Концептуальные положения и идеи
Общесоциальные:
v Школьное образование служит развитию всего ценного, чем потенциально владеют ученики, развитию их личностей как членов общества, а также их способностей рассуждать; развитию независимости учеников и чувства ответственности у них за самих себя.
v Школа ответственна за обеспечение продвижения учеников, за учёт их личных талантов, способностей и заявляет о своей готовности изучить физическую, социальную, эмоциональную и интеллектуальную стадию развития каждого индивидуума.
v Одарённые молодые люди, так же как и учащиеся с ограниченными возможностями и те, кого общество поставило в невыгодное положение, должны быть поддержаны в индивидуальном порядке. Школа должна развить индивидуальные способности человека и к независимому принятию решения, совершению действий, и к умению сотрудничать и общаться, что позволит ученикам активно и ответственно участвовать в социальной, культурной, экономической и профессиональной сферах.
Педагогические:
v Принцип личностной ориентации образования: приоритет интересов ребенка, помощь, защита, поддержка его во всех сферах жизнедеятельности.
v Ориентация образования на свободу ребенка и его самоопределение (свобода выбора большинства элементов обучения: содержания заданий, сроков, темпа и т.д.).
v Принцип индивидуализации обучения, педагогической поддержки.
v Принцип ведущей цели: личностная значимость цели, ориентация на субъективную активность молодых людей, ставка на самообразование.
v Соединение обучения с продуктивной деятельностью (трудом).
v Обучение через действие: знание является средством для достижения цели продуктивной деятельности.
v Интегративный подход в продуктивном обучении соединяет в единый процесс все аспекты обучения: личностный, деятельностный, общественный, культурный, профессиональный.
v Рефлексивный самоконтроль учащихся.
Особенности организации
Продуктивное обучение является образовательным процессом, реализуемым с помощью индивидуальных маршрутов, структурированных в виде последовательности шагов с четко определенными результатами, являющимися продуктивно-ориентированными действиями в жизненных ситуациях,
Целевая группа учащихся. В школу продуктивного обучения поступают подростки из разных слоев, у которых имеются самые разные проблемы.
Учебный план школы продуктивного обучения включает основные общеобразовательные предметы (язык, математика, история и т.п.). Тема производственной практики (стажировки, работы) обязательно связана с одной или несколькими предметными областями. Рейтинговая система оценивания включает и успехи практики.
Объекты работы могут представлять рабочие места, места стажировок, проекты.
Этап ориентирования в предстоящей деятельности (проекте) продуктивного обучения включает:
– переосмысливание участниками своих позиций, действий;
– выявление возможностей приобретения нового опыта;
– образование групп общения, обмен прошлым школьным опытом, выяснение общих интересов;
– представление педагогов как советчиков, сопровождающих обучение;
– анализ своего опыта, самоопределение.
Важно предложить молодым людям настоящие виды деятельности, не занимая их в роли помощников или вводя практику лишь изредка. Такая «настоящая деятельность» может быть найдена в традиционных формах, таких, как искусство или услуги, которые не слишком специализированы.
Задания. Учащиеся ставят себе задачи сами, сами расчленяют их на ступени решения и на основе пройденных этапов ставят себе новые задания.
Такие задания (места практики) могут быть выбраны в различных сферах социально-трудовой заботы: издательство, журналистика, клубная работа, прикладное искусство, бытовые услуги, ремонтные мастерские, медицинская помощь, сфера обслуживания, делопроизводство, международные коммуникативные проекты (обмен, переписка, конкурсы, игры и др.) и т.д.
Практика на одном месте продолжается 6-8 недель (по 2-3 дня в неделю), после чего учащиеся меняют предприятие или организацию.
Учебная мастерская. Как «просто мастерская» является рабочим цехом, так и «учебная мастерская» является местом для обучения; здесь индивид занимается и действует продуктивно, как в мастерской. От класса учебную мастерскую отличает то, что здесь учащемуся предоставляется значительное количество педагогических материалов, от традиционной библиотеки и медиатеки до комнаты для проявки пленок, собрания рабочих материалов, игр и других средств стимуляции творческой деятельности, включая последние достижения компьютерной техники. Выставки на подоконниках и стенах служат наглядным средством документации процесса обучения. Педагоги выступают в учебной мастерской в роли советчиков или посредников.
Учебная мастерская является мостом между практическим и теоретическим обучением, между индивидуальными и групповыми методами работы. В определенном смысле она является лабораторией, в которой определяются вопросы и темы, возникшие в процессе практической деятельности.
Метод практических социальных проектов. В процессе обучения учащийся может выполнить несколько проектов, которые составляют его «портфолио». Проекты выбираются учащимися самостоятельно и могут выполняться как на реальных рабочих местах, так и в социальном окружении школы (социальные проекты). Качество отчетов и их презентации («защиты») – основание для получения итоговых оценок.
