Разновидности моделей погружения

t При двухпредметной системе «погружения» в течение нескольких дней каждый класс в отдельности занимается только двумя предметами. Учебный день состоит из двух учебных блоков, с интервалом между ними в 40 минут. Продолжительность блока - 120 минут (4 урока по 30 минут), перемены между уроками внутри блока - по 10 минут.

t В тематическом (межпредметном) погружении, или «погружении в образ» делается попытка «погружения» не в один отдельно взятый предмет, а в одну большую тему, охватывающую все предметы, которые работают на один цельный образ (объект). Примеры: погружение в темы «Океан», «Космос», «Природа родного края».

t Эвристическое (проектное) «погружение» (А.В. Хуторской) преследует цель создания эвристической образовательной ситуации, в результате чего ученики продуцируют (творят) личные образовательные продукты: идеи, гипотезы, проекты, версии, схемы, опыты, тексты и пр. (например, разработка и осуществление проекта изучения экологического состояния здания школы и окружающей среды, фольклорная экспедиция и т.п.).

t «Погружение» в культуру (С.Ю. Курганов) - это такая организация внеурочной и внешкольной деятельности, которая позволяет и детям, и педагогам приблизить к себе далёкие эпохи, оказаться в атмосфере иной культуры, «услышать голоса предков». Это постепенное «вживание» в эпоху и её культуру может быть осуществлено следующим образом:

1) Выбор культуры, представляющей несомненный интерес для учащихся и учителей отдельного класса, параллели классов или для всей школы.

2) Определение ключевых, центральных моментов «погружения» - праздников, фестивалей, турниров и т.п., которые станут итоговыми в конце четверти, полугодия или года в зависимости от выработанной стратегии.

3) Конкретизация деятельности классных руководителей (воспитателей), которые должны будут выстроить систему классных часов в соответствии с культурологическим содержанием «погружения», особенностями своего класса, конкретными воспитательными задачами.

4) Организация деятельности школьных творческих объединений - клубов, кружков, секций, способных внести свою лепту в подготовку итоговых мероприятий.

Эта модель технологии концентрированного обучения уже выходит за пределы просто урочной деятельности и охватывает все сферы школьной жизни, включая сферу дополнительного образования. Она может выступать как компонент коллективного творческого воспитания, быть организована в выездной форме (выездное «погружение»), при которой учебные занятия с группой учащихся проводятся не в условиях школьного здания, а в других местах.

t Цикловая («конвейерная», «вахтовая») модель. В этом случае учебный предмет проходится не как обычно в течение целого года и полугодий по 2 или 4 часа, а когда на каждый учебный предмет отводится определённый отрезок времени (10-15-20 дней), в продолжение которого, при ежедневных занятиях преимущественно данным предметом, должен быть пройден весь курс.

Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур

Словарик

Знак – чувственно воспринимаемый объект, который указывает, обозначает или представляет какие-либо другие предмет, действие, событие и т.п.

Язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в человеческой деятельности.

Символ(от греч. symbolon – условный знак) – образ, являющий­ся представителем других (как пра­вило, весьма многообразных) обра­зов, содержаний, отношений. Символ род­ствен понятию «знак», однако их сле­дует различать. Для знака многозначность – явление негативное: чем однозначнее рас­шифровывается знак, тем конструк­тивнее он может быть использован. Символ, напротив, чем более многозна­чен, тем более содержателен.

Идеограмма – образное знаковое письмо – объединяет широкий класс лингвистических явлений: идеография – «условное изображение или рисунок, выражающий целое понятие»; пиктография – «рисунчатое письмо»; ребус – «загадка, в которой искомое слово (понятие) или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков»; криптография – «условное изложение, то же, что тайнопись» и др.

Значение какой-либо вещи есть то, чем она является для общественной практики.

Смысл – это конкретизация значения в соотнесении с наличной ситуацией, внутреннее значение чего-либо, постигаемое разумом.

Сущность, суть – самое главное, внутренняя основа, основной смысл чего-либо.

Семиотика – наука о свойствах знаков и знаковых систем.

Семантика – часть семиотики, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла.

Учебная деятельность, включая осуществление режи­ма, связанного с ней, способы коммуникации, реализуе­мые в школе, предполагает употребление и освоение раз­ных систем знаково-символических средств, использование формализован­ного языка, научной символики, и широко применяет визуаль­ные средства представления информации – схемы, диаг­раммы, графики, карты, чертежи и др.

Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин и другие придавали исключительное значение в психическом развитии и обучении ре­бенка знаковым системам. Они пришли к выводу, что подобно тому, как в процессе историче­ского развития человек изменяет не свои естественные органы, а орудия, так и в процессе своего психического развития человек совершенствует работу своего интел­лекта главным образом за счет развития особых техни­ческих «вспомогательных средств мышления и поведе­ния», имеющих знаково-символи­чес­кую форму.

Согласно данным современной психофизиологии, информация в процессе интериоризации проходит стадии свертывания, концентрации, превращаясь в сознании в некоторые знаковые, кодовые, символьные – семантические образы (Л.С. Выготский). Знаково-символи­чес­кие структуры, равно как и слово, выполняют роль опосредствующей ориентировочной основы (опоры) в психической деятельности (П.Я. Гальперин).

Особенности концептуала

v Высшие психические функции внутренне связаны с развитием символической, семиотической деятельности (Л.С. Выготский).

v Процесс выращивания культурных форм поведения связан с глубокой перестройкой психи­ческой деятельности на основе знаковых операций. В психическом развитии следует выделять освоение трех взаимосвязанных линий: предметно-специфиче­ских знаний и умений (ЗУНы); операциональных умений (СУДы) и особую линию развития семи­отических функций сознания.

v Переставая быть внешними, знаковые операции изменяются и перерабатываются в сложнейшие внутрен­ние психические системы, в частности, в неизвестные пока науке структуры подсознания.

v Операционное (логическое) развитие влияет, но не определяет символического (П.Я. Гальперин).

v Знака без значения (смысла) не существует.

v Эффективное усвоение любых знаний необходимо предполагает ис­пользование системы визуальных, вербальных и др. знаково-символи­чес­ких средств. Это нужно не только для организации предметного действия и осуществления его интериоризации, но и для выделения отношений формы и содержа­ния, сущности и явления, умения моделировать наличные ситуации.

v Знаково-символические средства – это не просто «пятое» колесо, бе­гущее параллельно, они являются важным инструментом при интериоризации образно представленной информа­ции, поэтому должны быть рассмотрены как одна из познавательных стратегий, цель которой повысить веро­ятность сохранения в памяти и оперирования информацией.

Визуальные (и другие) знаково-символические структуры являются оптимальным и эффективным средством концентра­ции зна­ния и психопедагогических им­пульсов для разнотипных людей.

v Сопоставление вербальных и визу­альных символических систем раскрывают их сложное взаимодействие и использование их в зависимости от задач и обозначаемых объектов. В обучении должен широко использоваться перевод вербально представленной информации в различные знаково-символические визуальные системы (кодирование) и обратно (декодирование).

Наши рекомендации