Рефлексивный анализ и подведение итогов
Существенным элементом дискуссии является ее анализ. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных вопросов по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.
В целях получения обратной связи целесообразно применять устные или письменные самоотчеты участников дискуссии. Возможны две формы самоотчетов: 1) произвольная и 2) ориентированная на следующие вопросы: что я чувствовал во время дискуссии; чего я хотел; что или кто мешал; что нового я узнал для себя; увлекла ли меня дискуссия; если я почувствовал вовлеченность, то почему, если оставила равнодушным, то чем я это объясняю; как я смогу использовать приобретенный в дискуссии опыт (положительный и отрицательный) в своей дальнейшей работе и повседневной жизни?
Последействие дискуссии:
а) проявление отношения к точкам зрения других участников дискуссии как достойным уважения и понимания;
б) разрешение конструктивного конфликта, противоречия в дискуссии способствует обнаружению оптимальных стратегий решения задач;
в) в дискуссии по разрешению конструктивного конфликта у участников формируется отношение к руководителю занятия не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе.
Ошибки в дискуссии:
– монополия руководителя занятия, который знает правильный ответ, а другие должны его отгадать;
– безоговорочная вера участников в своего руководителя. В этом случае истина ставится в зависимость от авторитета;
– издержки стимулирования: руководитель, похвалив одного участника, невольно огорчает другого;
– увлечение обсуждением абстрактных проблем, отклонение от заданной темы;
– нередко некоторые участники дискуссии (2-4 человека) «забивают» других, не давая сказать им ни слова.
Рекомендации руководителю занятия:
• Постоянное движение к цели, без отклонения и отступления с одновременным использованием элемента внезапности, экспромта.
• Соблюдение психологического равновесия между чрезмерно активными, разговорчивыми и пассивными, молчаливыми участниками дискуссии.
Общие принципы дискуссии:
• равноправные субъект-субъектные отношения;
• позиция «Я – хороший, ты – хороший» (Э. Берн);
• позиция «Поймите меня правильно»;
• истина превыше всего;
• краткость – сестра таланта;
• уважение и дружелюбие при высказываниях.
Правила поведения в дискуссии:
– Я критикую идеи, а не людей.
– Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
– Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
– Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
– Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
– Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
– Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Технология «Дебаты»
Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит. Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.
Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие.
Спорь с человеком ума слабейшего; спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезен.
Спорь даже с глупцом! Ни славы, ни выгоды ты не добудешь… Но отчего иногда не позабавиться!
И.С. Тургенев
Программа (технология) «Дебаты» разработана Международным институтом «Открытое общество».
В переводе с французского «дебаты» означает прения, обмен мнения на каком-нибудь собрании, заседании.
Практика дебатов заключается в том, чтобы искусственно придавать культурным явлениям эмоциональную окраску, социальное содержание. Здесь воплощается практика смешения социокультурного, риторического и эмоционального аспектов.
Сообщение при дебатировании воздействует на получателя на различных уровнях структуры его сознания. Именно здесь затрагиваются различия, существующие между индивидом и обществом, «обналичиваются» проблемы социализации.
Акценты целей
Глобальные цели:
¶ способствовать становлению гражданского общества в России;
¶ способствовать развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: толерантности, партнерского общения, цивилизованной дискуссии, критического мышления;
¶ побудить к участию в программе представителей общественности – через широкое информирование о программе: средства массовой информации, обучающие семинары, сотрудничество с институтами гражданского общества.
Педагогические цели
Сформировать:
– логическое и критическое мышление школьников;
– навык организации своих мыслей;
– навыки устной речи;
– навыки риторики;
– эмпатию и толерантность;
– уверенность в себе;
– способность работать в команде;
– способность концентрироваться на сути проблемы;
– манеры при публичном выступлении.
Особенности концептуала
v Речевой аппарат поддерживает реальность, «проговаривая» различные элементы опыта и помещая их в определенные места в реальном мире, – приблизительно так можно выразить функцию социализации и идентификации в общем замысле программы «Дебаты».
v Идея открытого общества, понимаемого как общество, основанное на равенстве прав и ответственности его членов перед законом.
v Современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, то есть их значимость, право на существование в поликультурном пространстве, неконфликтное принятие разнообразия.
v Существование различных мировоззренческих позиций без жестко заданных норм поведения и восприятия;
v Идея ценности личности и создание среды, адекватной ее развитию.
Особенности содержания
Образовательная технология «Дебаты» состоит из двух частей: собственно игра «Дебаты» и применение ее на уроках и во внеурочной деятельности детей.
Игра «Классические дебаты К. Поппера».
Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях участников (команд), имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.
Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса).
При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:
– провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;
– быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
– иметь четкую формулировку;
– стимулировать исследовательскую работу;
– иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.
