при повороте пробки на 270, три — при повороте пробки на 180 и два — при повороте пробки на 90°.
Краны с числом патрубков четыре и более принципиально не отличаются от трехходовых.
Цилиндрические краны
Краны с цилиндрическим затвором (рис. 2.177) проще конических в изготовлении, а их уплотнительные поверхности не нуждаются в притирке ввиду простоты технологической доводки цилиндрических поверхностей на универсальных шлифовальных станках.
По конструктивным признакам цилиндрические краны можно разделить на две группы - краны с металлическим и эластичным уплотнениями.
Цилиндрический кран с уплотнением «металл по металлу» состоит из корпуса, металлической пробки, крышки и сальника. Между уплотнительными цилиндрическими поверхностями должен быть или небольшой натяг или минимальный зазор. Благодаря отсутствию поджима уплотнительных поверхностей удельные давления на них (без подачи давления среды) невелики или их вообще нет. При несовпадении диаметров цилиндра пробки и корпуса они контактируют по прямой, параллельной оси пробки. Поэтому цилиндрические краны с уплотнением «металл по металлу» применяют в основном для высоковязких сред (мазут, каменноугольный пек и др.).
Уплотнения без зазоров применять в цилиндрических кранах для сред с высокой температурой крайне опасно, так как возможно заклинивание пробки в корпусе вследствие неравномерного расширения уплотнений, а ликвидировать такие заклинивания в рабочих условиях очень трудно.
Для устранения указанных недостатков кранов с цилиндрическим уплотнением «металл по металлу» разработана конструкция крана с разъемной пробкой.
Пробка состоит из двух половин, разжимаемых пружинами. Недостатком данной конструкции является большое число деталей и наличие пружин в рабочей среде.
Более широко применяют цилиндрические краны со смазкой (система подачи смазки на уплотнительные поверхности та же, что и у конических кранов). Применение специальных смазок для различных сред и условий работы обеспечивает необходимую герметичность затвора.
Сильфонные краны
Сальниковые краны не обеспечивают длительную и надежную герметичность по сальниковому уплотнению и могут допустить проникновение взрывоопасных или токсичных сред в атмосферу.
Для этих условий работы в ЦКБА разработаны сильфонные краны без сальникового уплотнения (рис. 2.178). Сильфон уплотняет шпиндель и полностью изолирует среду от атмосферы. В особо ответственных случаях наряду с сильфоном предусматривают и сальник, который может предотвратить прорыв среды в атмосферу при механическом повреждении или усталостном разрыве сильфона.
Как известно, сильфоны применяют для уплотнения линейно перемещающихся деталей, имеющих небольшой ход. Применение его в кране создает конструктивные затруднения, так как пробка крана должна
повернуться на 90°. Для этой цели пробка крана выполнена подъемно-поворотной.
Пробка 1 имеет два хвостовика, входящих в направляющие корпуса. Верхним хвостовиком пробка подвижно соединена с головкой 3 шпинделя 4. На нижнем хвостовике имеются два спиральных паза, в которые входят пальцы 7, неподвижно закрепленные в корпусе 2.
При вращении рукоятки управления краном 5 против часовой стрелки шпиндель 4 перемещается вверх, сжимая сильфон 6 и поднимая пробку. Пальцы 7 входят в спиральные канавки нижнего хвостовика пробки и разворачивают ее на 90°, совмещая проходное отверстие в пробке с отверстиями патрубков 8.
Для уплотнения в закрытом положении на конической поверхности пробки имеются кольца 9, которые прижимаются к соответствующим уплотнительным поверхностям корпуса при опускании пробки.
Угол наклона спирали подбирается так, чтобы пробка могла поворачиваться под собственной массой.
Необходимо отметить, что сильфонный кран имеет высокую стоимость, так как повышены требования к точности изготовления. Кроме того, конструктивные особенности крана — наличие подъемной пробки — не позволяют применять его в вязких и полимеризующихся средах.
Запорно-регулирующие краны
Часто требуется сочетать в одном устройстве функции регулирования и надежного перекрытия потока. Эти требования привели к созданию углового запорно-регулирующего шарового крана. Краны по своему назначению не предназначены для дросселирования потока жидкости или газа. Если у обычного крана (шарового или конического) в промежуточном (полуоткрытом) положении дросселирование потока происходит с двух сторон (на входе и на выходе), то у запорно-регулирующего крана — только с одной стороны.
Это достигается (рис. 2.179) угловым расположением прохода в пробке крана.
Пробка 6 крана постоянно прижата плавающим шпинделем 8 к уплотнительному кольцу 2, при ее вращении проход, образованный патрубком 1, не перекрывается. Дросселирование потока осуществляется перекрытием прохода, образованного патрубком 5.
Для уменьшения эрозионного износа кромки прохода пробки и патрубка со стороны дросселирования потока направлены твердым сплавом (стеллитом или сормайтом).
Самоустанавливающееся уплотнительное устройство расположено соосно-оппозитно дроссельной части крана и состоит из диска 10 с кольцевой проточкой с запрессованным уплотнительным кольцом 9 (в данном случае из фторопласта). Уплотнительное кольцо постоянно прижато к сферической поверхности пробки и не подвержено эрозионному износу.
На рисунке 2.179 кран показан полностью открытым. При неполном повороте пробки на 90° происходит дросселирование потока. Полное герметичное перекрытие потока осуществляется поворотом пробки на 180°.
Преимущества данной конструкции заключается еще и в том, что уплотнения можно поджать по мере износа без разборки крана.
Подобный кран может быть выполнен и в проходной модификации. При этом корпус крана напоминает корпус прямоточного вентиля. Шаровая пробка вращается относительно одного из проходов (в данном случае седла), а шпиндель наклонен под углом 45° к оси трубопровода (патрубков). Применение подобной конструкции в технологических схемах с приблизительными расходными характеристиками позволяет отказаться от применения запорной арматуры (крана, вентиля) вместе с регулирующим (расход) исполнительным устройством.