Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95» З.В. Климентовской
Нет мысли вне ее выражения в языке, и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли.
Д.С. Лихачев
Климентовская Зинаида Викторовна – учитель начальных классов школы-лицея № 4 г. Рязани, Народный учитель РФ.
В основе системы развития речи младших школьников лежит использование коммуникативно-личностного подхода в соединении с комплексной подачей языкового материала: лексики, грамматики, выразительных средств языка.
Целевые ориентации программы по развитию речи рассчитаны на школу повышенного уровня:
¶ способствовать возрождению интеллектуального потенциала страны;
¶ дать высокий уровень общеобразовательной подготовки;
¶ приобщить детей к мировой цивилизации, миру искусства;
¶ расширить возможности их контактов с детьми разных стран;
¶ сформировать потребность к самосовершенствованию, самообучению, саморазвитию.
Концептуальные направления
v Развитие интеллекта, речи, коммуникативных возможностей.
v Привитие любви к русскому языку, воспитание внимания к слову, стремления овладеть богатством русской речи.
v Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.
v Формирование коммуникативных способностей, умений и навыков связного изложения мыслей.
v Максимальное развитие творческих способностей и логического мышления.
v Развитие лучших нравственных качеств и нравственных взглядов на окружающий мир.
v Ежедневная работа с единицами речи, наблюдения над словом.
Особенности содержания:
Систематическая лексическая работа: этимологический анализ; толкование слова; многозначность; словообразовательный анализ; подбор синонимов, антонимов; использование фразеологизмов; словесное рисование с использованием метафор.
Синтаксическая и стилистическая работа:
– составление словосочетаний и предложений;
– перестройка текста с творческим дополнением;
– связный текст (озаглавить, выделить главную мысль);
– письменные сочинения разнообразных типов;
– литературное творчество детей;
– освоение законов построения текста;
– пользование словарями различных типов: толковым, этимологическим, словарем синонимов и антонимов.
Орфоэпическая работа: привитие произносительных норм.
Основные формы работы:
– анализ текста-образца, принадлежащего перу мастера слова;
– нестандартность фронтальной беседы, рассчитанной на монологическую речь;
– конструирование предложений на заданную тему;
– интегрированные уроки;
– самооценки детей;
– творческие разминки («Продолжи фразу», «Определи основной тип высказывания»);
– создание эмоциональных ситуаций (например, восхищение природой с использованием восклицательных предложений);
– составление рассказа или сказки, где необходимо употребить, например, группу родственных слов;
– «необычная монологическая речь» (составление маленького собственного текста, умение правильно строить предложения, задавать вопросы).
Большое значение придается диагностике и последующей коррекции деятельности учащихся и учителя.
Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Учителя года России ‑ 96» Е.А. Филипповой
Учителя изрекают свои истины – результаты опыта всей жизни – через пропасть, и до учеников, на другом, далеком берегу, доносятся лишь ропот волн, шум ветра и обрывки банальностей.
М. Уилсон
Филиппова Екатерина Алексеевна– учитель французского языка с.ш. № 34 г. Рязани, заслуженный учитель РФ.
Концептуальные положения
v Опора на идеи коммуникативной дидактики.
v Ориентация учебного процесса на личность обучаемого, его индивидуальные интересы.
v Учет регионального компонента в обучении, создание социокультурного опыта.
v Усиление прагматических аспектов изучения языка.
v Контекстность (аутентичность) учебного материала – погружение учащихся в аутентичную языковую среду (страноведческая информация, социально-культурная специфика школьников, их индивидуальный жизненный опыт, традиции, привычки в общении, индивидуальная мотивация и потребность в учении).
v Привлечение образного мышления учащихся при представлении героев рассказа, драматизация, театрализованные ролевые игры.
v Усиление психологического аспекта в обучении – использование упражнений, которые вовлекают учащихся в размышления о выборе профессии, о себе, своих друзьях, семьях.
v Игра: викторины, конкурсы, соревнования, задания на поисковый просмотр текста, разноплановые творческие задания с учетом дифференцированного подхода к учащимся.
v Использование на уроках и дома различных источников информации: словарей, учебников, печатных изданий, радио, телевидения, аудио- и видеокассет и, наконец, Интернета.
v Работа по системе Станиславского, основой которой является вера в предлагаемые обстоятельства (задание «Представьте себе…» с использованием деталей костюма, реквизита на уроках есть не что иное, как предлагаемые этюды в театральном училище).