IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса
Все школы, какие бы они ни были, делятся на две группы: те, в которых любят детей, и те, в которых не любят детей.
С. Соловейчик
Один из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии, – это мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка – личностно ориентирована.
Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет деятельностный, практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно ориентированных технологий образования являются «развитие», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество». Это понятие разбирается в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Дж. Фабр), основанной на понимании человека как целостной личности, взаимодействующей со своим окружением, на декларации веры в человека как в высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии определенных позитивных условий.
Признаками гуманно-личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются:
– доминирование в работе учреждения целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития ребенка;
– акцент на мотивацию его достижений и успехов, направленность на поддержку индивидуального развития;
– акцент на самопроектирование и самоуправление;
– партнерское взаимодействие участников образовательного процесса;
– диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями;
– предоставление учащимся свободывыбора и личная ответственность за принятые решения всех участников образовательного процесса;
– эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий.
Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью образования в отличие от целей формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии.
Своеобразие парадигмы личностно-ориентированного образования заключается в ориентации наимманентные свойства личности, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями, в претворении идеи субъект-субъектных отношений учителя и ученика в педагогическую технологию.
Такая ориентация достигается с помощью:
– обращения к субъектному опыту ребенка, соединения его с обучением, согласования со всеми субъектами воспитания;
– учета психологических закономерностей;
– применения гибкой системы активного стимулирования учащихся к образовательной деятельности;
– структурирования, дидактического преобразования материала учебника.
Личностно ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.
Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности (Е.Н. Степанов).
Содержание и методы образования представляют собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Если эта среда обращена к человеку, и ей свойственна гуманистическая направленность, то личностная ориентация педагогического процесса становится гуманно-личностной.
Гуманистическая направленность образования выражается следующими идеями:
– современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласовании с конкретными ценностями разных социокультурных сообществ;
– цель образования есть становление и развитие самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее ценностей;
– развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;
– все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания образования, находятся под защитой;
– групповая работа в школе сочетается с индивидуальной работой, причем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка;
– образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а также на полноценном общении учителя и учащихся, причем участие школьников в совместном принятии решении уважается и поощряется;
– наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.
Гуманно-личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.
В данной главе описаны (упоминаются) следующие технологии:
Педагогика сотрудничества