Классификационные параметры интерактивных технологий
Уровень и характер применения: любая педагогическая технология обладает той или иной степенью интерактивности, но некоторые из них содержат интерактивный режим как обязательный компонент. К таким технологиям можно отнести: микротехнологии, если взять взаимодействие с конкретным ребенком; модульно-локальные в качестве дидактических и организационно-деятельностных игр, коллективных творческих дел и т.д.; макротехнологии, какими являются дистанционное обучение, компьютерные технологии, обучение иностранному языку в разговоре; и, наконец, интерактивный характер имеют такие метатехнологии, как технологии социального воспитания, общественно-государственного управления, сетевые, телекоммуникационные технологии.
Философская основа: гуманистическая, природосообразная.
Методологический подход: коммуникативный.
Ведущие факторы развития: социогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.
Ориентация на личностные сферы и структуры: информационная.
Характер содержания: адаптивно-вариативный.
Вид социально-педагогической деятельности: сопровождения.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимообучение.
Преобладающие методы: диалогические.
Организационные формы: любые.
Преобладающие средства: вербальные + программированные + аудиовизуальные + электронные.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничества.
Направление модернизации: активизации.
Категория объектов: все категории.
Целевые ориентации
¶ Активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся.
¶ Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.
¶ Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
¶ Индивидуализация педагогического взаимодействия.
¶ Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.
¶ Достижение двухсторонней связи (обмена информацией) учащего и учащегося.
Самой общей задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) – направление и помощь процессу обмена информацией:
– выявление многообразия точек зрения;
– обращение к личному опыту участников;
– поддержка активности участников;
– соединение теории и практики;
– взаимообогащение опыта участников;
– облегчение восприятия, усвоения;
– облегчение взаимопонимания участников;
– поощрение творчества участников.
Концептуальные позиции
v Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
v Интерактивное общение способствует умственному развитию.
v При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю.
v Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
v Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений.
v Обратная связь повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
v Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике, в реальных условиях.
Особенности организации
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействииучащихся (обучаемых) с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта,причем речь идет не просто о подключении эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений учащегося в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения. Опыт учащегося служит центральным активатором учебного познания. В традиционном обучении ведущий (учитель, тренер) выполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, одного из факторов, активизирующих взаимонаправленные потоки информации.
По сравнению с традиционным, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, задача ведущего – создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Учитель (ведущий, тренер) выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
В ряде интерактивных технологий ведущему не обязательно быть специалистом по данному предмету (более того, собственное мнение может даже помешать нейтральности обмена информацией!). К недостаткам фасилитаторской роли относятся большие затраты труда учителя при подготовке, сложность точного планирования результатов, высокие энергозатраты ведущего.
Источниками помех при интерактивном режиме могут быть:
– язык (в вербальном или невербальном оформлении);
– различия в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации;
– различия в организационном статусе между ведущим (руководителем) и учащимся (подчиненным).