Положительное переосмысление

Фасилитатору нужно отлично владеть положительным переосмыслением. Вам нужно уметь придумывать общий положительный взгляд на что угодно.

Ниже вы найдете список утверждений положительного переосмысления.

Заметьте, что эти утверждения не говорятся прямо как оценки или авторитетные заявления. Это новые точки зрения, которые вы можете показывать человеку. Их можно прямо говорить разве что в виде вывода, когда у клиента уже есть поддерживающий это опыт и он по сути уже согласен с этим. В других случаях их нужно упаковывать в виде вопросов или нейтральных возможностей. "Ты когда-нибудь думал о том, что ...", "Гм, может быть это просто ...". Эффективное переосмысление обычно подается как "может быть", с которым в этот момент человеку хочется согласиться. Переосмысление не эффективно, если в нем что-то спорно, если человек защищается от него. Оно должно передаваться клиенту при очень хорошем взаимопонимании.

Могло быть хуже.

Это испытание, а не проблема.

Это развивающий опыт.

Это бывает только с очень особыми людьми.

У тебя будет потом что рассказать.

Это только маленькая часть чего-то гораздо большего и важного.

Некоторые люди охотно заплатили бы за такое переживание.

Такое счастье просто быть живым.

Стакан не наполовину пустой, а наполовину полный.

Ты станешь гораздо способнее, прояснив это.

Это способность, а не ограничение.

Подумай, сколького бы тебе не хватало, если бы это было по-другому.

Все это общение.

Все это обучение.

Все всегда хорошо кончается.

Это часть всеобщего духовного развития.

Любовь проясняет все.

Это полезно в других ситуациях.

Кто-то другой реагировал бы иначе.

Появление этого—признак положительных изменений.

Это изменяется быстрее, чем ты можешь им наслаждаться.

Все происходит по основательной причине.

У тебя есть часть, которая знает, что происходит.

Каждая твоя часть в своей основе хорошая.

Жить—значит развлекаться и обучаться.

Твоя внешняя ситуация показывает тебе что-то о тебе самом.

Тебе не нужно ничего другого, твоя интуиция направляет тебя.

Вселенная поможет тебе, если ты дашь ей это сделать.

У тебя есть все, что нужно, прямо здесь и сейчас.

Ты всегда получаешь то, чего просишь.

Ух ты, так это просто здорово!

Наверное, в этом есть очень важный урок.

Что есть, то ЕСТЬ.

Оно может быть плохим, только когда мы сравниваем его с чем-то другим.

Ты участвуешь в процессе развития планеты.

Это произошло именно так, как ты это создал.

Зато это не скучно.

Все это общие переосмысления. Может быть полезнее конкретное переосмысление данной ситуации. Именно это мы часто делаем с помощью наших техник. Мы работаем над конкретными вещами и меняем их смысл.

Приведенные выше переосмысления—это скорее жизненные позиции, которые можно применять к чему угодно. Например, если вы считаете, что всё в жизни—учебный опыт, то не так уж важно, что случается. Можно уменьшить отрицательное влияние любого события, вновь заявляя, что это действительно учебное переживание. Это означает обучение чему-то новому, это замечательно! Чем больше проблема, тем больше будет урок.

Упражнение Þ Заучите и/или поупражняйтесь в переосмыслении, пока у вас не будет готовых высказываний на все случаи жизни.

Процессинг восприятия

Что вы всегда можете сделать с пользой—так это узнать восприятия, которые личность связывает с определенной проблемой. И когда клиент описал восприятия, всегда есть возможность их изменить или поупражняться с ними.

Особенности восприятия—это конкретные подробные качества и количества в разных системах восприятия. Основные системы—зрительная, слуховая и кинестетическая, то есть картинки, звуки и ощущения. Есть еще обонятельная и вкусовая, то есть запах и вкус, но они меньше используются в процессинге, потому что мы мало что можем в них изменить.

Восприятия в процессинге противопоставляются умственным ярлыкам и другим вторичным умственным проявлениям. Мы разыскиваем именно то, что личность реально воспринимает, либо физическими чувствами, либо аналогичным образом в своей внутренней реальности. Это должно быть то, что действительно воспринимается, а не просто слова о том, о сем.

Первая задача состоит в том, чтобы поощрить личность действительно видеть, слышать, и особенно чувствовать части её внутренней реальности. Любой процесс или техника эффективны лишь настолько, насколько мы взаимодействуем с реальностью. Где находится эта реальность и кто с ней согласен—вопрос другой, суть в том, что здесь существует что-то воспринимаемое.

