Установление целей по Шакти Гавайи

1) Возьмите карандаш и бумагу. Напишите нижеозначенные категории:
- Работа/карьера
- Быт/имущество
Взаимоотношения
- Самовыражение в творчестве
- Свободное время/путешествия
Воспитание личности/образование
Далее, исходя из сложившейся жизненной ситуации, напишите под каждой категорией, что вам хотелось бы иметь.
изменить или улучшить в плане ближайшего будущего. Не размышляйте слишком долго, помечайте каждую мысль, которая представляется вам реально выполнимой.

2) На другом листке бумаги охарактеризуйте свой жизненный идеал - опишите абсолютно идеальную ситуацию, какую только можете себе представить. Положитесь на свою фантазию, и вы действительно пожелаете всего, чего хотите.

3) На этом же листке напишите, как вы хотели бы изменить мир, будь это в ваших силах. Изобразите некий сказочный мир, в котором ваша сказочная жизнь протекала бы наилучшим образом.

4) Снова возьмите чистый лист бумаги и, выбрав из ваших идеальных представлений наиболее содержательное, составьте список из десяти-двадцати наиважнейших жизненных целей, как если бы вы задумали воплотить их незамедлительно (список этих целей вы не только можете, но и должны время от времени изменять и перерабатывать).

5) Теперь напишите: "Мои цели на ближайшие пять лет" и составьте список самых важных целей, которых хотели бы достичь в течение данного периода. Пишите только те цели, о которых можете сказать наверняка, что вы хотели бы их добиться. Ни в коем случае не записывайте таких, в которых сомневаетесь (например, если это диктуется исключительно правилами хорошего тона, этого желают ваши родители, партнеры, дети и т. д.).

6) Затем напишите: "Мои цели на ближайший год". Не перебарщивайте с количеством, ограничьтесь пятью-шестью наиболее важными. Далее посмотрите, не противоречат ли данные цели вашим целям на пять лет, то есть идут ли они в одном русле. Например, если вы планируете заняться коневодством, то в числе ваших целей на год может быть овладение специальной литературой, формирование источников финансирования для купли земельного участка.

7) Аналогичным образом определитесь с целями на ближайшие полгода, на ближайший месяц и, наконец, неделю.
Будьте реалистами по отношению к объему и количеству целей, то есть к тому, что на самом деле реально осуществить за обозначенный промежуток времени. Будьте также достаточно скромны - при формировании краткосрочных целей выбирайте лишь то, чего, по вашему убеждению, вы в силах достичь.
Все вышеприведенные подходы предполагают, что занятия проводятся в состоянии релаксации, с тем чтобы использовать психическое расслабление для разрушения барьеров между сознанием и нашим подсознательным. Индивиду следовало бы занять позицию некоего независимого наблюдателя - словом, не влиять на происходящее, на те представления, которые возникают, и на первых порах не размышлять над ними, а лишь отмечать их. Всякую рационалистичность следовало бы "отключить", дабы, вместо того чтобы вы действительно желаете, не пойти по конъюнктурному пути типа: к чему я должен стремиться как порядочный человек или чего от меня ждут другие (родители, учителя, супруг, работодатель и т. д.)?
Между тем не каждого человека способен удовлетворить изложенный подход (хотя мы настоятельно рекомендуем всем без исключения опробовать его). Некоторые люди испытывают потребность в сугубо рациональном способе постижения мира и самих себя, потребность в так называемых логических построениях. Две предыдущие техники не исключают применения подобного подхода, можно использовать их в качестве тематического ориентира, определяющего круг вопросов. Если вы принадлежите к индивидам чисто рационального склада, любящим в каждом деле порядок, мы можем предложить вам следующую технику.

Планирование жизни по М. Шлепецкому

Приготовив карандаш и бумагу, подумайте над каждой из приведенных ниже категорий и напишите, что вам хотелось бы осуществить в рамках какой-либо из них.

I. Индивидуальные цели.
1. Жизненный стиль (включая имидж, который вы желали бы иметь).
2. Духовная, религиозная или философская деятельность.
3. Экономическая деятельность.
4. Дальнейшее самообразование.
5. Решения, касающиеся вашей работы.
6. Планируемый уровень физической активности.
7. Активный отдых.

II . Межличностные цели.
1. Семейная жизнь (степень близости к родным: родителям, партнеру, детям и т. д.).
2. Друзья: их число, степень близости; откуда они (работа, наличие общих интересов, соседи и т. д.).
3. Романтические взаимоотношения: серьезность, сексуальные связи, чем-либо примечательные или обычные отношения, надежды на будущее.
4. Групповые контакты: степень принадлежности к группам (семья, группы по интересам и т. п.), предпочтение групповым или личным интересам, уровень эмоциональной зависимости от групп.
5. Роль лидера: какую степень влияния на группу, членом которой являетесь, вы хотели бы иметь, какую степень ответственности готовы взять на себя, какую степень признания желали бы получить.

