Упражнения с сидерическим маятником
То, что не поддается словесному выражению, иногда можно объяснить иным способом. Возьмите какой-нибудь маленький предмет (кольцо, пуговицу) и привяжите к нему нитку длиной двадцать-двадцать пять сантиметров. Затем сядьте поудобнее таким образом, чтобы при этом держать конец нитки, на которой висит груз, между большим и указательным пальцем доминантной, правой (у левшей - левой) руки. Обопритесь рукой о ручку кресла, колено, стол, так чтобы и висящий предмет мог двигаться, и вам было бы удобно сидеть.
Сделайте небольшие упражнения на дыхание - три медленных вдоха и выдоха (исключительно через нос), одновременно следите за висящим на нитке грузом. Сосредоточив на нем свое внимание, пожелайте, чтобы он раскачивался, как часовой маятник. Рукой не совершайте никаких движений (во избежание переутомления и нежелательных движений ваша рука должна постоянно чувствовать под собой опору).
Если вы сумеете сосредоточиться, то через некоторое время обязательно добьетесь нужного эффекта. Можете либо представлять себе это маятникообразное колебание, либо мысленно или вслух говорить: "Кольцо раскачивается, как маятник, туда - сюда". Затем попробуйте изменить амплитуду колебаний. Пожелайте, чтобы ваш маятник то замедлял, то ускорял свой ход. Если это удастся сделать, сосредоточьтесь на видоизменении движения маятника, пусть оно преобразуется в круговое (опять же можете представлять себе это или выразить в словесной форме). Когда движение груза станет круговым, поиграйте немного в изменения диаметра круга, описываемого вашим предметом.
Одни из вас успешно справятся с данным упражнением в первый же день, другим потребуется на это несколько дней. Как только груз начнет вас слушаться, сосредоточьтесь на ощущениях, которые испытываете в то время, как это происходит. Особое внимание обратите на ощущения в руке. К данному упражнению следует приступить примерно через день после того, как предмет станет исполнять вашу волю. Не стремитесь достичь мгновенного результата, в промежутке между чтением вечерних газет и теленовостями. Тут действует тот же закон, что и в любом другом виде обучения. Поспешайте не торопясь! Иначе все бессмысленно.
Испытав и прочувствовав ощущения, обусловленные участием в упражнении определенных мышц, повторите все то же самое, обращаясь с грузом уже естественным образом. Это не составляет труда, поэтому можно будет сосредоточиться на своих ощущениях при первой же попытке. Далее сравните испытанные ощущения, те, которые возникают, когда предмет движется по вашему желанию, с теми, которые возникают, когда вы сами приводите его в движение.
Тот из вас, кто хочет получить отдачу от описанного приема, должен прервать чтение книги и вернуться к нему лишь
после овладения упражнением. У некоторых на это уйдет целая неделя, а то и две. Не проявляйте излишнего любопытства, оно может повредить вам. Итак, если вы не хотите подвести самих себя, обойдите своим вниманием три следующих абзаца. Прочитайте его, когда освоите упражнение. Ну, а теперь в самом деле прервите чтение, иначе все испортите.
Дальнейшая информация предназначается только мастерам, которые едва возьмут в руку нитку и загадают желание, как груз тотчас их слушается. Начнем с конца. Сравните еще раз свои ощущения при том, когда "оно качается", если вы этого желаете, и когда вы раскачиваете груз сами. Разница есть! Между тем в обоих случаях именно вы руководите перемещением груза. В одном случае сознательно, с помощью физической силы, в другом - подсознательно, применяя силу лишь в том объеме, в каком это необходимо. Выходит, когда вы просто представляли себе движение груза, вы тоже задействовали, а следовательно, напрягали мышцы, но лишь те, в работе которых вы действительно нуждались для данного движения. Все другие мышцы пребывали в расслабленном состоянии.
Если вы испытываете трудности при обучении релаксации, то вам, по крайней мере на первых порах, не повредит непосредственно перед началом тренажа немного поразвлечься с сидерическим маятником (именно так чаще всего называют эту незатейливую игрушку). Тем самым вы приобретете два навыка: с одной стороны, навык расслабленного сосредоточения, с другой - умение вкладывать в какую-либо деятельность лишь то количество энергии, которое в данном случае необходимо.