Работа с информацией по теме:
– активизация знаний учащихся (мозговой штурм);
– поиск информации с использованием различных источников;
– систематизация полученного материала;
– составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.
Формирование общих и специальных умений и навыков:
– формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;
– построение стратегии отрицающей стороны;
– умение правильно формулировать вопросы;
– овладение знаниями риторики и логики и применение их на практике;
– овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.
Задача команд в дебатах – склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого команды добиваются путем предоставления аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников. Например, если тема дебатов сформулирована так: «Государство должно заботиться о своих бедных», то одна команда будет доказывать непосредственно этот тезис, а вторая – антитезис: «Государство не должно заботиться о своих бедных».
В состав команды входят три человека. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 – первый спикер, У2 – второй спикер, У3 – третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1 – первый спикер, О2 – второй спикер, О3 – третий спикер). Спикеры утверждающей команды приводят аргументацию, позволяющую убедить судей в правильности утверждения темы. Спикеры отрицающей команды хотят доказать судьям, что позиция утверждающей команды неверна или что интерпретация темы и аргументация утверждающей команды имеют недостатки. Каждый спикер в игре имеет свою определенную роль, которую нельзя нарушать. При этом личная позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов не имеет значения. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. Первый тип ограничений связан с продолжительностью выступления и с последовательностью выступлений спикеров. За продолжительностью выступлений следит таймкипер.
Эти ограничения отражены в регламенте игры.
Таблица 6. Регламент игры
Спикер | Время выступления | Комментарий |
У1 | 6 мин | Речь первого спикера утверждающей команды (У1) |
О3 к У1 | 3 мин | Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1) |
O1 | 6 мин | Речь первого спикера отрицающей команды (О1) |
У3 к О1 | 3 мин | Третий спикер утверждающей команды (У3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1) |
У2 | 5 мин | Речь второго спикера утверждающей команды (У2) |
O1 к У2 | 3 мин | Первый спикер отрицающей команды задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2) |
О2 | 5 мин | Речь второго спикера отрицающей команды (О2) |
У1 к О2 | 3 мин | Первый спикер утверждающей команды задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2) |
У3 | 5 мин | Речь третьего спикера утверждающей команды (У3) |
О3 | 5 мин | Речь третьего спикера отрицающей команды (О3) |
Вторая группа ограничений связана с тем, что у каждого спикера команды есть свои обязанности, определяемые его ролью.
Обязанности спикеров
Первый спикер утверждающей команды (У1):
• представляет утверждающую команду;
• представляет тему, обосновывает ее актуальность;
• дает определение понятиям, входящим в тему;
• представляет точку зрения утверждающей команды;
• обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;
• представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (в соответствии с заявленными командой аспектами);
• переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);
• заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
• задает перекрестные вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2).
Первый спикер отрицающей команды (O1):
• представляет отрицающую команду;
• отрицает тему (отрицает тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;
• принимает определения, представленные утверждающей стороной;
• представляет позицию отрицающей стороны;
• принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты;
• представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры);
• опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые первым спикером утверждающей команды (У1);
• заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
• задает перекрестные вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2).
Второй спикер утверждающей команды (У2):
• восстанавливает точку зрения утверждающей стороны;
• приводит новые доказательства;
• повторяет важные аспекты предыдущих доказательств;
• подробно развивает утверждающую позицию и подробно развивает утверждающий кейс;
• опровергает отрицающий кейс;
• новые аргументы не приводятся;
• заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
• отвечает на перекрестные вопросы первого спикера отрицающей команды (О1).
Второй спикер отрицающей команды (О2):
• восстанавливает отрицающую позицию;
• подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс;
• продолжает опровергать утверждающую позицию;
• приводит новые доказательства;
• не приводит новых аргументов;
• заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;
• отвечает на перекрестные вопросы первого спикера утверждающей команды (У1).
Третий спикер утверждающей команды (У3):
• еще раз акцентирует узловые моменты дебатов;
• следует структуре утверждающего кейса;
• возвращается к аспектам, выдвинутым первым спикером утверждающей команды (У1) и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;
• выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;
• сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет почему аргументы утверждения более убедительны;
• не приводит новых аргументов;
• завершает линию утверждения;
• задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1).
Третий спикер отрицающей команды (О3):
• еще раз акцентирует узловые моменты;
• следует структуре отрицающего кейса;
• возвращается к аспектам, выдвинутым первым спикером отрицающей команды (О1) и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания;
• выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;
• сосредотачивается в этой речи на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими аргументами и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;
• завершает линию отрицания;
• не приводит новых аргументов;
• задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1).