III. Долгосрочные цели.
1. Каких из выбранных вами целей вам хотелось бы достичь через десять, двадцать и тридцать лет?
2. О чем из того, что есть сейчас, вы с удовольствием вспомнили бы через десять, двадцать и тридцать лет?

IV. Особые долгосрочные цели.
Имеются в виду цели, определяющие смысл вашей жизни или вашу жизненную философию. Собственно говоря, это важнейшее из важного. Можете начать фразой: "Если бы мне надлежало сказать кому-либо, что означает для меня жизнь, я сказал бы...".
В заключение - своеобразная премия для "правополушар-ников", то есть для тех, кто сугубо рациональному подходу предпочитает интуитивный и комплексный способ познания мира. Мы премируем их за долготерпение, за то, что они прочли и, возможно, апробировали чисто рациональные подходы. Презентуемая техника имеет одно "но". Предпосылкой для ее успешной реализации служит овладение глубокой релаксацией и медитационными приемами. Тот, кто справляется с этим, может приступать к следующему.

Посещение китайского храма

Расположившись поудобнее в релаксационной позе, войдите в состояние глубокого расслабления.
Вообразите себе, что вы поднимаетесь на вершину горы, преодолевая на своем пути преграды в виде больших валунов. На той вершине стоит китайский храм с характерной для пагод крышей. Посредине каждой из четырех его сторон находится дверь. На всех дверях вырезаны позолоченные драконы. Толкните любую из дверей, чтобы она отворилась, и войдите внутрь храма.
Там на полках лежат груды свитков. Выберите один из них. Перенесите его в центральную часть зала, куда из отверстия в потолке льется яркий свет. Разверните свиток. Читайте - в нем содержится ответ на ваш вопрос.

Выбрав для себя какой-либо из приведенных выше подходов или придумав свой, придерживайтесь следующих основополагающих принципов:

1) Самыми важными являются кратковременные цели. При формировании их будьте более чем реалистичны. Если вам не удастся их реализовать, существует угроза потерпеть фиаско и во всем остальном.

2) Устанавливайте цели для самих себя, а не для других.
Возможно, вам это не совсем понятно, однако ряд людей ставит перед собой такие цели, осуществить которые можно лишь с помощью, а то и при непосредственном участии кого-либо. Например, счастливая супружеская жизнь сына может быть вашим искренним желанием, но не целью. Речь идет о том, что своей активной позицией вы способны повлиять на желаемое, но не реализовать его. Или, скажем, можно задаться целью сходить на следующей неделе в кино, чтобы посмотреть определенный фильм. При этом едва ли вы можете планировать, что вместе с вами туда пойдет ваш коллега по работе.

3) Кроме того, ставьте перед собой свои цели, а не цели других людей. Это вовсе не означает, что вы не будете принимать в расчет свое окружение (будь оно близким, либо дальним). Просто существует различие между тем, когда вы считаете, что живете на свете не один, и тем, когда вы не считаетесь с самим собой.

4) Прислушайтесь к тому чувству, которое овладеет вами, как только вы определите для себя ту или иную цель. Если что-то не так, если вы не воспринимаете ее как нечто такое, к чему стоит стремиться, ради чего стоит предпринять хотя бы одну попытку, то лучше откажитесь от этой цели. Настоящую цель можно определить по тому, когда вам в голову приходит мысль, сопровождаемая ощущением: "Это как раз то, что надо!".

5) Не цепляйтесь за однажды установленную цель. Если человек меняет свои взгляды, это еще не свидетельствует о его легкомысленности. Существует большая разница между "переменой декораций" и сменой позиции. Первое - явление поверхностное, по большей части это происходит в тех случаях, когда человек совершенно не отстаивал внутренне провозглашаемое им на словах. Если такой индивид в изменившихся условиях держит нос по ветру и разворачивается на все сто восемьдесят градусов, то речь идет не о смене цели, а всего-навсего о расчетливости. Смена же цели - дело внутреннее; она закономерна, мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.
Наивно было бы полагать, что цели, которые мы ставили перед собой, будучи пятнадцатилетними юнцами, останутся для нас такими же привлекательными и преисполненными значения и смысла в пятьдесят лет. Когда дело касается реагирования на плоды технического прогресса, то никого, скажем, не удивляет тот факт, что человек, мечтавший в 1970 году о калькуляторе фирмы "Гунор" венгерского производства, умеющем совершать основные арифметические операции, мечтает в 1990 году о "ноутбуке", изготовленном японцами. То же можчо сказать и о многом другом. И пусть это не кажется вам удивительным.
Так что ничего не остается, кроме как время от времени корректировать свои цели, а то и менять их самым кардинальным образом. Впрочем, об этом мы уже говорили.

