Модель суггестивного погружения
«Погружение» как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия - это активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Результат внушения - необычайно высокая концентрация внимания и усиление (раскрепощение) творческих способностей учащегося.
Наибольшую известность получило погружение в языковую среду с использованием ее суггестивного воздействия. Основы суггестопедии были заложены в трудах В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, Б.Д. Парыгина, Г.К. Лозанова и др.
Суггестивная установка - это внутреннее состояние, которое возникает в результате серии предшествовавших воздействий, непосредственно не осознается и не переживается, но несмотря на свою неосознаваемость, влияет на сознательно регулируемую деятельность.
Усвоение полученной информации происходит на базе суггестопедической системы этюдов (Г. Лозанов, 1975). Они могут иметь форму беседы, песни, инсценировки, монолога диалога, мыслительных задач, проблемных ситуаций, пресс-конференций, интервью, игр типа «отгадай», конкурсов на выявление самого любознательного, находчивого, оптимистичного, пессимистичного и т.д.
В современном виде метод Лозанова не включает каких-либо специфически гипнотических воздействий. Суггестия осуществляется в состоянии бодрствования. Суггестивными факторами в нем являются:
– двуплановость, сочетание осознаваемого и неосознаваемого;
– интонационная, ритмическая окраска речи;
– атмосфера ненапряженности, ощущение легкости обучения;
– авторитет педагога;
– определенная последовательность в построении занятий;
– игровой характер обучения, инфантилизация;
– музыка;
– псевдопассивность;
– коммуникативность обучения;
– успешно выполняемые учебные действия, уверенность в себе и т.д.
На основе суггестопедии построены технологии сказкотерапии.
Суггестопедический метод пригоден для обучения людей всех возрастов. В Болгарии посредством его можно изучать все предметы, занимаясь 5 дней в неделю и практически не выполняя домашних заданий. За год обучения дети изучают программу 2-х лет. Так, например, обучение чтению занимает 30 дней. Состояние здоровья и творческие способности детей в таких школах лучше, чем в обычных.
Наиболее распространенным вариантом суггестопедической технологии является концентрированный метод, при котором занятия проводятся ежедневно по нескольку (чаще 4) часов почти без домашних заданий. Накоплен значительный опыт в области неконцентрированного во времени суггестопедического обучения, что может облегчить внедрение этого метода в практику традиционного образования.
Принципы внушения (по Г.К. Лозанову):
– принцип «единства осознавания и неосознавания»;
– принцип «суггестивной взаимосвязи»;
– принцип «радости и ненапряжённости».
Эти принципы осуществляются различными психологическими, дидактическими и артистическими группами средств и предполагают создание особых психолого-педагогических условий обучения.
Для учителя необходимы:
– высокий авторитет: широкая известность, впечатляющие успехи в обучении, выдающиеся личные качества, сила убеждения и др.;
– инфантилизация - установление естественной обстановки доверия, когда обучаемый как бы «вверяет» себя преподавателю;
– мастерство двуплановости при введении нового материала: каждое слово, несущее самостоятельную смысловую нагрузку, сопровождается соответствующей интонацией, жестом, мимикой и т.д.
Обучаемому следует:
– верить в осуществимость задач обучения;
– внушать себе мысли об огромных возможностях своего интеллекта;
– создавать постоянное положительное эмоциональное самоподкрепление за счет эстетических и комфортных условий; демонстрировать быстрое продвижение вперед в изучении дисциплины;
– «погружаться» в учебную дисциплину, в концентрированное изучение материала: каждый день изучается только одна учебная дисциплина по 4-6 часов в течение 2-3 месяцев.
Пример: Методика интенсивного овладения иностранным языком Г.А. Китайгородской предполагает 6 «погружений» (120 часов) со следующим распределением времени:
«Погружение» | Кол-во часов | Кол-во дней | ||
1-е | ||||
2-е | ||||
3-е | ||||
4-е | ||||
5-е | ||||
6-е |
Модель временнóго погружения М.П. Щетинина
Щетинин Михаил Петрович (……) – директор школы-лицея ст. Текос Краснодарского края.
