Технология классического и современного урока
Все, что случается, поистине похоже
На то, что видел мир, когда он был моложе.
Аль Маари
Урок – основная форма обучения в традиционной технологии.
Урок– это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.
Урок представляет собой сложный психолого-педагогический процесс, имеющий свою технологию, которая по масштабу и характеру применения является общепедагогической, а для данных условий (учебный предмет, раздел, тема) – локально-модульной. Остальные классификационные параметры технологии урока совпадают с параметрами традиционной технологии (см. п. 3.1.).
По В.К. Дьяченко, урок как форма организации учебной работы учителя с определенной группой учащихся (классом) представляет собой применение трех организационных форм обучения: групповой, индивидуальной и парной.
С формальной точки зрения урок – это некая фиксированная область пространства и времени, в рамках которых решаются учебные задачи, а учитель и ученики исполняют достаточно жесткие роли, определяемые сценарием технологии. Для классической (старой) модели урока в рамках традиционной классно-предметной технологии характерны:
1. Одинаковое время, отведенное для всех без исключения учащихся, для выполнения общей для всех учебной задачи.
2. Наличие одной для всех учебной задачи.
3. Наличие для всех одного и того же способа деятельности по выполнению конкретной учебной задачи.
4. Постоянный состав учащихся в течение урока.
5. Фиксированное для каждого ученика место для учебной работы, определяемое учителем.
6. Фиксированная для всех учащихся посадка.
7. Устойчивое ранжирование учащихся по способностям.
8. Каждый урок есть промежуточное состояние между предыдущим уроком и последующим уроком.
9. Выборочный, фрагментарный контроль за деятельностью учащихся.
10. Предметом регламентируемого контроля на уроке являются ЗУН.
11 Наличие обязательного домашнего задания.
12. Наличие устойчивой зависимости элементов структуры урока
13. Доминирование двух типов социального взаимодействия: принудительное подчинение и независимое существование.
14. Использование трех организационных форм обучения: индивидуально-опосредованной, парной и групповой.
15. Позиции жестко закреплены на субъектах.
16. Непропорциональное распределение ответственности участников.
17. Закрытость
18. Носителем всего содержания обучения является только учитель.
19 Учитель взаимодействует не с отдельными учащимися, а с классом как единым объектом.
Цели и задачи урока
Современный подход к постановке цели урока состоит в том, что общая педагогическая цель «раскладывается» на три более конкретные: обучающую (дидактическую), воспитательную и развивающую. Эти три крупные цели дробятся на целый ряд задач.
Решение дидактических задач приводит к достижению дидактической цели. Например, дидактическая цель – усвоить новое понятие, отработать умения и навыки его применения. Это цель сложная, она достигается путем решения трех основных дидактических задач: а) актуализации прежних знаний, умений и навыков; б) формирования нового понятия и способов действия с ним; в) применения понятия к частным случаям (формирования умений).
Каждая из этих дидактических задач в свою очередь состоит из ряда учебных (задач для учащихся), имеющих еще более конкретный характер.
Задача может быть одна и та же, а способы ее решения (средства) – разные. Поэтому возможен разброс результатов, большее или меньшее совпадение предполагаемой цели и действительного результата.
Концептуальные подходы (требования) к современному уроку
Принципы традиционного обучения распространяются и на урок. В нем отражаются и все недостатки ТО: принуждение, заформализованность, рутинность, отсутствие самостоятельности, безделье учащихся на уроке и т.д. Но именно урок является той активной зоной традиционного обучения, где эти принципы подвергаются модернизации, где зарождаются многие инновационные подходы. Концепция современного урока включает следующие требования:
v Целостность урока: он представляет собой автономный, логически законченный блок освоения учебного материала (ЗУН).
v Постановка задач обучения, воспитания и развития, их взаимосвязь и единство.
v Личностный подход – высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.
v Внутриурочная дифференциация и индивидуализация обучения.
v Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса (мотивация, проблематизация), самостоятельной умственной активности учащихся, ситуации успеха.
v Применение арсенала разнообразныхметодов, средств и методических приемов (игры, занимательности, соревновательности).
v Формирование способов умственных действий (СУД) учащихся.
v Вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника и, в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности (СУМ), способствующих сознательной мотивации обучения.
v Гибкая неформальная система контроля.
v Целесообразное и оптимально экономное расходованиевремени урока.
v Сочетание трудности и доступности в обучении, работа в ЗБР.
v Связь теории с практикой.
v Системность уроков. Каждый урок представляет своеобразную ступеньку продвижения ученика к полному усвоению более крупной дидактической единицы.
Типология уроков
Изучение сущности и структуры урока приводит к выводу о том, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по признакам.
Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков. В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации уроков:
– по основной дидактической цели;
– по основному методу (форме) их проведения.
При классификации поосновной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
– вводный урок;
– урок изучения нового материала (первичного ознакомления с материалом, образования понятий, установления законов на практике);
– урок закрепления изученного (повторения и обобщения);
– урок применения знаний и умений;
– урок проверки и коррекции знаний и умений;
– смешанный, или комбинированный урок (на нем решаются задачи всех предыдущих типов уроков).
Классификация по основному методу (форме) проведения подразделяет их на уроки:
– в форме беседы;
– в форме лекции;
– в форме экскурсии;
– в форме киноурока;
– самостоятельной работы учащихся;
– лабораторных и практических работ;
– сочетания различных форм занятий;
– нетрадиционные.
Особенности структуры
Обычный урок (он же комбинированный) – это один из столпов традиционной авторитарной педагогики, подвергнутый жестокой критике и тем не менее продолжающий оставаться основной формой обучения в школе. Урок представляет собой многомерную структуру.
Горизонтальная структура комбинированного урока определяется несколькими крупными функциональными аспектами (рис. 17):
– дидактический аспект: содержание учебного материала;
– воспитательный аспект: воспитывающие воздействия (на сознание, эмоции, действенно-практическую сферу);
– развивающий аспект: самостоятельная мыслительная деятельность учащихся;
– методический аспект: реализация того или иного метода, той или иной технологии;
– психологический аспект: психологическое самочувствие детей, дисциплина в классе и т.д.
В каждый период (и в каждый данный момент) тот или иной аспект реализуются в разной степени и образуют временную последовательность (вертикальную структуру) урока.
Рис. 17. Поэтапная функциональная структура урока.