Образовательный маршрут. В основе учебной жизни подростка лежит его индивидуальный образовательный маршрут - план, состоящий из набора стажировок, групповых занятий с обсуждением их результатов и дополнительных академических занятий. Вид траектории процесса обучения определяется ребенком и средой (при участии взрослого).
Ключевым здесь является предоставление ребенку богатого выбора: видов деятельности, сенсорных модальностей, материалов для конструирования и т.п.
Траектория процесса обучения индивидуальна и не выстроена в виде линейной цепочки. Эта особенность естественного обучения реализуется в среде за счет создания специальной блоковой структуры, позволяющей сочетать общеразвивающие, интегративные и предметно-тематические блоки, обеспечивая ребенку возможность «движения» по лабиринту, составленному из таких блоков.
Профессиональная подготовка. Школа продуктивного обучения не ставит своей целью получение молодым человеком определенной профессии, она является системой широкой профессиональной ориентации. Подросток знакомится с разными сферами деятельности, узнает себя, открывает свои интересы и способности, уже школьником входит в реальный мир и начинает адаптироваться к его условиям. В некоторых случаях проводится и обучение началам профессии.
Особенности методики
Деятельность является системообразующим компонентом продуктивного обучения. Психологическая структура деятельности становится основанием для определения сущности продуктивного опыта подростка как составной части жизненного опыта, характеризующегося включением в рефлективную деятельность по созданию субъективно нового общественно полезного продукта.
Формы работы в фазе ориентирования: дискуссии, доклады, демонстрация фотографий, видеозаписей; полезно провести заключительное мероприятие - вечер, маленькое путешествие.
Большая часть учащихся школ продуктивного обучения являются правополушарными. Для них имеет значение опора на наглядно-образное мышление: визуализация знаний, применение масс-медиа средств. Обучение идет от практики к теории. Типичная последовательность «объяснение – усвоение – самостоятельное действие», принятая при традиционно организованном обучении, переворачивается и принимает вид: «самостоятельное действие – усвоение – объяснение».
В основе организации всех видов деятельности лежит творчество участников, проявление активности всячески стимулируется.
Индивидуальное сопровождение (консультирование). Главную роль в школе продуктивного обучения играют не учителя-предметники, а тьюторы, роль которых ближе социальному педагогу, воспитателю или менеджеру. Большую часть времени тьютор (к каждому из которых прикреплено 12-15 учеников школы) проводит за письменным столом с телефоном, обзванивая ресурсные точки, где его ученики проходят (или собираются проходить) практику. Разумеется, в обязанности тьютора входит консультирование учеников по выбору индивидуального маршрута, организация группового обсуждения результатов, формирование временных учебных групп для академических занятий, а также контроль за всей формальной стороной учебной жизни.
В индивидуальной работе тьютору приходится много времени уделять «беседе по душам» со своим подопечным. В этой работе ему необходимо: а) быть правдивым, искренним, аутентичным; б) проявлять приятие, а не осуждение; в) выражать симпатию и понимание. Общение должно быть направлено на личность и на помощь.
Оценивание достижений. Текущий контроль представляет еженедельная оценка тьютором успешности прохождения индивидуального маршрута. Первостепенное значение имеют самоконтроль и самооценка. Для помощи в этом ученику даются различные анкеты и советы.
По каждому учебному модулю существуют свои оценочные процедуры: зачет, реферат, отчет о практике, изготовление изделия, компьютерное тестирование, рейтинговая система и т.д.
Критериями оценивания служат обобщенные умения, обеспечивающие подросткам способность к самореализации и саморазвитию. К таким умениям относятся: способность участвовать в практико-ориентированной деятельности; умение анализировать факты и явления; способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, развитие рефлексивных процессов; формирование системы базовых оснований личности: личностно ориентированное отношение к новому, ценность и отношение «Я – другой»; произвольная продуктивная деятельность, нравственные качества.
Сроки итоговой аттестации индивидуального обучения не обязательно совпадают со сроками учебного года.
Исключительно важная роль принадлежит компьютеру: он обеспечивает скорость и полноту диагностики, широкий доступ к информации, оказывает разнообразную поддержку обучения, дает возможность дистанционного обучения.
В процессе продуктивного обучения используются элементы различных образовательных технологий (конспекты Шаталова, логико-смысловые модели, деловые игры, коллективный способ обучения и др.).
Коллективная (кооперативная, групповая) работа имеет в продуктивном обучении свои особенности: она направлена на поиск конструктивных действий, умение передавать свой опыт и перенимать чужой, терпимо относиться к особенностям и слабостям других и признавать свои, советоваться и помогать друг другу.
