Классическая традиционная классно-урочная технология обучения
Двигаясь вперед, мы идем к Коменскому.
С. Смоляницкий
Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. В «Российской педагогической энциклопедии» она определяется так:
«Классно-урочная система обучения – организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Урок проводится по твёрдому расписанию, составленному на основе учебного плана. Местом проведения урока служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытные участки»
Организационными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:
– одновозрастная группа – учащиеся приблизительно одного возраста (±1 год) составляют класс (20-40 человек), который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
– предметный принцип – все содержание обучения разделяется на предметы; внутри предмета материал дробится на темы;
– единое содержание обучения: учат всех и всему;
– временной алгоритм деятельности – класс работает по единому временному алгоритму организации: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перерывы между уроками (перемены);
– урок: основной единицей процесса обучения (деятельности) детей является урок – логически завершенная пространственно-временная структура (40-45 минут);
– единое содержание урока: урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего все учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
– учитель – взрослый, образованный специалист, который руководит работой учащихся на уроке, оценивает результаты учебы каждого ученика по своему предмету и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
– учебник, программа – документы, определяющие дозы (темы) и общий объем информации, подлежащей изучению.
Классификационные параметры ТО
Уровень и характер применения: общепедагогическая метатехнология всемирного масштаба, распространенная в самых разных отраслях образования, территориях, сообществах.
Философская основа традиционного обучения как системы – прагматическая, обусловленная требованиями и состоянием общества; в конкретном учреждении философскую основу определяет содержание обучения; по методам ТО представляет принуждение, которое антигуманно.
Методологические подходы: культурно-исторический, знаниевый, групповой, ситуативный.
Ведущие факторы развития: социогенные + биогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример).
Ориентация на личностные сферы и структуры - информационная, ЗУН.
Характер содержания: светский, технократический, общеобразовательный, дидактоцентрический.
Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, дидактическая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: традиционное классическое + ТСО.
Организационные формы: классно-урочная, академическая.
Преобладающие средства: вербальные.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: авторитарный.
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, принуждение.
Категория объектов: массовая.
Целевые ориентации
Цели обучения в технологии ТО – подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие.
В советской педагогике цели обучения формулировались так:
¶ формирование системы знаний, овладение основами наук;
¶ формирование основ научного мировоззрения;
¶ всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;
¶ воспитание идейно убежденных борцов (за коммунизм), за светлое будущее всего человечества;
¶ воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.
Таким образом, по своему характеру цели ТО представляют трансляция ученику определенных образцов культуры, формирование личности с заданными свойствами.
По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (цель всестороннего гармонического развития личности являлась декларацией).
В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились – исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспитания, но трансляционная парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.
Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.
Концептуальные положения
v Трансляционная парадигма.Обучение – это целенаправленный процесс передачи (трансляции) знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений - подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства.
v Форма обучения – групповая (когда один учитель передает информацию группе учеников). Три «кита» организационной формы ТО: класс, урок, предмет.
v Принципы обучения. Процесс обучения основывается на выведенных из рассуждений и из опыта концептуальных принципах, которые сформулировал еще в XVII веке Я.А. Коменский.
v Принцип научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
v Принцип природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется);
v Принцип последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);
v Принцип доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);
v Принцип прочности (повторение - мать учения);
v Принцип сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
v Принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию);
v Принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний);
v Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.