Правовые основы защиты атмосферы
Правовые отношения в области защиты атмосферного воздуха регулируются достаточно большим количеством законодательных актов, среди которых наиболее важными являются;
1. Закон об охране окружающей среды. Головной, базовый закон природоохранного законодательства РФ. Принят 14 января 2002 г., соответствует конституционным основам охраны окружающей среды. В Законе предусматриваются задачи и система природоохранного законодательства, принципы охраны окружающей среды, объекты, охраны, окружающей среды, управление в области охраны окружающей среды, права экологические, экономический механизм охраны окружающей среды, нормирование в области охраны окружающей среды.
2. Закон об охране атмосферного воздуха. Принят 4 мая 1999 г. Его задачами являются регулирование общественных отношений в этой области в целях сохранения в чистоте и улучшения состояния атмосферного воздуха, предотвращения и снижения вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, хозяйства страны, растительного мира и животного мира, а также укрепления законности в области охраны атмосферного воздуха.
В Законе даются определения таких понятий, как атмосферный воздух, вредное вещество, загрязнение атмосферного воздуха, охрана атмосферного воздуха и др. В частности, под охраной атмосферного воздуха в Законе понимается система мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
В Законе определены основные принципы охраны атмосферного воздуха:
— установление предельно допустимых воздействий на атмосферный воздух (гигиенические и экологические нормативы качества воздуха, вредные физические воздействия, технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы);
— регулирование загрязнения стационарными источниками в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности;
— регулирование выбросов при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств;
— регулирование выбросов при хранении, захоронении, обезвреживании и сжигании отходов производства и потребления;
— плата за загрязнение окружающей среды выбросами вредных веществ в атмосферный воздух и другие виды вредного воздействия на него;
— участие граждан, юридических лиц и общественных объединений в осуществлении мероприятий по охране атмосферного воздуха.
Основными правовыми средствами охраны атмосферного воздуха являются нормирование качества атмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий со стороны отдельных источников, регулирование размещения источников вредных воздействий на атмосферу, экологическая экспертиза проектов предприятий и иных объектов, эксплуатация которых сопровождается загрязнением атмосферы, разрешительный порядок вредных воздействий на состояние атмосферного воздуха. Как видно, все это имеет целью предупреждение деградации атмосферы под воздействием человеческой деятельности.
К специфическим требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха относится регулирование воздействия на погоду и климат. Действия, направленные на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений в народнохозяйственных целях, могут осуществляться только по разрешениям специально уполномоченных на то государственных органов и лишь при условии, что это не приведет к неблагоприятному воздействию на погоду и климат. Такие воздействия на погоду проводятся в сельскохозяйственных и иных общественно значимых целях — например, для предупреждения выпадения града или дождя или, наоборот, для стимулирования осадков.
В воздухоохранительном законодательстве регламентируются все виды деятельности, сопровождаемой вредным воздействием на атмосферу, включая:
— размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, совершенствование существующих и внедрение новых технологических процессов и оборудования и их эксплуатацию;
— проектирование, производство и эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов, других передвижных средств и установок;
— размещение и развитие городов и других населенных пунктов;
— применение средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, применение которых разрешается в народном хозяйстве;
— добычу полезных ископаемых, взрывные работы, размещение и эксплуатацию терриконов, отвалов и свалок.
В законодательстве предусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферного воздуха. В частности, запрещается внедрение новой техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха (ст. 15Закона об охране атмосферного воздуха).
На практике такие запреты далеко не всегда соблюдаются. По имеющимся данным, даже вновь вводимые в эксплуатацию предприятия, как правило, не обеспечивают соблюдения установленных требований. Они функционируют на основе временно согласованных выбросов загрязняющих веществ, т. е. допускается заведомое нарушение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере.
В соответствии с законодательством ведется государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, а также проводится инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий и их источников (ст. 21, 22 Закона об охране атмосферного воздуха).
В РФ ведется контроль за охраной атмосферного воздуха. Основные функции контроля возложены на специально уполномоченные органы. На эти же органы возложена обязанность проведения мониторинга атмосферного воздуха (ст. 23, 24 Закона об охране атмосферного воздуха).
К специально уполномоченным органам относятся:
Министерство природных ресурсов — орган контроля;
Госкомсанэпиднадзор — орган надзора;
Госкомгидромет — орган наблюдения;
ГИБДД МВД и экологическая милиция — контроль автотранспорта.
Должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране атмосферного воздуха и его территориальных органов, являются государственными. инспекторами по охране природы, осуществляющими контроль за охраной атмосферного воздуха (ст. 27 Закона об охране атмосферного воздуха).
В работе инспектора по контролю за соблюдением воздухоохранного законодательства можно выделить три основных направления:
— работа с документацией и делами предприятий;
— полная проверка воздухоохранной деятельности предприятия;
— оперативные или целевые проверки.