В коллективной интеракции взаимодействуют: Я (каждый участник), Мы (группа) и Тема (общее задание или материал). В алгоритме работы имеется очень большое сходство с методикой коллективных творческих дел.
Планирование этапов запуска и выполнения проекта. Составление проектного плана в школе
Проектный план, который составляется школой, изъявившей желание организовать профильный класс, состоит из семи разделов.
Название проекта. Руководитель проекта и педагогическая команда, состоящая из учителей, социальных педагогов, психологов, тьюторов, при возможности инструкторов-организаторов/координаторов практик, мастеров на рабочих местах (количество участников проекта определяется каждой школой самостоятельно).
Предпосылки проекта. Указываются причины развёртывания проекта, предпроектная ситуация, количество и состав групп учащихся, заинтересованных в проекте.
Задачи проекта в целом. Даётся описание решаемых задач на рабочих местах и окружающем социуме, характеризуются особенности проекта для одного из выбранных вариантов.
Вариант 1. В продуктивный класс набираются заинтересованные старшеклассники.
Вариант 2. В продуктивный класс набираются подростки, бросившие школу, но изъявившие желание закончить образование в рамках предлагаемого проекта.
Вариант 3. Продуктивный класс будет состоять из старшеклассников и подростков «с проблемами», заинтересованных в данном проекте.
Краткое содержание проекта. Даётся краткая характеристика всех выбранных учащимися проектов, особенностей организации учебного-рабочего времени, оговариваются условия и ресурсы, которые создаёт школа для выполнения ученических проектов.
Предполагаемый результат. Указывается: сколько подростков должны получить аттестаты и сертификаты о приобретении основ выбранной профессии.
Критерии оценки результатов проекта.
Финансовые средства и материальные ресурсы, необходимые для реализации проекта. Указываются требуемые суммы, вклад самой школы и дополнительное оборудование.
Наличие социального(ых) партнёра(ов), спонсоров, организаций, с которыми заключены договора о предоставлении рабочих (ученических) мест для учащихся, участвующих в проекте.
Разделение организационной работы на этапы и составление плана необходимых мероприятий на учебный год
Подготовительный этап имеет целью самоопределение всей команды участников. В неё входят команда педагогов и группа учащихся. Желательно подключение родителей. На основании договоров устанавливается испытательный срок для учащихся.
Педагогический коллектив анализирует ситуацию и определяет содержание проекта. На добровольной основе определяется команда педагогов – участников проекта. Проводятся отбор и психологическая работа с подростками-участниками (диагностика, анкетирование, выяснение уровня мотивации). Продумываются механизмы управления и самоуправления проектом. Определяются желаемые результаты.
Выполнение. Выполнение проекта в целом и индивидуальных проектов участников постоянно контролируется самими участниками в рамках групповой работы и рефлексии, а также консультаций педагогов. Организуется коллективное самообучение команды учителей в рамках проекта, обсуждение ими методической литературы и реальных ситуаций развития проекта в целом и отдельных проектов учащихся. В частности, проводятся анкетирование и опросы учащихся и учителей, содержание которых определяется самими участниками проекта в целях отслеживания возникающих проблем и определения путей их решения. Организуется диагностика учащихся (по рекомендации и участии психологов и социальных педагогов).
Заключительный этап. Организуются: гуманитарная экспертиза, общественная презентация отдельных проектов и развития проекта в целом. Намечаются цели и задачи развития проекта на следующий учебный год.
Предтечи, разновидности, последователи
& Технология продуктивного обучения в России. В реальной российской действительности продуктивное образование развивается в двух аспектах: 1) ориентация на индивидуализацию обучения и расширение его потенциала за счет интегративного подхода к вопросам академического, общекультурного и профессионального образования и 2) более широкого использования образовательных ресурсов окружающей социальной, экономической и культурной среды. Большинство школ продуктивного обучения либо являются государственными учреждениями общего образования (школы рабочей молодежи, специализированные школы, интернаты) и используют методы продуктивного обучения как элемент, дополняющий арсенал педагогических средств, либо являются учреждениями, осуществляющими начальную профессиональную подготовку (профессионально-технические училища, учебные комбинаты).
& Санкт-Петербургский институт продуктивного обучения объединяет несколько образовательных проектов: город как школа, мастерские продуктивного обучения, русский лицей и др.
& Включенное обучение - форма обучения, при котором учебные задачи решаются учителем и учениками «попутно» в связи с какой-либо практической деятельностью: производительным или учебным трудом, выполнением практических заданий, поручений и т.п.
Рекомендуемая литература
1. Александрова Е.А. Структура учебного плана продуктивного образования в берлинских школах // Школьные технологии. - 2001. - № 3.
2. Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. - М., 2000.
3. Башмаков М. и др. Информационная среда обучения. - СПб., 1997.
4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М., 1987.
5. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 1981.
6. Комплексная целевая программа «Город как школа». - СПб., 1994.