На учебных занятиях членами команды являются ученики класса. Команды могут быть сформированы по желанию учащихся либо члены команд назначаются учителем.
Общую схему игры можно представить следующим образом (рис. 34).
Утверждающая команда | речи | 1 спикер | 2 спикер | 3 спикер |
вопросы | ||||
Отрицающая команда | речи | 1 спикер | 2 спикер | 3 спикер |
Рис. 34. Общая схема игры «Классические дебаты».
Порядок выступлений:
У1, О3 к У1, О1, У3 к О1, У2, О1 к У2, О2, У1 к О2, У3, О3.
Итак, игра состоит из следующих раундов: речи спикеров, перекрестных вопросов, тайм-аутов, которые может брать каждая команда после окончания речи спикеров или перекрестных вопросов для подготовки к следующему раунду (не более, чем 8 мин. каждой команде за всю игру). Время для подготовки (таймаут) можно брать по частям по мере необходимости. Перекрестные вопросы задаются в порядке, предусмотренном правилами игры. Их цель - принизить, разрушить позицию противоположной стороны. Вопросы могут быть самые разные. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения «круглого стола».
Вопросы могут быть: уточняющие (закрытые), восполняющие (открытые), корректные и некорректные, провокационные или улавливающие, контролирующие, активизирующие внимание, активизирующие память, развивающие мышление.
Неопытные игроки задают уточняющие (закрытые) вопросы. Более сложными являются восполняющие (открытые) вопросы. Обычно используется форма простого вопроса (такого, который не может быть расчленен, не включает в себя другие вопросы), а не сложного вопроса (такого, который можно разбить на несколько простых вопросов). Нельзя задавать вопросы, направленные против личности отвечающего, а также неблагожелательные вопросы.
В процессе игры каждая команда постоянно поддерживает и усиливает свой кейс – систему доказательств, в которую входит совокупность аспектов и аргументов, представленных в организованной форме и которая используется для обоснования своей позиции.
Модели технологии «Дебаты»
Свободные дебаты (дискуссии) в больших аудиториях.
Большой аудиторией считается группа численностью до нескольких десятков участников. Свободные дебаты позволяют участникам продемонстрировать свои знания, поделиться своим опытом, идеями (все участники имеют равное право голоса).
Панельные дебаты (Panel Debate) – дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу: несколько человек обсуждают проблему в присутствии аудитории.
Такая форма проведения дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Группа из трех - пяти человек ведет дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии остальных участников. Зрители вступают в обсуждение позже: они или высказывают свое мнение, или задают вопросы участникам беседы.
Симпозиум. Как и дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, данный вид дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Эта форма обсуждения позволяет специалистам-профессионалам поделиться своими знаниями и опытом с аудиторией, не превращая свое выступление в долгую и нудную лекцию. Она также облегчает диалог между слушателями и лектором.
Два или три специалиста (или просто хорошо разбирающиеся в предмете люди) в краткой форме высказывают свою точку зрения на проблему. Максимальная продолжительность выступления каждого лектора не должна превышать 10 минут. Затем двадцать минут отводится на вопросы и общее обсуждение.
«Экспресс-дебаты». Это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может рассматриваться как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности.
«Модифицированные дебаты». Это использование отдельных элементов технологии дебатов, или дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил. Например,
– сокращается регламент выступлений;
– увеличивается число игроков в командах;
– допускаются вопросы из аудитории;
– организуются «группы поддержки», к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов;
– осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую-либо роль;
– создается «группа экспертов», которая может либо осуществлять функции судейства, либо подводить итог игры, демонстрируя столкновения позиций, либо вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей;
– изменяется (появляется) роль ведущего игры - учителя. На разных этапах игры она определяется в зависимости от подготовленности учеников.
Круглый стол. Одной из наиболее актуальных и распространенных в практике форм дебатов являются «круглые столы» (предполагается посадка участников по кругу, лицом друг к другу).
«Круглый стол» – это беседа, в которой «на равных» участвуют до 10-20 участников, и в ходе ее происходит обмен мнениями между всеми участниками. В дискуссии могут участвовать представители различных групп педагогического коллектива: ученики и учителя начального, среднего и старшего звеньев, родители.
«Аквариум». Процедура «аквариум» заключается в том, что все заинтересованные лица садятся вокруг вступивших в диалог и, на первом этапе не имея права вмешиваться, внимательно слушают, затем на втором этапе происходит рефлексирование ситуации, т.е. обсуждение позиций сторон, аргументов, предпочтений.
«Аквариум» выделяется среди всех моделей дебатов тем, что содержание ее тесно определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами в коллективе учащихся и педагогов по определенному вопросу. Механизм проведения «техники аквариума»может быть таков:
• Проблема дискуссии формулируется по просьбе учителей научным руководителем или администрацией.