Периодичность полных инспекторских проверок воздухоохранной деятельности определяется категорией предприятия и зависит от величины валового выброса загрязняющих веществ в атмосферу, степени влияния его на состояние загрязнения атмосферного воздуха, состояния воздухоохранной работы и может осуществляться от 2 раз в год до 1 раза в 5 лет.
Работа инспектора по полной проверке предприятия, исключая подготовительный, делится на следующие основные этапы:
1. Ознакомление с организацией работ по охране атмосферного воздуха; наличие нормативных и законодательных документов, приказов по предприятию, плановой и отчетной документации по охране атмосферного воздуха, проектов на реконструкцию, техперевооружение и новое строительство; ведение первичного учета и форм статотчетности; разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу и др.
2. Обследование предприятия — проверка состояния воздухоохранной деятельности непосредственно на производственных площадках — включает в себя следующие этапы:
1) Ознакомление с технологическими регламентами, особенностями производства, проверка соблюдения технологических регламентов.
2) Технический осмотр стационарных источников загрязнения атмосферы:
— неорганизованных источников выбросов;
— организованных источников, не оснащенных установками очистки газа;
— организованных источников, оснащенных установками очистки газа;
— установок (аппаратов) очистки газа; — сбор и утилизация уловленных отходов; — наличие запасных частей, фильтрующих материалов, комплектующих аспирационных сетей.
3) Проверка работы лаборатории по контролю за выбросами в атмосферу и результатов контрольных замеров.
4) Ознакомление с расположением и оборудованием мест отбора проб выбросов.
5) Проверка состояния строительства (реконструкции, техперевооружения) производственных объектов и установок очистки газа в порядке предупредительного надзора.
6) Проверка автотранспортного подразделения предприятия: технической оснащенности контрольно-регулировочного пункта; токсичности и дымности отработанных газов автомобилей инструментальным методом.
7) Подведение итогов проверки:
— составление и оформление акта проверки;
— оформление протоколов на штраф, постановлений на остановку работы, справок на депремирование и др.
— проведение технического совещания с руководителями и должностными лицами предприятия по итогам проведенного обследования;
— подписание акта проверки в установленном порядке.
Рекомендуется черновик акта обсудить с администрацией предприятия с целью исключения неточностей в формулировках и установления реальных сроков выполнения предписаний. Если в ходе обсуждения возникают разногласия, госинспектор подписывает акт с замечаниями (особым мнением) руководителя предприятия. Замечания рассматриваются вышестоящим должностным лицом, которое принимает окончательное решение и направляет для исполнения руководителю предприятия в виде отдельного письма, являющегося неотъемлемой частью акта.
Акт проверки является юридическим документом, на основании которого могут быть составлены материалы для передачи дел в прокуратуру, приостанавливаться деятельность отдельных участков, цехов, производств. Одновременно акт — это информационная база комитетов по охране природы для оформления платежей, исков, планирования приоритетных направлений воздухоохранной деятельности на подконтрольной территории. Вот почему полнота и достоверность информации, отраженной в акте, чрезвычайно важна.
В соответствии с законодательством организована система производственного и общественного контроля экологического за охраной атмосферного воздуха. Активное участие в мероприятиях по охране атмосферного воздуха принимает общественность. На государственные органы возложена обязанность взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного воздуха (ст. 27 Закона об охране атмосферного воздуха).
Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов, обязаны проведение инвентаризации выбросов и разработку предельно допустимых выбросов и нормативов вредных воздействий согласовывать с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности; внедрять малоотходные технологии; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов, а также по ликвидации последствий его загрязнения; обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих отходов, а также соблюдать иные требования по охране атмосферного воздуха (ст. 30 «Закона об охране атмосферного воздуха»).
Законом устанавливается ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха в соответствии с законодательством РФ. Различают дисциплинарную, имущественную, административную и уголовную ответственность.
Субъектом экологического правонарушения могут быть физические, юридические и должностные лица, в том числе и иностранное юридические лица и граждане. Состав субъекта зависит от вида экологического правонарушения (вида ответственности). Субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работник предприятий, уголовной — должностные лица и граждане, административной — юридические лица, должностные лица и граждане.
Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя. Существует две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность (самонадеянность и небрежность).
Дисциплинарная ответственность. Регламентируется КЗоТ. Выражается в наложении администрацией предприятия, организации на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его обязанностей, связанных с ООС. В соответствии с КЗоТ дисциплинарными взысканиями являются замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Уставом могут быть установлены иные виды дисциплинарного взыскания: перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный срок или понижение в должности. За каждое нарушение налагается только одно дисциплинарное взыскание. Но наложение дисциплинарного взыскания не исключает более строгих видов ответственности — административной, гражданской, уголовной.
