Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93» О.Г. Парамонова
Учить надо не литературе, а литературой.
В. Каверин
Парамонов Олег Геннадьевич (р. 1953) – учитель русского языка и литературы 1-й гимназии Брянска, Заслуженный учитель РФ, поэт, кавалер почётного знака «Общественное признание», автор трёх поэтических сборников.
Литература – в первую очередь искусство, и Олег Геннадьевич – его творец. Он автор ряда поэтических сборников, которые быстро расходятся по рукам.
Парамонов уверен, что и преподавание – это в первую очередь искусство. А уж потом – методика и научные знания. Его талант проявляется во всем – в его искрометных четверостишиях, в стихах, в комментариях к урокам, в художественном чтении литературных произведений.
Уроки Парамонова являются по своей сути Открытыми уроками добра к человечности, мужества и любви к Родине. Он с первых минут покоряет добротой и душевностью, огромной эрудицией и талантом. Ученикам хочется слушать его, затаив дыхание, верить каждому слову, у них появляется желание самим стать лучше и делать что-то хорошее и полезное людям. От общения с ним школьники испытывают сильный эмоциональный подъем. Только большой Учитель умеет так щедро, без остатка отдавать ученикам всю душу, самого себя.
О.Г. Парамонов так определяет основные цели и задачи литературного образования в школе:
1) Урок литературы – это урок искусства. Сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать внутренние законы этого вида искусства, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений массовой культуры.
2) На основе понимания языка литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объективной художественной реальности.
3) Выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе.
4) Показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.
5) Определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.
6) Объяснить феномен классики, позволяющий произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.
7) Выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества.
8) Воспитать устойчивый художественный вкус у учеников.
9) Выработать навыки грамотной устной и письменной речи.
10) Развить потенциальные творческие способности школьников.
Из концептуала:
v Только эмоции способны всколыхнуть и заставить учеников думать.
v Понимать современность через классику.
v Урок плюс игра, театр, музыка.
v Не «проходить» писателя, произведение, а жить с ним, в нем.
v Урок всегда с многоточием на конце, чтобы дети домысливали его сами.
Некоторые особенности.
Авторская программа Парамонова включает гораздо больше,чем стандартная.Так Пушкин-весь: от сказок в 5 классе до «Бориса Годунова» и маленьких трагедий в восьмом.
Как он умудряется втиснуть все это в отведенные часы? – Своеобразное опережающее обучение. Пример: на «Тараса Бульбу», например, отводится девять часов – ему хватает трех. Почему?- Потому что тема чести была зачата раньше: еще в «Капитанской дочке». Нет, еще раньше, в «Дубровском». Или, пожалуй, еще раньше – в «Алеко»...
Он проходит каждое произведение вроде в отдельности, но вся словесность – в целом, в объеме. «Для меня, – говорит Парамонов, – все связано одним: чувством чести и достоинства, привитым в юности и пронесенным через всю жизнь»...
Парамонов совершенно раскрепощен как личность (редкое качество, особенно в учителе). Кому посвящена «Полтава» – об этом спорят специалисты. Но он говорит, что она посвящена Марии Раевской, будущей жене декабриста Волконского. «Я верю, что это так. Мне так хочется. И пусть мои дети верят, что это так». Потому что и в «Полтаве» для него звучит тема чести, долга. Не боится признать себя сторонником разумного эгоизма. Между прочим, раскрепощенность – святое право и ученика.
Об оценках: «Это самое трудное. Наверное, потому, что им это не нужно. Это ведь нужно нам»... Что оценивает по достоинству у своих учеников? Умение самостоятельно мыслить. И сам учится этому от них.
Никакие проповеди и абстрактные рассуждения не могут заменить живого, эмоционального воздействия художественной литературы. Особенно если дело касается ребенка. Ведь его путь к нравственной истине лежит через эмоции. И задача учителя – помочь ученику эти истины в художественном произведении увидеть.
Олег Парамонов сделал запись мультимедийных учебных пособий по литературе на CD‑ROM в помощь учителю литературы, стремящемуся более глубоко и эмоционально познакомить сегодняшних старшеклассников с творчеством поэтов XX столетия.
Используя возможности новых информационных технологий, О. Г. Парамонов предлагает доверительный разговор о минувшем столетии, отражённом в творчестве представителей отечественной поэзии от Блока до Евтушенко. Видеоматериалы сопровождаются документальными фотографиями из жизни поэтов, а текстовые документы включают методические разработки, позволяющие учителю успешно подготовиться к урокам.
Одно дело читать книги – другое слушать, а еще и видеть великолепное чтение высших образцов поэзии. Диски, которые он записал, сыграют огромную роль в развитии литературного вкуса, учительского творчества, подтолкнут детей к чтению литературных произведений.
О том, как к Олегу Геннадиевичу относятся ученики, ясно из сочинения, написанного на вступительных экзаменах в пединститут. Тема: «Мой любимый учитель». Посвящено О.Г. Парамонову.
Из каждого его выпуска кто-то поступает на литфак...