Часто люди относятся к этому скептически. Например, они спрашивают, как, мол, возможно такое, что существуют так называемые экстрасенсы, которые посредством сидерического маятника обнаруживают "геопатогенные зоны" или водные источники. Да, это возможно. Большая часть млекопитающих, не исключая человека, способна к восприятию разного рода аномалий. Разумеется - как и в отношении всех других способностей, - у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Но по какой-то непонятной причине природа подшутила над нами, лишив нас возможности осознавать это восприятие. Сидерический же маятник выступает в роли своеобразного инструмента для "извлечения" этого восприятия из сферы подсознательного. Справедливость данного объяснения подтверждает тот факт, что если одни "искатели" готовы биться об заклад, будто круговое движение означает наличие воды, а маятниковое - магнитного влияния, то другие утверждают совершенно обратное. Все они правы - важно то, какую установку дал себе изыскатель, то есть каким образом будет проявляться то или иное явление.
Медитация
Релаксационные техники или же способы достижения глубокого расслабления в отношении целого ряда подходов создают базу для работы над собой. Состояние релаксации, при котором человек как бы отключается от внешнего мира и преодолевает барьеры, отделяющие сознание от подсознательного, позволяет глубже проникнуть в сущность собственного я. Это получает конкретное выражение в медитаци-онных приемах. Прежде чем познакомиться с некоторыми из них, следует уяснить, что, собственно, входит в понятие медитации. Оно не имеет отношения к исследованиям типа "что было раньше - курица или яйцо". Или, например, к таким вопросам, как: "Скажи, пожалуйста, ну что ты все время об этом думаешь?".
Хотя в переводе с латинского "meditatio" и означает "размышление", "рассуждение", "обдумывание", однако есть тут отличие от нашего обычного "европейского" способа обдумывать что-либо. Задействовав силу разума, мы углубляемся в размышления целенаправленно, пытаясь быть как можно более объективными, то есть выступаем как бы в роли сторонних наблюдателей, стремимся ввести в рамки и четко определить преследуемые нами интересы, рассуждаем разумно и логически с целью достичь четкой дефиниции и уяснить вытекающие из нее задачи. Медитация же означает то, что мы чему-либо предоставляем место, позволяем этому развиваться, наблюдаем, находимся в контакте, воспринимаем во всей полноте и движемся навстречу без цели.
Нейрофизиолог наверняка сказал бы, что существует различие между подключением функции левого (доминантного) и правого полушарий мозга, то есть между познанием мира посредством аналитического мышления и восприятием какой-либо данности в целом. Антрополог скорее всего сослался бы на различие между "западным" и "восточным" складом мышления. Что такое медитация, определить нелегко, и приведенные характеристики проясняют вопрос лишь отчасти. Очевидно, по той причине, что так называемый средний европеец привык эксплуатировать при понимании какого-либо текста правое полушарие своего мозга. Думается, уместнее всего сначала попробовать, потом оценить и, если получится, понять.
Размышляя о чем-либо, человек проявляет активность, подключает волю, использует прошлый опыт и при этом ориентируется на принятие оптимального решения в плане будущего. Медитация - это процесс, знающий лишь настоящее время. Способность отстраниться от прошлого и будущего, возврат в мир детства - важное условие и для овладения релаксацией. Сам участник процесса как бы пассивен (по крайней мере, с точки зрения общепринятых критериев активности), занимает выжидательную позицию: все случится само собой. Чем более осознанны его стремления, тем больший вред они наносят. Занимающийся медитацией ничего не должен оценивать, предоставив полную волю мыслям, чувствам и протекающим в организме процессам.
Одни авторы считают положение лежа после общей релаксации наиболее приемлемым для медитационных тренировок. Другие готовы присягнуть, что единственно правильным является такое положение, когда у человека, занимающегося медитацией, выпрямлен позвоночник (например, индивид сидит на полу, скрестив ноги). Правомерны обе позиции: одних больше устраивает первая, других - вторая. Достаточно убедиться в этом на собственном опыте.