Все цели определены, дело за
малым - осуществить их

С детства нас приучали к тому, что при желании чего-либо добиться следует мобилизовать силу воли, заставить себя и осуществить поставленную перед собой цель. Следовательно, если у меня есть желание выучить иностранный язык, необходимо им заниматься, причем регулярно, систематически, ежедневно. Если же я хочу покрасить в квартире стены, то мне следует купить краску, передвинуть мебель к приняться за работу. Словом, нужно заставить себя (ведь лишний раз напрягаться никому не хочется) и реализовать задуманное. Таков один из возможных вариантов. Если вы на это способны, нет никаких причин поступать в дальнейшем иначе. Так и хочется сказать: "Что вы сидите за этой книжкой - бегите учить слова!".

Но не всегда нам удается заставить себя делать то, чего желаем. Камнем преткновения может служить то обстоятельство, что на самом деле мы не столько хотим, сколько думаем, будто хотим это сделать, или же наше окружение побуждает нас осуществить данный план. Тут неплохо было бы вернуться на несколько страниц назад и уяснить на будущее, каковы именно наши цели. При этом мы вовсе не хотим сказать, что человек не должен удовлетворять желания своих ближних. Если теща попросит выкрасить стены в гостиной вашей общей квартиры, вы станете рассуждать не о том, хотите вы этим заниматься или нет, а о том, хотите ли вы сохранить добрые взаимоотношения с тещей.

Народная мудрость гласит: "Гораздо хуже того, когда не хочется, то, когда не можется". На практике, конечно, бывает крайне нелегко провести грань между двумя этими альтернативами. В большинстве случаев мы откладываем дело "на завтра" в какой-то степени по той причине, что не испытываем большого желания его сделать, но главным образом из-за того, что боимся. Боимся, что не справимся с делом, что оно выйдет из-под контроля, что наши благородные намерения и труд не будут оценены по достоинству, что мы попадем в глупое положение, если у нас ничего не выйдет.

Недостаток веры в себя и в свои способности очень часто служат фоном того, что воспитателями и самим индивидом воспринимается как леность. В конце концов, проще допустить, будто я лентяй (работа дураков любит), нежели посчитать себя никчемным халтурщиком. Само собой, всегда существует возможность прибегнуть к различным формам рационализации, найти разного рода отговорки и оправдания в виде абсолютно объективных преград, ловушек и подводных камней, послуживших препятствиями в осуществлении наших планов. Одним из наиболее частых аргументов является тот, что человек якобы может заставить себя выполнить какую-либо механическую работу - скажем, вымыть посуду, покрасить стены. Но каким образом заставить себя сделать так, чтобы словарный запас чужого языка или определенная информация оказались у вас в голове? Это невозможно. Тем более, если вы так утомлены, что ни на что не хватает сил! А творческая деятельность - нельзя же в самом деле желать, чтобы, к примеру, в семь часов утра человек занял свое рабочее место и написал книгу, спроектировал дворец или экологически безвредный насос для воды. В общем, если мы чувствуем, что у нас нет должного желания, энергии или вдохновения, то откладываем дело на завтра - быть может, ангелы-хранители духа творчества на следующий день прибудут в полном составе.

Кроме того, в момент принятия важного решения можно предаться планированию, которое сторонний наблюдатель наверняка сочтет "полетами наяву". Скажем себе, что так, мол, дела не делаются - сведения должны быть поданы, к примеру, через три недели, то есть по истечении двадцати одного дня. По объему они составят около ста пятидесяти страниц. За чем дело стало - все обоснования готовы, в голове тоже все разложено по полочкам. Надо лишь взять и написать.

