Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93» О.Г. Парамонова

Учить надо не литературе, а литературой.

В. Каверин

Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93» О.Г. Парамонова - student2.ru Парамонов Олег Геннадьевич (р. 1953) – учитель русского языка и литературы 1-й гимназии Брянска, Заслуженный учитель РФ, поэт, кавалер почётного знака «Общественное признание», автор трёх поэ­тических сборников.

Литература – в первую очередь искусство, и Олег Геннадьевич – его творец. Он автор ряда поэтических сборников, которые быстро расходятся по рукам.

Парамонов уверен, что и преподавание – это в первую очередь искусство. А уж потом – методика и научные знания. Его талант проявляется во всем – в его искрометных четверостишиях, в стихах, в комментариях к урокам, в художественном чтении литературных произведений.

Уроки Парамонова являются по своей сути Открытыми уроками добра к человечности, мужества и любви к Родине. Он с первых минут покоряет добротой и душевностью, огромной эрудицией и талантом. Ученикам хочется слушать его, затаив дыхание, ве­рить каждому слову, у них появляется жела­ние самим стать лучше и де­лать что-то хорошее и полезное людям. От общения с ним школьники испытывают сильный эмоцио­нальный подъем. Только большой Учитель умеет так щедро, без остатка отдавать ученикам всю душу, самого себя.

О.Г. Парамонов так определяет основные цели и задачи литературного образования в школе:

1) Урок литературы – это урок искусства. Сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать внутренние законы этого вида искусства, приме­нять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений массовой куль­туры.

2) На основе понимания языка литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объек­тивной художественной реальности.

3) Выработать представление о художественном мире литератур­ного произведения, закономерностях творчества писателя, о литера­туре и мировом литературном процессе.

4) Показать специфическую особенность литературы как поэти­ческой памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемствен­ность литературных эпох.

5) Определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.

6) Объяснить феномен классики, позволяющий произведению ис­кусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.

7) Выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития худо­жественной культуры человечества.

8) Воспитать устойчивый художественный вкус у учеников.

9) Выработать навыки грамотной устной и письменной речи.

10) Развить потенциальные творческие способности школь­ников.

Из концептуала:

v Только эмоции способны всколыхнуть и заставить учеников думать.

v Понимать современность через классику.

v Урок плюс игра, театр, музыка.

v Не «проходить» писателя, произведение, а жить с ним, в нем.

v Урок всегда с многоточием на конце, чтобы дети домысливали его сами.

Некоторые особенности.

Авторская программа Па­рамонова включает гораздо больше,чем стандартная.Так Пушкин-весь: от сказок в 5 классе до «Бори­са Годунова» и маленьких трагедий в восьмом.

Как он умудряется втиснуть все это в отведенные часы? – Своеобразное опережающее обучение. Пример: на «Тараса Бульбу», например, отводится девять часов – ему хватает трех. Почему?- Потому что тема чести была зачата раньше: еще в «Капитанской дочке». Нет, еще раньше, в «Дубров­ском». Или, пожалуй, еще раньше – в «Алеко»...

Он проходит каждое произведение вроде в отдельности, но вся сло­весность – в целом, в объеме. «Для меня, – говорит Парамо­нов, – все связано одним: чувством чести и достоинства, привитым в юности и про­несенным через всю жизнь»...

Парамонов со­вершенно раскрепощен как личность (редкое качество, особенно в учителе). Кому посвящена «Полтава» – об этом спорят специалисты. Но он говорит, что она посвяще­на Марии Раевской, будущей жене декабриста Волконско­го. «Я верю, что это так. Мне так хочется. И пусть мои дети верят, что это так». Потому что и в «Полтаве» для него звучит тема чести, долга. Не боится признать себя сторонником разумного эго­изма. Между прочим, раскрепощенность – святое право и учени­ка.

Об оценках: «Это самое трудное. Наверное, потому, что им это не нужно. Это ведь нужно нам»... Что оценивает по достоинству у своих учеников? Умение самостоятельно мыс­лить. И сам учится этому от них.

Никакие проповеди и абстрактные рассуждения не могут заменить живо­го, эмоционального воздействия худо­жественной литературы. Особенно ес­ли дело касается ребенка. Ведь его путь к нравственной истине лежит че­рез эмоции. И задача учителя – по­мочь ученику эти истины в художест­венном произведении увидеть.

Олег Парамонов сделал запись мультимедийных учебных пособий по литературе на CD‑ROM в помощь учителю литературы, стремящемуся более глубоко и эмоционально познакомить сегодняшних старшеклассников с творчеством поэтов XX столетия.

Используя возможности новых информационных технологий, О. Г. Парамонов предлагает доверительный разговор о минувшем столетии, отражённом в творчестве представителей отечественной поэзии от Блока до Евтушенко. Видеоматериалы сопровождаются документальными фотографиями из жизни поэтов, а текстовые документы включают методические разработки, позволяющие учителю успешно подготовиться к урокам.

Одно дело читать книги – другое слушать, а еще и видеть великолепное чтение высших образцов поэзии. Диски, которые он записал, сыграют огромную роль в развитии литературного вкуса, учительского творчества, подтолкнут детей к чтению литературных произведений.

О том, как к Олегу Геннадиевичу относятся уче­ники, ясно из сочинения, написанного на вступительных экзаменах в пединститут. Тема: «Мой любимый учитель». Посвящено О.Г. Парамонову.

Из каждого его выпуска кто-то поступает на литфак...

Наши рекомендации