Педагогическая техника (по А.П. Чернявской)
Педагогическая техника наряду с направленностью, знаниями и способностями является одним из компонентов авторской педагогической технологии.
Выделяются две группы компонентов педагогической техники:
1. Умение управлять собой:
– владение своим телом (физическое здоровье, выносливость, способность контролировать мимику и пантомимику и использовать их для достижения целей обучения и воспитания);
– управление эмоциональным состоянием (ровный положительный эмоциональный фон настроения, умение не накапливать отрицательные эмоции, способность выражать эмоции и использовать их в своих целях);
– социальная перцепция (внимание, воображение, социальная чувствительность - умение почувствовать настроение другого человека, понять его причины и принять его);
– техника речи (постановка голоса, дыхания, управление темпом и тембром речи).
2. Умение взаимодействовать с личностью и коллективом в процессе решения педагогических задач:
– дидактические умения;
– организаторские умения (в т.ч. режиссерские);
– коммуникативные умения (в т.ч. невербальное общение);
– техника предъявления требований (на основе гуманно-личностного подхода);
– техника оценивания (поощрения и порицания) и др.
Соотношение педагогической техники и мастерства описано в п. 2.3.
Высокий уровень педагогического мастерства включает следующие умения (Д. Ален, К. Раин):
• Варьирование стимуляции учащегося (может выражаться, в частности, в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории и т.п.).
• Индуцирование установки учащегося на восприятие и усвоение материала (привлечение интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п.).
• Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части.
• Использование пауз или невербальных средств коммуникации (изгляда, мимики, жестов).
• Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений.
• Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера.
• Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала.
• Использование задач дивергентного типа (с возможными различными вариантами решения) с целью стимулирования творческой активности.
• Определение сосредоточенности внимания, степени включенности ученика в умственную работу по внешним признакам его поведения.
• Использование иллюстраций и примеров.
• Мастерское чтение лекций.
Каждый из Учителей года обладает индивидуальным мастерством, имеет свой уникальный, неповторимый опыт раскрытия творческих способностей своих подопечных. Но есть и объединяющие всех «надпредметные» особенности. Во-первых, это непрерывное педагогическое творчество: эти учителя сами создают что-то новое, реализуют свои способности, постоянно совершенствуются, обязательно выходят за рамки урока. Во-вторых, для Учителей года нет бесталанных детей ивсе его подопечные успешны. И, в-третьих, Учитель года – всегда одухотворенный человек, он счастлив и свободен в своей самореализации, самовыражении. Школа для него – жизнь, он всегда в движении вперед, к новому.
Авторская технология формирования нравственного выбора школьников «Учителя года – 90» А.Е. Сутормина
Нравственность – это разум сердца.
Г. Гейне
Александр Евгеньевич Сутормин (р. 1965) – учитель-словесник Поповской средней школы Чернского района Тульской области. Первый «Учитель года» в стране.
Главная цель: формирование нравственности через изучение литературы.
Особенности концепции
v Самый страшный дефицит сегодня – это дефицит нравственности.
v Нравственные законы сформулированы тысячелетия назад.
v Заповеди христианства: «Почитай отца и мать твоих», «Будь добрым», «Не делай зла», «Плати добром за добро и справедливостью за зло», «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Не лги, не хитри, не двуличествуй» («Не лукавь»), «Будь честен» («Не укради»), «Будь справедлив», «Будь скромен» («Не гордись»), «Не завидуй», «Трудись» («Не ленись»), «Проявляй заботу о больных и слабых», «Заботься о младших», «Умей отвечать за свои поступки».
v «Человек с чистой совестью – это тот, кто вобрал в себя нормы и законы человечности, выстраданные и выношенные всем человечеством, кто со-ведает этот опыт и может с ним со-ведоваться, когда совершает свой выбор, принимает свои решения в жизни» (В. Тендряков)
v «Совесть – таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотиниться» (Ф. Искандер).
v Учитель словесности должен иметь собственное лицо, остро ощущать и нести ребятам свою неудовлетворенность, свою боль, свое стремление к истине, к добру, красоте.
Особенности содержания
Умелая, кропотливая работа с литературным текстом, точно найденная эмоциональная интонация урока, профессиональное владение классом, великолепная дикция, декламаторские данные.
Каждому приходится делать выбор – сегодня, каждый день. Сделать этот выбор очень непросто. Всему свой час и время всякому делу. Приходит время:
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время стенать и время плясать;
Время разбрасывать намни и время собирать камни;
Время обнимать и время избегать объятий;
Время искать и время терять;
Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать;
Время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру.
Каждый будет давать этот ответ для себя.
Сутормин, исследуя тему нравственного выбора, рассматривает поведение людей также в критические моменты (гибель «Адмирала Нахимова», авария АЭС и др.), задается вопросом: как добру отстоять ту нравственную силу, которая в нем заложена?
«Добро должно быть… с кулаками» (С. Куняев).