Материальная ответственность. Заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Регламентируется КЗоТ. Возможны два вида материальной ответственности работников: полную и ограниченную. При ограниченной, работник обязан возместить ущерб в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднемесячного заработка.
Административная ответственность. Имеет место наиболее часто. Выражается в применении компетентным органом государства административного взыскания за экологический проступок. Регламентируется законом об ООПС и КоАП РСФСР. Виды административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие либо конфискация предмета, являющегося оружием совершения, лишение социального права; исправительные работы; административный арест. Последние два вида в системе в области защиты атмосферного воздуха и охраны окружающей среды вообще не применяются. По многим признакам, внешне схоже с преступлением. Поэтому одним из условий возложения административного взыскание — отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Признаки различения экологического преступления и экологического проступка приводятся в УК (повторность, наличие умысла, величина ущерба).
Наиболее распространенный вид — штраф. Размер зависит от характера и вида совершенного правонарушения, причиненного вреда, а также компетенциями, предоставляемым соответствующему органу. Решение о наложении взыскания может быть обжаловано в суд. Привлечение к ответственности в виде штрафа, не освобождает виновного от обязанности возмещения причиненного вреда. Суммы штрафа идут не на возмещение вреда, а направляются на специальные счета во внебюджетные экологические фонды.
Основные статьи КоАП, касающиеся охраны атмосферного воздуха от выбросов предприятий:
Статья 77. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух
Превышение нормативов предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов; вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов в случаях, влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей (1 минимальный месячный размер оплаты труда).
Статья 78. Ввод в эксплуатации предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха
Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха, влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей (1 минимальный месячный размер оплаты труда).
Статья 79. Нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу
Нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей (1 минимальный месячный размер оплаты труда).
В законе об охране окружающей природной среды предусматривается иной штраф:
— штраф, налагаемый на граждан, может достигать 10-кратного размера минимальной заработанной платы;
— штраф, налагаемый на должностных лиц, может достигать 20-кратного размера минимальной заработанной платы;
— штраф, налагаемый на предприятия и учреждения — до 500 000 руб.
Уголовная ответственность. В УК РФ имеется специальная глава (№26) — «экологические преступления». Кроме этого другие статьи также могут относиться к экологическим преступления — халатность, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное обращение с радиоактивными материалами и т. д. Уголовная ответственность за загрязнение атмосферы предусматривается в статье 251.
Статья 251. Загрязнение атмосферы
1. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, — наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, — наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Гражданско-правовая ответственность. Возложение на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения экологических требований. Может возлагаться наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного характера. Законодательством предусмотрен судебный и внесудебный порядок возмещения вреда.
В правовую систему защиты атмосферы входят также указы президента, постановления правительства, нормативные акты министерств и ведомств.
Правом издания обязательных нормативных актов обладают следующие органы природоохранительного профиля: министерство природных ресурсов; госкомсанэпиднадзор РФ; министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий и др.
При разработке и принятии ведомственных актов установлен строгий порядок. Во-первых, предусмотрена обязательная регистрация этих актов в министерстве юстиции, во-вторых, ведомственные акты, касающиеся прав и интересов граждан, организации подлежат обязательной публикации в газете «Российские вести». Только с момента публикации в газете акт считается действующим.
Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технические, технико-экономические, технологические, организационные и т. д., к которым относятся и нормативы качества окружающей среды. Они выражают технические правила и не рассматриваются как источники права. Однако Закон об охране окружающей природной среды устанавливает юридическую обязанность их исполнения.
Особое место занимают Государственные стандарты — нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс обязательных для исполнения норм, правил, требований в области охраны окружающей среды и использовании природных ресурсов. В РФ создана и действует система стандартов в области охраны природы — ССОП, одной из важнейших задач которой является ограничение поступления в окружающую природную среду промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере (ГОСТ 17.0.0.01-76).
Обозначение стандартов ССОП состоит из индекса (ГОСТ),номера системы по классификаторов стандартов и технических условий (17), точки, номера группы (2 для стандартов в области защиты атмосферы), точки, номера вида (например 2 — нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивности использования природных ресурсов), точки, порядкового номера стандарта и отделенных последних цифр года утверждения и пересмотра стандарта.
Например, ГОСТ 17.2.3.02-78. «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями». Некоторые из ГОСТов ССОП упоминались в предыдущих разделах пособия.
Нормы экологического права, заложенные в специальных законах, не всегда способны действовать напрямую в регулировании экологических вопросов. Поэтому в настоящее происходит экологизация нормативно-правовых актов, т. е. внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта. Например, Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности определяет ответственность предприятия за ущерб, причиненный нерациональным использованием природных ресурсов, за нарушение санитарно-гигиенических норм по защите здоровья.
Глава 12