«Погружение» как модель длительного занятия одним или несколькими школьными учебными предметами предложил М.П. Щетинин. «Погружение» предполагает длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки «основного» предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы (как разрядка, релаксация), а сами «погружения» повторяются через определённые промежутки времени.
Такая форма занятий основана на законе доминанты А.А. Ухтомского. Доминанта – это очаг возбуждения, концентрирующий внимание, мышление, эмоции на каком-либо объекте. Если главная доминанта на учебный предмет вызвана, определена, то его можно и нужно усвоить, не растягивая на длительное время. В традиционном обучении (в день 3-5 предметов) каждая новая предметная доминанта обесценивает предыдущую. Ее возможности в интенсификации умственных процессов не используются. М.П. Щетинин предположил, что нужно увеличить срок действия доминанты. В его эксперименте первоепогружение по математике в 9-м классе шло шесть дней (сразу после каждой пары часов разрядка – музыка, хореография, физкультура), и за 32 часа был пройден курс всего учебного года. Второепогружение состоялось во второй четверти, спустя полтора месяца после первого, третье– через три месяца после второго, в начале марта, четвёртое– всередине апреля. Они длились от четырех до семи дней, но «океан знаний, в который погружался класс, был уже не чужим, не страшным».
В первом погружении были охвачены основные понятия, ядро курса, ставилась только одна задача – увидеть всё в комплексе: алгебраические формулы, графики, стереометрию, ощутить неразрывную связь, целостность разорванной прежде математической «вселенной».
Во втором погружении детивыводили знакомые формулы, доказывали теоремы, уясняли понятия, система знаний формировалась и закреплялась во всех её деталях.
Наконец, в третьем погружении учащиесявоспроизводили теорию как самостоятельное доказательство, как практическую задачу – письменно, устно, с опорой на наглядность, на модель, комментируя, применяя на практике.
«Погружение» как организационная модернизация ТО предполагает использование всех известных элементов тех или иных технологий, формирования понятий, умений и навыков, создания продуктивных результатов.
Организационные особенности
Модель «погружения в предмет», предложенная М.П. Щетининым, имеет следующие обязательные компоненты:
– чередование «контрастных» уроков, оговоренное принципиально новым учебным планом, который позволяет сделать равномерной нагрузку на оба полушария головного мозга, увеличить работоспособность;
– многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала;
– наличие «разности потенциалов» в знаниях учеников, благодаря опережению по предметам (на кафедре, либо в разновозрастном коллективе), позволяющей «включить» работу по взаимообучению;
– систематизацию знаний, структурирование их и подачу нового материала при помощи компактных структурно-логических схем («концептов»);
– совместную работу учителя и учеников по дальнейшему планированию учебного процесса и его анализу («огонёк»).
Чередование уроков (половина – изучение наук, четверть – искусство, четверть – спорт) позволяет ученикам сохранять высокую активность и работоспособность в течение всего учебного дня. Это дает возможность отказаться от обязательных домашних заданий, а высвободившуюся половину дня использовать для дополнительных занятий по интересам учащихся. Группы школьников, объединенных по интересам, были названы «кафедрами».
Одной из задач работы «кафедры» является подготовка учеников-консультантов, которые становятся помощниками учителя во время «погружения». Занятия по интересам (по кафедрам), предполагающие опережение в изучении учебного материала, стали неотъемлемой частью модели однопредметного «погружения». Наличие учеников-консультантов, которые становятся помощниками учителя, позволило включить в систему «погружения» работу под их руководством малых групп («экипажей»). В отличие от белль-ланкастерской системы, где взаимообучение являлось доминирующей деятельностью, в технологии М.П. Щетинина взаимообучение стало органичным, но не довлеющим элементом «погружения». Благодаря «кафедре» и взаимообучению, ученики, выбравшие любимый предмет, имеют возможность продвигаться поэтапно от репродуктивного к творческому уровню познания:
1. «Я учусь» | Репродуктивный уровень | ||
2. «Я учусь учить» | Уровень постижения методических знаний | ||
3. «Я учу» | Уровень взаимообучения | ||
4. «Я учу учить» | Уровень передачи методических знаний |