Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского

Музыке надо учить всех детей, как учат математике или географии.

Д.Б. Кабалевский

Тенденции развития художественного образования как части общего образования

Од­ним из условий успешной человеческой деятельности является художественное разви­тие личности, которое, с одной стороны, влияет на духовную культуру человека, а с другой – реализацию его творческих задатков.

В концепциях художественного образования последнего десятилетия нашли отражение следующие перспективные позиции.

¶ Художественное образование должно стать одним из основных факторов духовного возрожденияРоссии, укреп­ления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства.

¶ Педагогика еще слабо использует возможности искусства и художественного образования. Предметы искусства могут лучше и легче, чем научные дисциплины, давать картину мира в единстве чувства и мысли, погружая ребенка в мир красоты и нравственности, в мир ощущений людей разных эпох и народов.

¶ Целями художественного образования на современном этапе являются:

– повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образова­нии;

– эстетическое и нравственное развитие и саморазвитие личности;

– формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории культуры и искусства разных эпох и народов;

– формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

– формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте ду­ховно-нравственных и эстетических идеалов;

– формирование потребности в общении с искусством;

– накопление опыта полноценного художественного творчества.

¶ Методологические принципы художественного образования в школе:

– начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различ­ных уровней художественного образования;

– мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искус­ству максимально широкого диапазона художественных направлений и стилей и национальных традиций;

– принцип шедеврализма – ознакомление с лучшими образцами художественных произведений;

– опора на национально-культурные особенности при составлении учебных про­грамм по предметам искусства;

– связь эстетического воспитания с этическим, устремленность к воспитанию духовной кульутры;

– распространение вариативных образовательных программы разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;

– внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо ода­ренным детям и другим категориям учащихся.

¶ Ведущий метод преподавания искусства – «приобщение ребенка через переживание и самопереживание к полноценному художественному творчеству и творческому (сотворческому) восприятию искусства».

¶ Сутью занятий искусством являются те особые чувства и мысли, которые ребенок открывает в себе и в других людях, авторах, в процессе решения творческих задач, связанных с созданием и восприятием художественных образов.

¶ Дифференцированное обучение по возрасту и по формам работы:

1-4 классы – преобладание собственной творческой практики школьников над рабо­той по восприятию искусства, формирование эстетического отношения школьника к жизни, к миру – «почувствовать искусство».

5-9 классы – художественное освоение мира как единой в своем многообразии области человеческой культуры в двух видах художественной практики: в содержании занятий – равновесие между собственным творчеством учащихся и сотворческим восприятием ими произведений искусства – «узнать искусство».

10-11 классы – преобладание теоретических видов художественно-творческой деятельности, то есть углубленного освоения и оценки явлений художественной куль­туры, соотнесения выраженных в них идеалов и мировоззренческих позиций с опы­том практического творчества (на предмете мировая художественная культура) – «осмыслить искусство».

¶ Общеобразовательная школа является зоной развития общей культуры, где ис­кусство рассматривается как опыт отношений. Внеурочная деятельность, в которой уча­ствуют только желающие, - это зона свободного поиска интересов.

Наши рекомендации