IX. Альтернативные технологии

Не важно, как жестоко вы погоняете вашу лошадь, как пришпориваете вы ее бока, не важно, как быстро она бежит; если вы мчитесь по кругу, вы не уйдете от той точки, в которой начали движение.

Суфийское высказывание

В поисках путей развития системы образования в науке и практике предлагается немало вариантов решения различных проблем. Одни варианты представляют вышерассмотренные технологии на основе модернизации существующей традиционной системы, другие, называемые альтернативными, применяют радикальные меры.

В широком смысле под альтернативными технологиями надо понимать такие, которые противостоят традиционной системе обучения ТО (см. гл. III) какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения или позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация (обновление ТО) может называться альтернативой.

В современной педагогикеальтернативными технологиями называются такие, которые пересматривают, изменяют концептуальные,то есть самые существенные(социальные, психологические, философские) основания традиционного педагогического процесса.

Важнейшей консервативной стороной традиционной системы образования является классно-урочная организация учебного процесса. Ее альтернативу представляет отказ от атрибутов классно-урочной системы, от обязательности посещения занятий и других организационно-институциональных характеристик школы, таких, как экзамены, стандарты, деление на классы по возрасту и т.д., некоторые формы дифференциации и индивидуализации (см. гл. VI), деятельность разновозрастных групп (см. т. 2), различные формы внеурочной работы (см. т. 2) и другие.

«Криминальной» особенностью современной технологии традиционного обучения, остро проявившейся в последнее десятилетие, является «насилие» над физической и психической природой ребенка (непосильная умственная нагрузка, ограничение физического движения, игнорирование закономерностей развития ребенка и др.). Поэтому второе альтернативное направление в модернизации образования объединяет так называемые природосообразные технологии.

Еще одной из сущностных характеристик традиционного обучения является авторитарность, подчиненное положение ребенка по отношению к педагогу. Альтернатива этой системе – свободное образование начало складываться в конце XIX – начале ХХ века (Л. Толстой, М. Монтессори, А. Нейлл, К. Вентцель и др.). Оно провозглашает в качестве основной цели - обеспечение ребенку независимого свободного выбора деятельности в процессе образования.

На волне критики регламентированной, стандартизированной классно-урочной системы, в обстановке интенсивных поисков повышения эффективности школьного обучения и воспитания появились т.н.открытые школы, которые ставят во главу угла идею более тесной интеграции образования с окружающим миром, заменяя стереотип школьного обучения другими организационными формами.

В период острого естественно-научного кризиса начала ХХ века, обострившего проблемы соотношения сознания и материи, еще одной мощной альтернативой традиционной педагогики выступают развивающие технологии(см. гл. …), основанные на субъектности позиции ребенка в учебно-воспитательном процессе и приоритетности целей формирования мышления – СУД (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

Сегодня эти и другие альтернативные идеи являются одним из источников новой, рождающейся парадигмы образования XXI века, целью которого будет свободный творческий человек.

В данной главе рассматриваются следующие альтернативные технологии:

9.1. Технология продуктивного образования (Productive Learning)

& Технология продуктивного обучения в России

& Санкт-Петербургский институт продуктивного обучения

& Включенное обучение

9.2. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок)

● Особенности усвоения языковой культуры

● Технология «Другая математика»

& Настольные игры

& Культурно-образовательное путешествие

Технология мастерских

& Погружения (по Г.К. Лозанову, И.П. Иванову, М.П. Щетинину)

& СтудииА.Н. Тубельского

& Мастер-классы

& Проектные мастерские

9.4. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской)

& Альтернативныеначальныешколы США

& «Свободныешколы»

& Круглогодичные школы

& «Неградуированные школы»

& Домашниешколы

& «Дикиешколы»

Рекомендуемая литература

Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003.

9.1. Технология продуктивного образования (Productive Learning)

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

В 1972 году американские педагоги О. Домброу, Ф. Кури и Р. Сафран предложили альтернативную организацию «Школа без стен», которая получила распространение в городах США под названием «Школа как город», а затем как «технология продуктивного образования», «технология обучения на практике», «открытая школа».

«Школа без стен» объединила молодых людей 16-18 лет, разочаровавшихся в обычной школьной жизни. Ребята прикреплялись к «школе без стен», которая предоставляла им возможность обучаться на различных рабочих местах, в «ситуациях реальной жизни».

К каждому учащемуся прикреплялся учитель-тьютор, который помогал ему выбрать подходящее место стажировок, следил за успехами, организовывал групповое обсуждение результатов, помогал в выборе академических занятий (уже в стенах школы), активно влиял на выбор дальнейшего пути после окончания школы. Зачинателями движения продуктивных школ в Европе являются немецкие специалисты Й. Шнайдер и И. Бём.

Термин «продуктивность» в словосочетании «продуктивное обучение» имеет три смысла, отражающие три важнейшие стороны этой технологии.

Первый его смысл представляет некоторое качество созидательной, производительной, «хозяйственной» или общественной деятельности человека, результатом которой является продукт - материальный, интеллектуальный, духовный.

Во втором смысле термин «продуктивность» давно уже используется психологией в сочетаниях «продуктивность мышления», «продуктивность интеллекта» и отражает качество эффективности интеллектуальной деятельности личности.

Третий смысл продуктивности заключается в результатах деятельности образовательной системы, выдающей социальный продукт в виде судеб людей и сообществ.

Продуктивное образование - это личностно ориентированная педагогическая технология, обеспечивающая получение образования на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых индивидом и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, профессиональную ориентацию, осуществление различных этапов профессионального образования, его уверенное вхождение в социум с учетом своих склонностей и особенностей личности.

Продуктивность – это обеспечение четкой нацеленности образования на реальный, конкретный конечный продукт (проект), создаваемый учащимся в рамках его объединенной учебной и трудовой деятельности.

Продуктивное образование - это обучение на основе продуктивной деятельности в реальных (а не учебных) социальных ситуациях, процесс совместной плодотворной деятельности ученика и наставника на практике, выступающих в отношениях со=трудничества и со=творчества. Это эффективный процесс самостоятельного приобретения учеником образования в условиях производительной деятельности.

Классификационные параметры

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: антропософия + неопрагматизм.

Методологический подход: стратегический, личностно ориентированный, деятельностный, синергетический.

Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

Ориентация на личностные сферы и структуры: СДП + ЗУН + СУД + СУМ.

Характер содержания: воспитательный + обучающий, светский, общеобразовательный + профессиональный.

Вид социально-педагогической деятельности: управления, социализации, реабилитации, коррекции.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система микрогрупп + «консультант» + «репетитор».

Преобладающие методы: развивающие + игровые + творческие.

Организационные формы: альтернативная.

Преобладающие средства: практические + наглядные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный.

Направление модернизации: альтернативное.

Категория объектов: все категории.

Целевые ориентации

¶ Обеспечение каждому молодому человеку уверенного вхождения в социум, нахождения своего места в жизни.

¶ Развитие личности в профессиональной, образовательной и социальной сферах, активизация ее индивидуальных психологических ресурсов.

¶ Получение конкретного продукта самостоятельной учебной/предметной деятельности учащихся (на основе индивидуальных программ, собственного выбора и в соответствии с общими требованиями обучения).

¶ Приобретение жизненных навыков.

¶ Самоопределение личности.

¶ Оказание каждому ребенку индивидуализированной педагогической помощи и поддержки.

¶ Развитие у молодых людей самостоятельности, готовности к самореализации и самосовершенствованию.

¶ Подготовка конкурентоспособной личности для рынка труда.

¶ Получение социально значимого результата.

Наши рекомендации