В связи с тем, что наши литературные возможности отвечают четырем стандартным страницам в час (а о чем еще может идти речь, как не о том, чтобы изложить все это на бумаге?), сто пятьдесят страниц, стало быть, - это примерно сорок часов, что составляет пять рабочих дней. Ну, времени достаточно! С завтрашнего дня и начнем. Нынешний же проходит безрезультатно: нас гложет червь сомнения, реален ли наш прогноз (ибо в глубине души мы понимаем, что нет). На другой день поутру выпиваем с коллегой чашечку кофе: а то как же, следует подискутировать о том, о сем, решить насущные проблемы. Затем берем в руки газету, так как вдохновение покамест не появилось. Музы взяли выходной, что ли? Потом замечаем, что наша машинописная лента слабо пробивает буквы. Отправляемся на поиски новой. У секретарши ее не оказывается. Ничего не остается, нежели взять в кассе денег и выйти на улицу. На улице нас охватывает праведный гнев, ибо там, где еще месяц назад продавались канцтовары, теперь торгуют итальянскими куртками. Мы видим, что задали себе нелегкую задачу. Когда мы справляемся с ней, полдня как не бывало. Пора идти на обед - в конце концов, не можем же мы работать на голодный желудок, да и пропадет талон на питание. После обеда в коллективе традиционно пьют кофе. По ходу приготовления этого напитка мы с коллегами обмениваемся взглядами насчет непредсказуемости исторического процесса, уготавливающего такие непредвиденные сюрпризы. Например, писчебумажные магазины, обувные лавки исчезают, и если бы только они! Далее мы замечаем, что сегодня, собственно, ничего начинать не стоит, поскольку, пока будем раскладывать документацию и вникать в суть дела, рабочий день подойдет к концу.

Так может пройти еще несколько дней. Следующий день можно, к примеру, начать с того, что заняться приведением в порядок кассовых счетов, о которых в спешке мы как-то позабыли. Однако червячок сомнения все гложет, где-то в подсознании чем дальше, тем пуще зарождается страх.
Некоторые люди до девяноста пяти процентов энергии тратят именно на подготовку к какой-либо работе. Значит, так действовать неразумно! А как нужно действовать?


1. Расписание движения

Название метода возникло по аналогии с графиком движения поездов. Как известно, поезда ходят (по крайней мере, должны ходить) согласно установленному расписанию и движутся при этом с одинаковой скоростью, как будучи пустыми, так и набитыми битком. Конечно, железнодорожники заинтересованы в равномерной загрузке составов, но поезда ходят и в тех случаях, когда в них почти никто не едет.

Итак, сядьте, приготовьте лист бумаги, лучше всего формата А4, карандаш (или цветные карандаши) и линейку. Ваша задача - составить "расписание движения" на будущую неделю (можно и на более длительный срок, но, ввиду непредвиденных обстоятельств, это несколько проблематично).

По левому краю проставьте дни недели, а сверху разметьте двадцать четыре деления для каждого часа суток. Потом разлинуйте таблицу. Несомненно, следует предусмотреть время для сна. Большинство взрослых знает, сколько времени у них уходит на сон ежедневно и когда это происходит при обычных обстоятельствах. Поэтому в часах, необходимых для сна, сделайте прочерки (каким-либо одним цветом, либо просто напишите в окошках "сон").

Не следует недооценивать потребность в отдыхе. Не говорите себе, что если обычно вы спите по восемь часов в сутки, то теперь, когда на вас давит бремя работы, нужно ограничиться, скажем, пятью часами. Не выспавшись как следует, вы уподобитесь пустому поезду, то есть непродуктивно используете оставшееся дневное время. Лучше приплюсуйте дополнительные часы для сна в сравнении с обычной нормой.

Далее отразите всю "техническую" деятельность, которой вы вынуждены заниматься ежедневно (ездить на работу, есть, водить детей в соответствующие учреждения, умываться, делать покупки, готовить и т. д.). Опять же не скупитесь на время. Если поездка в трамвае на работу обычно занимает у вас тридцать пять минут, но, бывает, вы добираетесь и за двадцать пять, то запланируйте сорок пять минут.

Но не одними лишь хлопотами и работой жив человек. Речь может пойти и о развлечениях. Поступайте так же, как в случае со сном. Не убеждайте себя в том, будто теперь, когда у вас так много работы, развлечениями можно пожертвовать. Это благое пожелание, и только. Подумайте, какими из своих интересов вы не хотели бы или не сумели бы пожертвовать, и отведите на них минимум два часа в день.

Уже слышим, как вы говорите, что не можете позволить себе такую роскошь. Не только можете, но должны. Разумеется, вы сейчас собственными руками плетете для себя бич. однако обращаться с ним следует, как опытному вознице. А тот никогда не хлещет понапрасну свою кобылу.