7. Крылова Н.Б., Леонтьева О.М. Школа без стен. Перспективы развития и организации продуктивных школ. – М.: Сентябрь, 2002.
8. Образовательная программа – маршрут ученика: Ч. II / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб., 2000.
9. Подласый И.П. Продуктивная педагогика. – М.: Народное образование, 2003.
10. Продуктивное образование // Школьные технологии. - 1999. - № 4.
9.2. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок)
Пойди туда - не знаю куда,
возьми то - не знаю что.
Русская народная сказка
Лобок Александр Михайлович (р. …) – учитель начальной школы, руководитель лаборатории начального образования, доктор философских наук, г. Екатеринбург.
Классификационные параметры
Уровень и характер применения: по содержанию идеи - общепедагогический, по распространенности в российском образовании на сегодня - частнопредметный.
Философская основа: антропологическая + природосообразная.
Методологический подход: вероятностный, социокультурный, синергетический.
Ведущие факторы развития: психогенные + социогенные.
Научная концепция освоения опыта: гештальт + ассоциативно-рефлекторная + интериоризаторская.
Ориентация на личностные сферы и структуры: СУД + СУМ.
Характер содержания: обучающий + светский + гуманистический + общеобразовательный.
Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, развивающая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп.
Преобладающие методы: проблемные + творческие + диалогические + саморазвития.
Организационные формы: альтернативная; индивидуальная + групповая.
Преобладающие средства: вербальные.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: субъект-субъектный + педоцентрический.
Направление модернизации: альтернативное.
Категория объектов: массовая, все категории.
Целевые ориентации
¶ От образования-обучения к образованию-диалогу.
¶ Формирование авторской позиции ребенка в культуре.
¶ Помощь ребенку в обретении способности осваивать пространство культуры, заявить себя в мире культуры и вести диалог с культурой.
¶ Развитие потребностей самореализации в различных сферах и формах культуры, прежде всего лингвистике и математике.
¶ Формирование письма у младшего школьника как авторского самовыражения и индивидуальной языковой интуиции (литературные способности).
Концептуальные положения
Образование, школа, ребенок
v Образование - это мир, стоящий между личностью ребенка и взрослого; это древнейшее порождение цивилизации есть насилие над личностно-индивидуальным бытием человека.
v Ценность образования не в усвоении знаний, а в том, что именно оно представляет собой поле, на котором вызревает в ситуации личностного протеста Я-концепция личности.
v Принимая феномен образования как совершенно гениальное культурное изобретение и как неизбежное зло (принуждение), необходимо научиться эффективно и с наименьшими потерями взаимодействовать с ним.
v Школа должна работать не на социальный заказ, а на максимальное развитие заложенных в человеке возможностей, а значит, ее содержание должно строиться не «сверху вниз» (так, чтобы «низшие» ступени школьного образования подстраивались под необходимость освоения «высших» уровней знания), а «снизу вверх», отталкиваясь от психологических возможностей детского развития.
v Первая проблема, проблема входа в образование - начальная школа. Здесь происходит радикальное изменение позиции ребенка: от своей логики взаимоотношений с миром, от своего Я перейти, принять логику иную, чуждую, лишенную свободы выбора - логику образования.
Особенности развития
v Мышление ребенка 6-10 лет (начальная школа) является допонятийным.
v Во главу угла поставлен индивидуальный мыслеобраз, а не стандарты программ.
v Ребенок ценен своим индивидуальным своеобразием.
v Подлинным основанием мышления является не понятие, а образ, и именно образные «единицы» мышления являются основным предметом описываемой технологии. Начальная школа - это то звено, в рамках которого закладываются прежде всего образно-интуитивные механизмы мышления, и лишь на следующем этапе, в среднем звене, наступает время формирования собственно понятийных структур.
Развивающее обучение Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова сводило процесс мышления к мышлению в понятиях и именно вокруг мышления в понятиях выстраивало логику учебного процесса. Но ведь мышление не исчерпывается одними только понятийными формами! И более того, есть основания полагать, что именно на допонятийном уровне формируются базовые мыслительные способности человека, о чем свидетельствует опыт множества людей, не прошедших школу раннего понятийного мышления по программам развивающего обучения и тем не менее выучившихся мыслить, причем мыслить неплохо. Сам Л.С. Выготский, анализируя феномен синкретов и комплексов как ранних, допонятийных структур детского мышления, вовсе не относится к ним как к своего рода «недопонятиям», т.е. как к несовершенным, недоделанным понятиям. Синкреты и комплексы - это ступеньки к понятию, но они имеют огромную самостоятельную ценность, и прежде всего - как носители эвристического потенциала человеческого мышления.
v Детство - это единый, непрерывный феномен, который не подгоняется под взрослое будущее, а творит себя из самого себя.