Знаете пи вы, чего хотите?
Чаще всего чувство подавленности и страха, не дающее покоя клиентам различных консультаций, вызывает то состояние, когда они не знают, чего хотят. Выражаясь более сложным языком, эти люди отличаются амбивалентным отношением к ценностям (предметам, делам, окружающим), то есть они одновременно и желают, и не желают чего-либо. Как правило, они не знают, на чем остановить свой выбор, как решить, что для них более выгодно (речь идет не только о банальном уравнении "издержки х дивиденды", но и не причинят ли они вреда тем самым другим людям, смогут ли после этого жить в ладах со своей совестью и т. д.). При обучении ассертивности (о чем вы узнаете из последней главы) бывает так, что теоретически безупречно подкованные индивиды в учебной ситуации абсолютно не справляются с поставленной задачей. На уровне лексики все идет как надо, а вот "речь тела" и то, что стоит за словами, находится в кричащем противоречии с выраженным вслух. Почему?
Потому что хоть они и старались изо всех сил приобрести необходимые навыки, однако эти самые умения были им как бы "не по нутру". Короче говоря, им и хотелось, и не хотелось владеть ими. В данном случае следовало бы сначала уяснить для себя, желаю ли я действовать таким образом, согласен ли изменить прежние подходы, чтобы руководствоваться предлагаемыми, или же останусь "при своем".
Такой индивид может удовлетвориться, скажем, тем, что техники самоутверждения противоречат его представлениям о познании мира. Одним словом, у него другой путь. И это вовсе не означает, что результаты его будут менее успешны. К одним и тем же целям можно прийти разными путями и с разных исходных позиций. Главное - умение распознать, где мы в данный момент находимся и какой из путей "наш".
Еще одно немаловажное замечание. Когда вы стремитесь уяснить, чего, собственно, вы хотите достичь, ваш внутренний диалог с собой не должен носить "плановый" характер по типу заседаний госкомиссий по планированию. Жизнь - не то, что будет, а то, что есть. Действительно, строить далеко идущие планы - занятие неблагодарное. Почему? Потому что, во-первых, существует опасность того, что это окажутся не планы, а нереальные, несбыточные мечты; во-вторых, это будут не ваши собственные и не свойственные вам цели, а результат обработки набора вышеупомянутых рационализации типа "с понедельника возьмусь"; в-третьих, мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Даже в том случае, если первые две опасности вам не грозят, в определенный момент вы можете понять, что то, чего вы так желали, скажем, лет пять назад, теперь не имеет для вас никакого значения. Недаром говорится, что человек может обладать всем, чем захочет, но только не тогда, когда он больше всего этого желает.
Моралисты, намеревающиеся грозно поднять палец или даже поставить на всем этом точку, пусть немного повременят. Само собой разумеется, что человек должен строить планы на перспективу. Это вытекает из иерархии ценностей. Например, для женщины может являться большой ценностью быть хорошей матерью.
Ценность эта (или, если хотите, цель) - моральная, социально приемлемая. Достигается она посредством конкретных шагов. Если такая женщина начнет рассуждать о том, что она предпримет, то, разумеется, не станет включать в свои планы того, что вступило бы в противоречие с означенной ценностью. К примеру, ей придется решить, поедет ли она в воскресенье вместе с детьми за город или будет шить им теплые куртки, читать сказки и тому подобное. Свою ценность быть хорошей матерью она, разумеется, не сможет наполнить содержанием, если будет варьировать между краткосрочными целями. Стало быть, не станет просиживать на кухне и курить сигарету за сигаретой, "медитируя" по поводу того, что хочет быть лучшей из матерей, в то время как дети бегают по квартире или где-то возле дома. Так она действительно ничего не добьется. Это кратчайший путь к тому, чтобы довести себя и детей до невроза или какого-либо психосоматического заболевания.
