Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского
Музыке надо учить всех детей, как учат математике или географии.
Д.Б. Кабалевский
Тенденции развития художественного образования как части общего образования
Одним из условий успешной человеческой деятельности является художественное развитие личности, которое, с одной стороны, влияет на духовную культуру человека, а с другой – реализацию его творческих задатков.
В концепциях художественного образования последнего десятилетия нашли отражение следующие перспективные позиции.
¶ Художественное образование должно стать одним из основных факторов духовного возрожденияРоссии, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства.
¶ Педагогика еще слабо использует возможности искусства и художественного образования. Предметы искусства могут лучше и легче, чем научные дисциплины, давать картину мира в единстве чувства и мысли, погружая ребенка в мир красоты и нравственности, в мир ощущений людей разных эпох и народов.
¶ Целями художественного образования на современном этапе являются:
– повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;
– эстетическое и нравственное развитие и саморазвитие личности;
– формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории культуры и искусства разных эпох и народов;
– формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;
– формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов;
– формирование потребности в общении с искусством;
– накопление опыта полноценного художественного творчества.
¶ Методологические принципы художественного образования в школе:
– начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;
– мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных направлений и стилей и национальных традиций;
– принцип шедеврализма – ознакомление с лучшими образцами художественных произведений;
– опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;
– связь эстетического воспитания с этическим, устремленность к воспитанию духовной кульутры;
– распространение вариативных образовательных программы разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;
– внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным детям и другим категориям учащихся.
¶ Ведущий метод преподавания искусства – «приобщение ребенка через переживание и самопереживание к полноценному художественному творчеству и творческому (сотворческому) восприятию искусства».
¶ Сутью занятий искусством являются те особые чувства и мысли, которые ребенок открывает в себе и в других людях, авторах, в процессе решения творческих задач, связанных с созданием и восприятием художественных образов.
¶ Дифференцированное обучение по возрасту и по формам работы:
1-4 классы – преобладание собственной творческой практики школьников над работой по восприятию искусства, формирование эстетического отношения школьника к жизни, к миру – «почувствовать искусство».
5-9 классы – художественное освоение мира как единой в своем многообразии области человеческой культуры в двух видах художественной практики: в содержании занятий – равновесие между собственным творчеством учащихся и сотворческим восприятием ими произведений искусства – «узнать искусство».
10-11 классы – преобладание теоретических видов художественно-творческой деятельности, то есть углубленного освоения и оценки явлений художественной культуры, соотнесения выраженных в них идеалов и мировоззренческих позиций с опытом практического творчества (на предмете мировая художественная культура) – «осмыслить искусство».
¶ Общеобразовательная школа является зоной развития общей культуры, где искусство рассматривается как опыт отношений. Внеурочная деятельность, в которой участвуют только желающие, - это зона свободного поиска интересов.