Принципы программированного обучения (по В.П. Беспалько, Ч. Куписевичу)
Принцип деления материала на малые части (шаги). Главным понятием программированного обучения является обучающая программа. Ее понимают как последовательность шагов, каждый из которых представляет микроэтап овладения единицей знаний или действий. Шаг программы состоит из трех частей: а) дозы информации об изучаемом знании, действии; б) задания - операции по работе с информацией, по ее усвоению; в) контрольного задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или переходе к следующему шагу. Программировать обучение значит разбивать текст, информацию на шаги, делать программированные тексты.
Принцип обратной связи. Сущность второго принципа - принципа обратной связи вытекает из кибернетической теории построения преобразований информации (управляющих систем) и требует цикличной организации системы управления учебным процессом по каждой операции учебной деятельности. При этом имеется в виду не только передача информации о необходимом образе действия от управляющего объекта к управляемому (прямая связь), но и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему (обратная связь).
Обратная связь необходима не только педагогу, но и учащемуся; одному - для понимания учебного материала, другому - для коррекции. Поэтому говорят об оперативной обратной связи. Обратная связь, которая служит для самостоятельной коррекции учащимися результатов и характера его умственной деятельности, называется внутренней. Если же это воздействие осуществляется посредством тех же управляющих устройств, которые ведут процесс обучения (или педагогом), то такая обратная связь называется внешней. Таким образом, при внутренней обратной связи учащиеся сами анализируют итоги своей учебной работы, а при внешней это делают педагоги или управляющие устройства.
Последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую программу - основу технологии программированного обучения.
Принцип индивидуального темпа в обучении. Третий принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе является строго индивидуальной, возникает естественное требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим возможность приспосабливать и подачу управляющей информации. Следование принципу индивидуального темпа в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.
Принцип адаптации. Управляющая программа должна приспосабливаться к индивидуальным способностям ребенка, организовывать поддержку, подсказку, применять наводящие вопросы и т.д. Это требует использования специальных средств для работы с программированными учебными материалами, моделирующими с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения.
Виды обучающих программ
Рис. 43. Технологические схемы программированного обучения.
1. Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию (рис. 43).
Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения – составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике – это предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.
Активизирующим факторам является необходимость давать ответ, заполняя пробел. Достоинство линейной программы в том, что ученик обязательно усваивает материал благодаря малым дозам, непосредственной проверке и возможности повторения упражнения. Вместе с тем линейная программа подверглась критике за то, что мелкие шаги обучения не позволяют ученику видеть общие цели, индивидуализировать содержание. Линейные программы Б. Скиннера имеют минимальную (жесткую) степень адаптации (только к темпу усвоения). Кроме того, ответ учащегося в форме выборочного ответа ограничивает, по мнению критиков линейного программирования, инициативу и самостоятельность учащихся.
2. Разветвленные программы. Критика линейных программ привела к созданию разветвленных программ. Их создатели Н. Краудер и Г. Паск в понятие адаптивного обучения вкладывали более глубокий смысл, чем Скиннер. В отличие от него они создавали «реагирующие» обучающие системы, способные взаимодействовать с учеником. Их можно было бы назвать интерактивными. Они оперативно адаптировали (индивидуализировали) не только темп предъявления учебного материала, но и степень его развернутости. Источником информации о ходе усвоения служили главным образом ошибки, допускаемые учеником, особенно их характер. Поэтому они даже провоцировались.
Интерактивные системы Краудера отличались от аналогичных систем Паска меньшей гибкостью реагирования на ошибки ученика, т. е. меньшим числом вариантов хода обучения. Он закладывал в машину заранее составленную схему «ветвлений» (поэтому его концепция получила название разветвленного программирования). В машинах же Паска способы реагирования на ответ ученика не извлекались из памяти машины в готовом виде, а по мере надобности продуцировались по определенным правилам. С технологической точки зрения именно здесь проходит водораздел между так называемыми частично адаптивными системами (Краудер) и максимально-адаптивными системами (Паск).
Краеугольным камнем концепции Г.Паска можно считать принцип непрерывной коррекции степени трудности предъявляемого ученику материала. Паск считал, что без этого практически невозможно ни стабилизировать внимание ученика, ни поддерживать необходимый уровень его мотивации. При этом он исходил также и из того, что трудность, как категория чисто субъективная, не поддается априорной оценке, ее можно оценить лишь по реакции ученика.
3. Смешанное (комбинированное) программирование представляет объединение разных видов программ. Это уже сложные программные продукты, включающие в себя разные дозы и виды информации, проблемное обучение и алгоритмы в обучении, различные способы ввода ответов обучаемых, разную степень адаптации обучения к индивидуальным особенностям ученика, возможность индивидуальной и групповой работы с программой.
В последние годы идеи программирования реализуются на новой технической (компьютерной) основе.
В смешанных программах материал делится на разные дозы в зависимости от дидактической цели, возраста учащихся, логики учебного материала и самого процесса обучения. Способы ответа обучаемого могут быть разные: конструирование ответа из набора букв, слов и пр.; кодирование ответа условными знаками; выбор ответа из заданного набора; смешанный способ.