Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении - student2.ru Всякая экономия сводится в конечном счете к экономии времени.

К. Маркс

Лысенкова Софья Николаевна – учитель начальных классов средней школы №587 г. Москвы, Народный учитель СССР. Решила «неразрешимую» задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей.

Классификационные параметры

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: гуманистическая.

Методологический подход: системный, деятельностный, дифференцированный, личностно ориентированный.

Ведущие факторы развития: социогенные с допущениями биогенных и психогенных факторов.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной интериоризации.

Ориентация на личностные сферы и структуры: информационная (ЗУН) с элементами операционной (СУД).

Характер содержания: обучающе-воспитательный, светский, технократический, общеобразовательный.

Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, поддержки.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами диалога.

Организационные формы: традиционная классно-урочная, академическая с элементами дифференциации и индивидуализации.

Преобладающие средства: вербальные + практические + наглядные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: сотрудничество, партнерство.

Направление модернизации: эффективность организации и управления учебным процессом.

Категория объектов: массовая, без всякой сегрегации.

Целевые ориентации

¶ Усвоение ЗУН; ориентир на стандарты.

¶ Успешное обучение всех.

Концептуальные положения

v Личностный подход (см. п. 4.1. педагогики сотрудничества).

v Успех - главное условие развития детей в обучении.

v Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь.

v Управление процессом обучения с помощью комментирования действий учащихся.

v Позитивизм оценки учащихся.

v Предупреждение ошибок, а не работа над ними.

v Системность содержания учебного материала с использованием опережения.

v Дифференциация, доступность заданий для каждого.

v Использование опорных таблиц.

v К полной самостоятельности - постепенно.

v Через знающего ученика учить незнающего.

Особенности содержания

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. В этом и состоит первый «кит» технологии Лысенковой.

Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. При этом появляются новые в дидактике понятия, раскрывающие сущность опережения: частота опережений, длина или дальность опережения (ближнее опережение – в пределах урока, среднее – в пределах системы уроков, дальнее – в пределах учебного курса, межпредметные опережения).

Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а много раньше Для каждой темы это начало разное. Обозначим его на схеме (рис. 48) отрезком Б. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени.

Рис. 48. Технология С.Н. Лысенковой.

Отрезок А - это уже обобщение по теме на основе определенных знании.

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа: 1) предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний, 2) уточнение новых понятий их обобщение, применение и 3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий (отрезок В). Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Связующим звеном между годами обучения является большая перспектива (четвертый этап); ею оканчивается и начинается каждый учебный год (отрезок Г).

Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным.

Особенности методики

Вторым «китом», на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление.

Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.).

Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен как опыт липецких учителей (Г. Москаленко). У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю».

Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (затем и другие учащиеся) говорит все, что делает по заданию учителя от начала до конца, и ведет за собой остальных.

На первом этапе после объяснения нового материала учитель пишет на доске за ведущим. Далее только дети пишут за ведущим, слушают внимательно его объяснения. Важно, чтобы комментированное управление началось с первого дня обучения в школе (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов и т.д.). По мере продвижения к 3 классу комментированное управление переходит в доказательное комментированное рассуждение.

Термин «веди» используется на уроках вместо традиционного «отвечай...!». «Ставлю», «пишу» - это для учащихся сигналы: «Не отставай, иди за мной». Действуют они сильнее, чем строгий голос учителя.

Комментированное управление, объединяя 3 действия (мыслю, говорю, записываю), позволяет сделать учебный труд осмысленным, одновременно обеспечивает обратную связь: дает учителю возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание.

При такой организации труда в классе создается общий деловой настрой, причем каждый ребенок учится и управлять, и исполнять, и руководить, и подчиняться.

И наконец третий «кит» системы С.Н. Лысенковой - это опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Первоклассники - вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы - это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение математических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов.

Затем, когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

«Киты» Лысенковой тянут за собой шлейф методических приемов (тысячу педагогических «мелочей»):

• В первом классе - без домашних заданий.

• Домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым.

• Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует.

• Дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время» - когда он может ответить.

• Воспитание организованности в ребенке.

• Взаимодействие с родителями.

• Связь между годами обучения - преемственность.

Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии.

Рекомендуемая литература

1. Богоявленская Д. Психологический анализ педагогического общения в системе работы С.Н. Лысенковой // Вопросы психологии. - 1987. - № 3.

2. Лысенкова С.Н. Когда учиться легко. - М.: Педагогика, 1985.

3. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М.: Просвещение, 1988.

4. Лысенкова С.Н. Жизнь моя - школа, или Право на творчество. - М.: Новая школа, 1995.

5. Лысенкова С.Н. Я читаю. Я считаю. Я пишу. Как учить школьника. - М.: Школа-пресс, 1997.

6. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1987.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. К какому типу управления (по Беспалько) относится технология С.Н. Лысенковой:

а) разомкнутому; б) циклическому; в) рассеянному; г) направленному; д) ручному; е) автоматизированному?

2. Дифференциация по уровню способностей и обученности:

а) обеспечивает самостоятельность учащихся: б) повышает уровень мотивации; в) адаптирует содержание обучения к различным способностям учащихся; г) повышает уровень обученности детей; д) облегчает контроль знаний; е) требует углубленной психологической диагностики.

3. Дифференциация по интересам детей обеспечивает:

а) углубленное изучение предмета; б) профилизацию обучения; в) раздельное обучение; г) факультативы; д) проблемное обучение; е) предметные кружки; ж) учреждения дополнительного образования.

4. Технологии индивидуализации обучения представляют:

а) проектный метод; б) технология В.Ф. Шаталова; в) технология Инге Унт; г) адаптивная система А.С. Границкой; д) технология укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева; е) технология В.Д. Шадрикова; ж) план Трампа; з) технология Е.И. Пассова; и) программированное обучение.

5. Принципами программированного обучения являются:

а) обратная связь; б) иерархия управления; в) пошаговая последовательность учебного процесса; г) индивидуальный темп; д) связь с социумом; е) использование технических устройств; ж) индуктивная структура учебного материала; з) принцип полного усвоения.

6. Что является характерными признаками коллективного способа обучения:

а) взаимообучение; б) динамические пары; в) одновременное диалогическое общение всех учащихся класса; г) смена рабочих мест; д) ученик является объектом обучения; е) жесткая последовательность освоения материала предмета; ж) самоконтроль?

7. Что предполагает групповой способ обучения:

а) деление класса на группы со своими заданиями; б) систематический характер содержания обучения; в) усредненный темп усвоения; г) повышенную групповую активность; д) групповую ответственность; е) выделение лидеров; ж) игровые методики?

Наши рекомендации