• Участники дискуссии делятся на 2 группы (а может быть, и на 3), которые располагаются в аудитории по кругу.
• Члены каждой группы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать ее позицию.
• Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениями. (Можно предложить тему в начале дискуссии, тогда члены «аквариума» должны в течение 15-20 минут обсудить ее и выработать общую точку зрения.)
• Представители групп собираются в центре кругов и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники «аквариума» не могут высказывать свое мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.
• Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными ее членами.
• «Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.
Подсчитывающая дискуссия. В ней учащиеся, работая в малых группах, получают очки за участие в дискуссии. Тема дискуссии подсказывается изучаемым материалом или текущими событиями.
Ни один человек не может доминировать в дискуссии, поскольку каждое выступление длится не более 5-15 секунд, и лишь все мнения отдельных членов группы составляют четкую картину обсуждаемой темы. Подсчитывающая дискуссия, несмотря на то, что оценивание в ней проводит учитель, дает учащимся возможность разговаривать с товарищами, выслушивать то, что думают другие.
Способ проведения дискуссии: 6-8 участников дискуссии садятся в центре класса в небольшом кругу, в это время оставшиеся ученики вместе с учителем садятся вокруг них и слушают. Дискуссия длится от 8 до 20 минут в зависимости от темы и возраста учащихся.
Учитель присуждаетпоощрительные очки за:определение положения в обсуждаемой проблеме (другими словами:ученик «определился»); предоставление информации,опирающейся на факты или полученной учеником входе исследований; сосредоточенность на теме (другими словами: «ученик не отходит от темы»); привлечение другого ученика к дискуссии.
Штрафные очки можно получить за:прерывание дискуссии;помехи в проведении дискуссии; монополизацию дискуссии; выпады против личности; внесение несущественных замечаний.
Выставление очков за дискуссию. После того, как группа поделена на дискуссионные малые подгруппы, им раздаются карточки по данному образцу (рис. 35). Колонки А, Б, В, Г, Д, Е, … – имена членов дискуссионной группы. Всякий раз, когда участники группы демонстрируют какое-либо конкретное поведение, остальные ставят возле его имени знак. По окончании отведенного времени ученики-счетчики собирают и обсчитывают результаты.
Учитель не должен прерывать проходящую дискуссию, а после ее завершения дает анализ протекания дискуссии, представленных идей и результатов подсчета очков.
Очки | Действия участников | Участники | ||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | … | ||
(+2) | Определение положения в дискуссии | |||||||
(+1) | Формулирование существенного замечания | |||||||
(+2) | Использование доказательств, подтверждающих высказывания или представление информации, опирающейся на факты | |||||||
(+1) | Вовлечение в дискуссию другого лица | |||||||
(+1) | Постановка уточняющего вопроса, продвижение дискуссии вперед | |||||||
(+2) | Формулирование аналогии | |||||||
(+2) | Выявление противоречия | |||||||
(+2) | Выявление замечания | |||||||
(–2) | Отсутствие заинтересованности дискуссией или помехи | |||||||
(–2) | Прерывание в дискуссии | |||||||
(–1) | Несущественные замечания | |||||||
(–3) | Монополизация дискуссии | |||||||
(–3) | Выпад против другого лица | |||||||
Всего очков (уровень) |
Рис. 35. Карточка учета действий участников дискуссии.
Тренинговые технологии
Легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них по отдельности.
К. Левин
Понятие «тренинг» в науке и практике трактуется многозначно, в частности:
– как вид образовательной практики, в которой ведущей деятельностью является тренировка, тренаж, т.е. закрепление определенной реакции, действия, способа, умения посредством повторения, упражнений;
– как способ профессионального и личностного развития;
– как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельностью;
– как процесс создания новых функциональных образований, управляющих поведением;
– как комплекс интенсивных методов преобразующего воздействия на личность и др.;
– как практика психолого-социально-педагогического воздействия на личности и группы;
– как форма обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения и общения, и т.д.
Формально тренинг – это групповое занятие психологической тематики под руководством ведущего, направленное на отработку личностных навыков, лучшее понимание себя и других.
Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы, закладывает этические и эстетические основы практического поведения. Самое важное – человек не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя. В ходе тренинга происходит смена внутренних установок участников, пополняются их психологические знания и появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные компетентности.
Тренинг – это один из специфических способов получения личностного опыта. В тренинге истину – особенно истину о себе самом – нужно добыть. Для этого должны, во-первых, происходить какие-то события, а во-вторых, участником этих событий должна стать сама личность.
Любой тренинг является интерактивным: он рассчитан на активную субъектную реакцию учащегося (интеллектуальную, эмоциональную, действенно-практическую) на то или иное воздействие на личность.