Чем вы будете заниматься в эти два часа, разбив их на два-три отрезка времени в течение дня, - это зависит от личных пристрастий. Можете, к примеру, овтести полчаса на чтение газет; один час, скажем, на прогулку или занятия спортом, прослушивание музыки, вышивание, вязание, коллективные игры - в общем, что кому нравится. Не говорите себе, что весь вечер, весь без остатка, будете усердно учиться (заниматься исследованиями и т. п.), ведь услышав, как обычно, голос своего "господина" в 21.00, вы еще раз убедитесь, что без "событий и комментариев" не можете прожить и дня. В противном случае вы потеряете около часа из-за угрызений совести - мол, снова отступили от своего решения, с силой воли, дескать, дела обстоят более чем сомнительно.
Чтобы сохранить производительность, следует как-нибудь поощрять себя, не откладывая это в долгий ящик. Перспектива, будто при усердных и систематических занятиях вы через год заговорите по-английски, - журавль в небе. Между тем как человеческая психика ориентирована на синицу в руках.

Если все предыдущее отражено вами в своей таблице, посмотрите, какое количество времени остается. Следует вычесть еще пять часов из общего времени. Это резерв для непредвиденных обстоятельств. Не стройте иллюзий, будто их не окажется.

Не забывайте также о том, что даже Бог отдыхал один раз в неделю. Если вы не ощущаете себя созданными по его образу и подобию и не стремитесь придерживаться рекомендаций священных книг, то вам не остается ничего другого, как просто поверить, что речь в самом деле идет об очень древнем опыте человечества. Шесть рабочих дней и один день отдыха - это ритм, который можно обнаружить во всех развитых культурах мира. Когда человек стремится повышать производительность непрерывно, усталость в нем накапливается и оказывает негативное влияние на результат. Научитесь отдыхать - сбережете время.

Возможно, вас удивляет тот факт, что мы не просим вычеркнуть время, проведенное на работе. Надо сказать, что относительно интеллектуального труда и ряда профессий, связанных с предпринимательством, это проблематично. Как такового рабочего времени объемом 8,5 часов (например, у предпринимателей) либо просто не существует, либо оно спонтанно распространяется на внерабочий период (скажем, когда врач вечерами штудирует специальную литературу, он работает или отдыхает?). Поступите следующим образом: в том случае, если все эти хитросплетения для вашей профессии неактуальны и не несут (помимо заработка) никакой функциональной нагрузки в реализации ваших целей, вычеркните в "расписании движения" рабочее время.

Сроков, отведенных непосредственно для "реализации цели", следует придерживаться строжайшим образом. Речь не о том, чтобы вы планировали, сколько всего сделаете за данный промежуток времени. Например, ваша цель - выучить язык. Не планируйте, будто во вторник в период с 19.00 до 22.00 вызубрите 27 новых слов, выполните 7 грамматических упражнений и прочитаете 2 страницы газетного текста. Это кратчайший путь к провалу. При работе интеллектуальной (а нередко и механической, скажем, при покраске чего-либо) едва ли можно сказать, сколько времени потребуется до ее завершения. Чем больше вы запланируете, тем сильнее будете нервничать, тем чаще станете проверять, отвечает ли темп вашим прогнозам. Если это не так, ваше беспокойство и внутреннее напряжение будут усиливаться. Собственно говоря, вы своими руками создаете стрессовую ситуацию. В действительности же речь идет о том, чтобы в определенный час заставить себя начать выполнение задуманной работы. Вспомним о нашем поезде. Он должен отправиться с исходного пункта и продолжать движение точно по расписанию, независимо от того, едет в нем пять или пятьсот пассажиров. Если этого не происходит, то в лучшем случае возникает обычный беспорядок, хорошо известный всякому, у кого есть нужда пользоваться железнодорожным транспортом. В худшем же случаются железнодорожные катастрофы.

Приведенный выше подход позволяет снизить степень беспокойства посредством упорядочения режима дня. Особую пользу он может принести людям рачительным, порядочным, усердным, которые часто требуют от своего духа и тела большей энергии, чем те могут выделить, и даже больше того, что в человеческих силах. Не сетуйте, будто в той ситуации, когда у вас не хватает времени на работу, которую вы должны сделать, вас еще заставляют садиться за стол и составлять какое-то "расписание движения". Если хотите, всегда можно выкроить свободное время. Тем более, что даже на первых порах эта работа займет около часа. В последующие недели проблем будет еще меньше, ряд основных дел у человека носит неизменный характер. Составляя свою программу, вы легко установите, в чем именно ваши страхи беспочвенны. При создании "расписания" не забудьте и о поощрениях. О тех вроде бы банальных радостях, в которых нуждаетесь каждый день. Продуктивность метода можно повысить, если вечером перед сном, после того как вам удалось выполнить запланированное на день, вы похвалите себя, что вы такой молодчина. Вместе с тем данный метод научит вас любить себя, а не заниматься самоуничижением.

Наши рекомендации