Самодиагностика на основе дидактических многомерных инструментов
Перед проектированием тем материала весьма полезно провести самодиагностику с помощью модели (рис. 65) с параметрами, которые представляют общий интерес и будут корректироваться в процессе освоения дидактической многомерной технологии. В ней:
– координата К1 – орудийная оснащённость педагога, или наличие в его арсенале дидактических инструментов трёх типов: первого – для предметной познавательной деятельности, второго – для познавательной деятельности в речевой форме и третьего – для формализованно-модельной, теоретической деятельности, завершающей познание; проставляются данные о наличии таких инструментов в дидактическом арсенале педагога;
– координата К2 – трудоёмкость основных видов деятельности педагога: подготовительной, обучающей и творческой – инновационной; проставляются данные относительно всего рабочего времени за один учебный год;
– координата К3 – уровни деятельности: описание знаний, оперирование знаниями, порождение знаний; проставляются данные относительно общего объёма проводимых в учебном году занятий;
– координата К4 – базовые способности к деятельности: познавательные, переживательные эстетическим способом и оценочные; проставляются данные относительно общего времени, затрачиваемого на развитие способностей учащихся;
– координата К5 – критерии деятельности: орудийность (общая оценка), управляемость, произвольность; проставляются оценки min, media, max;
– координата К6 – содержание деятельности: научное знание, гуманитарный фон, учебная упаковка; проставляются данные относительно общего объёма учебного материала по предмету;
– координата К7 – затруднения деятельности: познавательные затруднения условного «троечника», тирания «вербализма», сложность получения «обратной связи»; проставляются данные об уровне дискомфорта: min, media, max;
– координата К8 – аутоироническое «досье» на самого себя (вычеркнуть ненужное): самооценка темперамента, самооценка креативности, самооценка широты профессионального кругозора.
Результаты самодиагностики показывают не столько существующие недостатки, сколько резервы роста технологической компетентности (К1 – К6).
Рис. 65. Модель стартовой самодиагностики.
Предтечи, разновидности, последователи
& Карта Ума (Т. Бьюзен, США) - это графическое выражение процессов многомерного мышления, удобная техника для представления процесса мышления или структурирования информации в визуальной форме. Цели создания карт могут быть самыми различными: прояснение для себя какого-то вопроса, сбор информации, принятие решения, запоминание сложного материала, передача знаний ученикам или коллегам и еще множество других. Метод карт ума применим в любой сфере жизни, где требуется решать разнообразные задачи и проблемы, развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности. Карта ума имеет четыре базовые отличительные черты:
– объект внимания/изучения сфокусирован в центральном образе,
– основные темы и идеи, связанные с объектом внимания, расходятся от центрального образа в виде идей,
– ветви, принимающие форму плавных линий, объясняются и обозначаются ключевыми образами и словами. Идеи следующего порядка (уровня) также изображаются в виде ветвей, отходящими от центральных ветвей и так далее,
– ветви формируют связанную узловую структуру (систему).
Качество и эффективность интеллект карт можно улучшать с помощью цвета, рисунков, символов и аббревиатур, а также посредством придания карте трехмерной глубины
Карта Ума представляет собой шаг вперед на пути от одномерного линейного логического мышления (причина-следствие, да или нет), сквозь латеральное (двухмерное) мышление вперед к многомерному, неограниченному мышлению.
Рекомендуемая литература
1. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты // Образование в современной школе. – 2000. – № 7.
2. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. – М.: Народное образование, 2002.
3. Штейнберг В.Э. Конструкторско-технологическая деятельность учителя // Школьные технологии. – 2000. – № 3.
4. Штейнберг В.Э. Образование – технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество // Школьные технологии. – 2000. – № 1.
5. Штейнберг В.Э. Практика конструкторско-технологической деятельности // Образование в современной школе. – 2000. – № 6.
6. Штейнберг В.Э. Практическое образование и конструкторско-технологическая деятельность преподавателя // Образование в современной школе. – 2001. – № 1.
7. Штейнберг В.Э. Самоучитель по технологии проектирования образовательных систем // Школьные технологии. – 1999. – № 4.
8. Штейнберг В.Э. Технологии проектирования образовательных систем // Школьные технологии. – 2000. – № 2.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем заключается реконструирование содержания учебного материала в технологиях 1) «Экология и диалектика»; 2) «Диалог культур»; 3) модульного обучения; 4) Интегральной технологии В.В. Гузеева; 5) концентрированного обучения:
а) введение интегративных предметов; б) исключение из программ сведений, не находящих применения в жизни; в) синхронное изучение предметов; г) введение надпредметных курсов; д) интеграция методов; е) ориентация на экологическое, глобальное образование; ж) укрупнение дидактических единиц; з) структуризация?
2. Какие утверждения справедливы в технологии «Диалог культур»:
а) принцип систематичности и последовательности содержания обучения; б) обучение идет по коренным, реальным текстам данных эпох; в) программы для каждого класса создает сам учитель; г) учебных предметов как единых смысловых систем нет; д) основу дидактической структуры содержания обучения представляет диалог?
3. Назовите концептуальные особенности технологии УДЕ:
а) принцип дополнительности сознательного и эмоционального; б) принцип обращения структуры задач; в) принцип систематичности и последовательности содержания; г) одновременность изучения взаимосвязанных явлений; д) принцип перехода количества в качество.
4. Сущность технологии поэтапного формирования умственных действий заключается в том, что:
а) дается ориентировочная основа умственных действий; б) создается проблемная ситуация; в) организуются этапы громкой, про себя и внутренней речи; г) используется классический урок; д) домашние задания не задаются.
5. Какие из названных элементов интегрируются в технологиях: 1) В.В. Гузеева; 2) воспитания экологической культуры; 3) холистической педагогики; 4) гражданского образования; 5) модели межпредметных связей:
а) цели; б) методы; в) содержание?
6. Какие из нижеперечисленных элементов концентрированного обучения используются в: 1) технологии В.Ф. Шаталова; 2) системе Е.Н. Ильина; 3) технологии С.Н. Лысенковой; 4) технологии программированного обучения; 5) проблемном обучении:
а) идеограммы; б) структурные схемы; в) графики; г) логико-смысловые модели; д) погружение.