Модель «Технология воспитания экологической культуры»
Все связано со всем.
Ничего не может исчезнуть без следа.
Природа знает лучше нас.
Ничего нельзя получить бесплатно.
Б. Коммонер
Планета Земля переживает глобальный экологический кризис - огромные отрицательные, зачастую необратимые или трудновосполнимые изменения биосферы в большинстве регионов земного шара, ведущие к резкому ухудшению среды обитания человека и всей биоты в целом, особенно в городах. Большинство проявлений кризиса выходит за рамки отдельных регионов и носит планетарный характер.
Причиной экологического кризиса следует считать духовный кризис, который характеризуется либерально-потребительским отношением человека к окружающему миру, антропоцентризмом, предполагающим примат личности над религией, государством, нацией и природной средой. Именно поэтому вопросы экологии в современном мире приобрели мировоззренческий и нравственный характер. Образовательные учреждения, различные государственные и общественные институты в настоящее время руководствуются целым рядом законодательных актов, осуществляют широкую программу экологического воспитания.
Экология представляет собой интеграцию знаний (естественных, технических, гуманитарных) и опыта деятельности человека при взаимодействии его с окружающей средой (природной и социальной).
Рис. 55. Система воспитания экологической культуры
Классификационные параметры
Уровень и характер применения: метатехнология, включающая всю систему мировых природоохранных организаций (Гринпис, Совет ASEAN и др.). Иерархия этой технологии включает все уровни: общешкольный – охватывает все предметы; отраслевой – является отдельным учебным предметом; модульно-локальный – включена как элемент содержания и воспитания во все виды учебной и внеучебной деятельности; а также микротехнологии (сохранение исчезающего вида живого мира).
Философская основа: одна из самых гуманных педагогических и социальных технологий.
Методологический подход: системный, комплексный, деятельностный.
Ведущие факторы развития: технология является комплексной, проникающей.
Научная концепция освоения опыта: использует все концепции освоения.
Ориентация на личностные сферы и структуры: действует на все личностные структуры.
Характер содержания и структуры: охватывает все виды.
Вид социально-педагогической деятельности: охватывает все виды.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: все виды.
Преобладающие методы: убеждение.
Организационные формы: все формы.
Преобладающие средства: вербальные + наглядные + практические.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: субъект-субъектный, личностно + деятельностно + средоориентированный.
Направление модернизации: гуманизация и демократизация.
Категория объектов: все категории.
Целевые ориентации
¶ Изучение закономерностей в триаде «природа-человек-общество».
¶ Использование природы как воспитательного средства.
¶ Воспитание экологической культуры (ответственного отношения к природе, к культурным ценностям).
¶ Всеобщая экологическая грамотность - формирование нового экологического мышления у школьников.
¶ Вытеснение потребительского отношения к природе осознанием личной ответственности за ее состояние.
¶ Единение человека с природой, превращение окружающего мира в объект постоянной заботы людей.
Концептуальные основы
Экологические императивы:
v Высшая ценность - это гармоническое развитие природы и человека, природа признается как изначально самоценное явление.
v Единство человека и природы, т.е. отказ от парадигмы человеческой исключительности и иерархической картины мира.
v Принцип экологической целесообразности: правильно то, что не нарушает экологического равновесия в природе.
v Природа – это не объект, а субъект; не воздействие на природу, а взаимодействие с ней.
v Взаимодействие с природой осуществляется с учетом этических норм и правил, как и взаимодействие людей друг с другом.
v Развитие природы и развитие человека есть процесс коэволюции. Человек рассматривается во всем богатстве его отношений с природно-социальной сферой, а состояние окружающей природной среды - как фактор, влияющий на его духовное и физическое здоровье.
v Деятельность по охране природы основана на требовании сохранять природу ради самой природы.
Организационно-педагогические принципы:
v Обеспечение преемственности в экологическом воспитании детей от младшего к старшему возрасту; модульный принцип в содержании школьного экологического образования и воспитания.
v Междисциплинарный подход в осуществлении экологического образования и воспитания учащихся.
v Принцип гуманизации состоит в гармонизации взаимоотношений человека и природы, в ценностном отношении человека к природе.
v Эколого-краеведческийпринцип предполагает изучение близлежащего природно-социального окружения: природных комплексов и их компонентов во взаимосвязи и взаимодействии, здоровья человека и хозяйственной деятельности населения, реальных экологических проблем (природные ресурсы, антропогенный фактор, охрана природы, состояние экосистемы), национальных традиций и культуры населения, связанных с окружающей средой.
v Принцип проблемности и историзма заключается в последовательном раскрытии экологических проблем и путей их решения на различных этапах развития цивилизации через систему социально-экологических понятий, несущих ценностно-нормативную нагрузку (окружающая природная среда, ресурсы, природопользование, антропогенный фактор, оценка качества среды, охрана природы, охрана ресурсов, здоровья).
v Принцип единстватеоретической и практической деятельности проявляется в изучении, оценке и охране окружающей среды своего края и осуществляется в тесной взаимосвязи теоретической и практической форм деятельности и всех ее видов: учебной, игровой, трудовой, общественно полезной, пропагандистской.
Особенности содержания экологического образования
Структура экологического образования в школе включает:
Этап | Содержание |
Дошкольное образование | Дошкольники знакомятся c отдельными объектами и явлениями природы, ухаживают за животными и растениями живого уголка. |
Начальная школа | • Основные экологические понятия на начальном этапе обучения. • Экологическое воспитание в процессе обучения природоведению. • Экологическое воспитание во внеклассной работе. |
Основная школа | • Общеобразовательный курс «Экология – 9». • Модули по проблеме «Глобальная экология». • Нетрадиционные курсы экологической направленности «Экономика и окружающая среда – 10». • Факультативные курсы по основам экологии и агроэкологии, включающие лабораторно-практические полевые работы и необходимый комплекс средств обучения. • Экологическое воспитание в процессе изучения каждого предмета. • Детские экологические движения. • Профилактическая экологическая работа. |
Старшая школа | • Интегративные предметы экологической направленности. • Исследовательская деятельность экологической направленности. • Природоохранное просвещение. • Творческие проекты по охране природы. |
Экологическое образование младших школьников – это углубление элементарных знаний, введение экологических аспектов, примеров нерационального использования природных богатств. Главное отличие от предыдущего этапа – усвоение фактов уже как научных знаний.
В средних классах в учебных курсах изучается питание растений и связанная с этим проблема загрязнения природы химическими удобрениями, создание гидроэлектростанций и применяемые при этом меры по охране «рыбных богатств» и т.д. Экологические проблемы рассматриваются в курсах ботаники и зоологии и во внеклассной работе по этим предметам.
Для процесса экологического образования старшеклассников характерна направленность на мировоззренческие, философские аспекты взаимодействия общества и природы, а также углубление и расширение знаний эволюционного, комплексного обобщающего характера.