Наверное, каждый человек в своей жизни время от времени вступает в конфликт с самим собой, когда оказывается не в силах сделать выбор. Иногда это происходит по той причине, что оба варианта выглядят заманчиво. Реализовать же можно только один. Вопрос в том, какой из вариантов лучше. Другая ситуация: "навар", конечно, неплохой, но ради него придется кое-чем поступиться. Может оказаться и так, что и в том, и в другом случае дело, так сказать, предстоит темное, и необходимо решить, какое из двух зол меньше. Но речь необязательно идет о серьезных вопросах, например: продолжать жить в браке или развестись? Проявить ли интерес к зачислению в отряд добровольцев, посылаемых на борьбу с Саддамом Хусейном, за что хоть и хорошо платят, однако дело само по себе рискованное? Заняться ли заочным обучением и посвятить науке все свободное время в течение шести последующих лет либо отправиться на монтажные работы далеко за море и, стало быть, на год оторвать себя от семейной жизни? Человека отягощают и изматывают даже относительно мелкие проблемы. Например, съездить ли на Рождество за товаром в Грецию или лучше все-таки поехать на любимую дачу, где нужно столько всего успеть сделать перед наступлением весны?
Состояние это весьма неприятное, внутреннее напряжение нарастает. Решитесь на что-либо - станет легче, но лишь на время. Потом вдруг снова почувствуете неуверенность в том, правильно ли вы рассудили. События раскручиваются по спирали. Чем дольше бьетесь над проблемой, тем большее напряжение и страх испытываете. Короче говоря, ощущаете себя беспомощными. В ситуации, когда дело не терпит отлагательств, вы предпринимаете тот или иной шаг, однако впоследствии, где бы ни оказались, только и думаете о том, что следовало бы поступить совершенно иначе.
Когда демон сомнений вдоволь натешится вами, вы начинаете отказываться от еды (или переедаете), страдаете бессонницей (или пересыпаете), принимаетесь за наркотики (речь не обязательно идет о гашише или опиуме; это может быть сигарета, диазепам, алкоголь), но ничего не помогает. Иногда становится даже хуже, поскольку от всего этого может заболеть голова. Не говоря уже о том, что подобный путь способен привести к инсульту, инфаркту, астме, расшевелить камни в желчном пузыре или почках, вызвать экзему, ревматизм и бог знает что еще.
Предвидя такие драматические последствия, можно, конечно, направиться в ближайший кабачок и там излить душу собутыльнику. С рассудительностью, свойственной завсегдатаям пивных, он посоветует вам плюнуть на все это, пусть, мол, об этом думает лошадь - у нее голова большая. По поводу данного совета мы охотно поделимся с вами двумя замечаниями. Первое - позитивное, говорим это совершенно серьезно и безо всякой иронии: ваш новый приятель-собутыльник дает вам, в принципе, дельный совет. Второе - негативное: он не сообщил вам ничего нового. Если бы вы знали, как заставить думать за вас это умное четвероногое, то давно бы так и поступили.
Можем предложить вам несколько отличающихся друг от друга подходов.
В каком направлении искать
Все техники целенаправленных поисков выхода из сложившейся ситуации основаны на признании того факта, что своими судорожными усилиями найти решение человек сам превращает все в напрасный труд. Одни усматривают причину в неумеренной активности, блокирующей рациональное мышление; другим она видится в том, что вы, поступая таким образом, блокируете сферу подсознательного; третьи, ориентированные на трансцендентальные формы познания, убеждены, что вы тем самым выходите из поля действия законов Вселенной, где и содержится ответ. Как бы там ни было, результаты налицо. Но лучше убедиться самим.
Основное правило все то же: прежде попробовать, потом оценить. Выберите наиболее приемлемую из предлагаемых ниже техник. На первых порах следует учитывать то обстоятельство, что для занятий вам требуется спокойная обстановка. Мастера релаксации и медитации способны реализовать их где угодно, в любом месте, где могут встать в неподвижной позе и физически расслабиться (в поезде, в трамвае, на нудных заседаниях и конференциях). В конце концов, вы сами поймете, когда пробьет ваш час. Ну а поначалу устраивайтесь в каком-либо тихом помещении и занимайтесь релаксацией.