Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000» В.А. Морара
Литература – это сокращенная Вселенная.
А. Салтыков-Щедрин
Морар Владимир Алексеевич (р. 1957) – преподаватель русского языка и литературы гимназии № 1 города Калининграда.
У В.А. Морара блестящие знания не только литературы, но и истории, политологии, юриспруденции; это не просто совокупность правильных идей, законов, нравственных концепций, а глубоко осознанная философско-педагогическая позиция.
Он чувствует и понимает ребенка, его внутренний, динамично развивающийся мир. Учитель не стремится навязать свое мнение о характере и поступках героев, идеях того или иного литературного произведения. Для Владимира Алексеевича важно, чтобы ученик открыл проблему сам, проникся ее сутью, проанализировал, сумел в мельчайших деталях и фактах разглядеть замысел автора, найти ответы на собственные вопросы.
Главная задача – воспитание патриотов, людей, которые бесконечно преданы Родине не на словах, а на деле.
Концептуальные положения:
v Тщательная разработка каждого урока.
v Исключительное воспитательное значение урока литературы.
v Нравственное воспитание учеников – сверхзадача преподавания литературы.
v Самостоятельная формулировка цели урока.
v Эпиграф – компас в работе, поскольку всегда связан с главной мыслью сочинения.
v Совершенствование навыков написания сочинений.
v Работа со словарями.
v Понимание, прочувствование; показ знаменитых картин.
v Совместное прочтение поэтических произведений.
Методические особенности
Непосредственная задача учителя-словесника – воспитать хорошего читателя, научить видеть глубины художественного текста, чтобы восприятие настоящей литературы вызывало эстетическое наслаждение. Формирование знаний для успешной сдачи всевозможных экзаменов – это очень важная задача, которой пренебрегать не стоит, но и переоценивать ее не нужно. «Книгу необходимо сделать инструментом познания жизни и своего места в ней, а не просто и только учебным пособием.
Продумывая систему вопросов к уроку, В.А. Морар всегда идет от текста: ищет проблемы, которые будут интересны и ему, и ученикам.
Готовясь к каждому уроку, стремится создать его концепцию: найденная проблема для обсуждения, используемые средства (в том числе система вопросов), цели – учебные, воспитательные, развивающие, предполагаемый результат – все это должно составлять единое целое.
Концепция урока – всего лишь канва его, стратегическое направление. Урок – живой процесс, направляемый учителем. И сюрпризов может быть сколько угодно. Такое сопоставление судеб, различных персонажей некрасовской лирики в «домашних заготовках» не числилось. Но тем лучше! Многие подобные «подсказки» учеников помогали при рождении урока.
Умение организовать диалог – умение поставить вопрос. К сожалению, нередко вопрос ставится так, что в нём уже и содержится ответ.
Свою педагогическую философию В.А. Морар мог бы выразить одним словом: сотворчество. Именно сотворчество является для него высшей формой сотрудничества.
Понимание литературы не сводится к знанию, но может существовать только на фундаменте знаний.
«Чувство родины – основное в моем творчестве», – с гордостью говорил С. Есенин. Чувство Родины учитель и пытается пробудить в своих учениках. Необходимо, чтобы они понимали, что нация – это общность святынь, общность культуры как системы ценностей, которая бережно передается из поколения в поколение. Национальность – вопрос не происхождения, а поведения, не «крови», а культуры, поэтому русский – тот, для кого судьба России – его судьба. Духовность, гуманизм, соборность, любовь к своей землей ее истории – все это и воспитывает русская литература, об этом и надо говорить с учениками.
Урок ценен тем, что он является синтезом обучения и воспитания.
Учитель стремится, чтобы урок литературы приобретал форму полилога, т.е. такую форму взаимодействия, когда точка зрения учителя – одна из множества представленных в процессе обсуждения той или иной проблемы. Мнения вообще не оцениваются по шкале «правильное – неправильное».
Проблемный вопрос – фундамент проблемной ситуации на уроке, а урок и есть совокупность таких ситуаций.
Продолжение урока – это воспитанная в личности потребность к самосовершенствованию, самовоспитанию, самообразованию.
Урок – живое общение, и может возникнуть немало неожиданностей. Мастерство педагога в умении гармонично сочетать продуманное заранее с импровизацией, подхватывать мысль, высказанную учеником, слушать своего собеседника.
Урок – процесс управляемый, но мастерство педагога заключается в том, чтобы это управление принимало форму спонтанности.
Для поддержания интереса учащихся к учебному процессу применяется игра, интегрированные уроки, ребята размышляют о жизни людей, о жизни целых народов, проводят параллель с сегодняшними днями.