Тьютор (учитель, научный руководитель) в проектном обучении
Тьютор помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации:
– владеет самой технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по методологии и технологии проектной деятельности;
– инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта);
– предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (тьютор вместе с учеником «проживает» его проект);
– помогает ученику осуществить самостоятельное исследовательское действие;
– является «проводником» ученика по странам и культурам, помогает детям сформулировать вопросы к культуре и организовать работу над этими вопросами.
Появление тьютора проблематизирует всю сложившуюся систему образования, он выступает ключевой фигурой в реализации концепции гуманитарного образования.
Тьютор не эрудит, но «картограф» культуры, специалист в области способов организации работы с материалом культуры. Задачей тьютора является не ответ на информационные вопросы (когда? кто?), а помощь ребенку в поиске своего исследовательского вопроса, составление исследовательской программы, осуществление ее (с возможной корреляцией темы, целей и задач исследования), организация рефлексии ребенком проделанного пути.
Предтечи, разновидности, последователи
& Метод жизненных заданий, метод исканий. Педагогические идеи проектного обучения в России связаны прежде всего с именем С.Т. Шацкого. С.Т. Шацкий со своими соратниками первым реализовал в практике идеи Дж. Дьюи, начав эту работу еще в 1905 году. После революции в России метод проектов нашел благодатную почву. В двадцатые годы в Российском образовании существовали и Дальтон-план, и метод проектов П. Петерсона, и его трансформации (метод жизненных заданий, метод исканий, комплексный метод и другие вариации).
Отличие российского воплощения метода проектов от американского варианта было прежде всего в том, что советскими педагогами делался принципиальный упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов.
В 1932 году постановлением ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» проектные методы были отменены как методическое прожектерство.
& «Дальтон-план» Е. Паркхерст состоял в выполнении учебной программы, разбитой на подряды (контракты), где указывались разделы, рекомендательная литература, контрольные вопросы, материалы для ответов на эти вопросы. Согласно договорам, ученики обязывались выполнять в течение недели учебные задания и упражнения. Контракты составлялись с учетом сил и желаний учащихся. Порядок, темп выполнения подрядов являлся личным делом учащихся. Предусматривались систематический контроль и проверка результатов деятельности учащихся.
& Кейс-стади (case-study) метод (разработка Гарвардского университета) – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Отличительной особенностью метода кейс-стади является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Различают следующие виды кейсов: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки, ситуации-проблемы.
Очень популярными являются кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть сделано на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах.
Кейсы готовятся на базе «полевых» исследований или «обобщенного» опыта. Содержательно материал в таких кейсах имеет признаки организационной конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.
Наиболее распространенными в российской школе являются кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом. Именно с них начинали использовать кейсы многие преподаватели бизнес-дисциплин. Широкое распространение сегодня получили «видеоклипы» из учебных и даже художественных фильмов. Больщими возможностями обладают компьютерные кейс-комплекты с использованием мультимедийных средств.
Кейс-метод обучения предполагает не только наличие банка кейсов, но и методические рекомендации по их использованию, вопросы для обсуждения, задания учащимся, дидактические материалы в помощь преподавателю.
Кейс-метод позволяет установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения.
Метод кейс-стади развивает компетентностные качества личности:
• Аналитические умения (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, обнаруживать отсутствие информации и восстанавливать ее).
• Практические умения (использование на практике академической теории, методов и принципов).
• Творческие умения (одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить; очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем).
• Коммуникативные умения (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиасредства, кооперироваться в группы; защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет).
• Социальные умения (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать свое и т.д.).
Рекомендуемая литература
1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения // Директоршколы. – 1995. – № 6.
2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996.
3. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М., 1998.
4. Методологияучебного проекта. Материалы городского методического семинара. – М.: МИПКРО, 2001.
5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народноеобразование. – 2000. – № 7.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 1999.
7. Новыепедагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
8. Пахомова Н.Ю. Метод проектов // Информатикаи образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование, 1996.
9. Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики // Информатикаи образование. – 1996. – № 1, 2.
10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
11. Пахомова Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики. – М.: Просвещение, 1994.
12. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. – М: Педагогика, 1989.
13. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М., 1972.
14. Проект«Гражданин» – способ социализации подростков // Народное образование. – 2000. – № 7.
15. Селевко Г.К. Производственные задания для учащихся // Вечерняя сменная школа. – 1964. – № 5.
16. Смолянинова О.Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов // Информатика и образование. – 2001. – № 6.
17. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директоршколы. – 1998. – № 3.
18. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998.
19. Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. – М.: «Проект Гармония» и ЮНПРЕСС, 1998.
Интерактивные технологии
Если у каждого из двух собеседников будет по яблоку и они обменяются ими, то ничего не изменится. Но если собеседники обменяются идеями, то у каждого их станет в два раза больше.
Б. Шоу
В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня субъектной активности учебной деятельности школьников.
В последнее время получил распространение еще один термин – «интерактивное обучение». Термин interactive learning (англ.) обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов (моделей) коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Иначе говоря, интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.
Интерактивные технологии по В.В. Гузееву – это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Можно выделить три режима информационного обмена.
Экстраактивный режим: информационные потоки направлены от субъекта (обучающей системы) к объекту обучения (учащемуся), но циркулируют в основном вокруг него, не проникая внутрь объекта. Ученик выступает в роли пассивного обучаемого. Этот режим характерен для лекции, для традиционной технологии (разомкнутое – неконтролируемое и некорректируемое управление педагогическим процессом). Такой режим чаще всего является пассивным, не вызывает субъектной активности ребенка, так как научение представлено, в основном, активностью (экстраактивностью) обучающей среды.
Интраактивный режим: информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают их активную умственную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения для себя, учащие себя. Этот режим характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития.
Интерактивный режим: в этом случае информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двусторонний (встречный) характер: один поток исходит от учителя, другой – от ученика. Этот режим и характерен для интерактивных технологий.
Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующих субъектно-объектных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь её автономным активным элементом. Простейшими примерами интерактивных технологий могут быть беседа или консультация. Больше всего интерактивный режим представлен в технологических приемах, входящих в какую-либо конкретную монотехнологию. Примеры: проблематизация в технологии развивающего обучения, взаимоопрос у Шаталова, игровые ситуации и др.