После получения подробностей определенной реальности, следующий шаг в том, чтобы выяснить, где находятся ограничения и как можно создать больше свободы.

Если у клиента внутренняя картина ситуации на работе—это много туманных вещей, непредсказуемо движущихся вокруг, то это наверное его ограничивает. Эта картинка соответствует тому, почему же клиент чувствует разочарование в своих возможностях, ничего не достигая. Так что когда он упоминает разочарование в себе, прежде всего нужно узнать больше подробностей восприятия. Всегда полезна зрительная информация, потому что её легче всего изменить. Потом давайте посмотрим, где же ограничения и в чем можно потренироваться действовать иначе. Ведь если задачи туманные и неясные, то клиент не может увидеть, что же нужно сделать. А если всё движется, клиент не успевает ничего добиться с каждой задачей. Так что мы делаем? Мы изменяем картинку, делая вещи более ясными и приостанавливая что-то на месте. Как именно сделать это, зависит от того, что эффективно для данного клиента. Может быть если он отступит на шаг назад от картинки, устроит себе свободное пространство, приблизит к себе что-то одно и сделает его более ясным, то он перестанет чувствовать разочарование в своих силах.

Дело в том, что у человека не бывает неопределенных, случайных реакций по неопределенным, случайным причинам. Есть очень конкретные особенности восприятия, создаваемые в конкретных последовательностях для получения конкретных результатов. Если мы изменим восприятия, изменятся и реакции.

Все особенности восприятия управляют ощущениями и состоянием, в основном плавно. Вы можете управлять какими-то количествами или качествами, чтобы сделать ощущение больше или меньше. Некоторые из этих управляющих особенностей для личностиважнее, и разные значения особенностей по-разному на нее воздействуют.

Если мы обнаружили, что большая картинка усиливает соответствующие чувства, а маленькая картинка ослабляет их, то это отличный инструмент. Инструмент, который вы можете очень легко дать в руки клиенту. Ему нужно только научиться делать больше положительный образ себя и положительные цели, и делать меньше свои опасения и беспокойства.

Когда личность понимает, что её действия с картинками управляют её ощущениями, то это придает ей силы.

Звуки действуют аналогично. Если у клиента есть голос в голове, говорящий: "ты ничего не делаешь как следует", то наверное важны тон голоса, темп, высота и место нахождение. Если голос такой, "как следует", клиент чувствует угнетенность. Но если мы изменим особенности, сделав голос быстрее, выше, удалив его на 15 метров и тому подобное, то переживание изменится. Трудно настолько же огорчаться из-за придирок отца, когда его голос звучит пискляво и он висит в воздухе под потолком.

Процессинг восприятия можно использовать во многих ситуациях, когда другие техники могут быть тоже эффективны. Наверное, стоит его использовать в тех ситуациях, когда вам кажется, что личность ограничена из-за её собственных восприятий. Вообще-то это всегда так, но если это становится для вас особенно очевидным, то наверное процессинг восприятий сработает.

Еще вы можете использовать процессинг восприятий в дополнение к другим видам работы. Он отлично стыкуется с такими подходами, как например прояснение происшествий, которые больше ориентированы на обнаружение отрицательных причин. Процессинг восприятий более положителен, он предполагает, что индивид конечно является причиной всего этого и ему просто нужно делать что-то по-другому. Эти два похода уравновешивают друг друга. Еще очень полезно узнавать особенности восприятия во многих разных областях, просто чтобы исследовать как они действуют. Это прекрасно вписывается в любой модуль. Например, мы работаем с общением. Есть конкретные восприятия, связанные с застенчивостью, с общительностью, с желанием общаться, и с нежеланием общаться. Есть восприятия, которые определяют, когда и с кем индивид чувствует, что можно общаться. Обнаружив их, личность может начать ими управлять и использовать их как инструменты, а не просто зависеть от них.

Просто полезно разговаривать о любой области жизни. Но если вы можете еще и определить восприятия, руководящие этой областью, вы лучше поможете человеку. Когда он будет знать, как на него влияют разные восприятия этой области, он сможет управлять ими. Рычаги управления его поведением будет переданы в его руки.

Упражнение Þ Найдите кого-то, ограничивающего себя в какой-то области. Измените это с помощью процессинга восприятий.

Воображение

Воображение—это общий инструмент, который можно использовать для многих вещей. Его можно использовать для исследования разнообразных возможностей, для развития творческих способностей, для того чтобы сделать желательные результаты более реальными, и так далее.

Мы исходим из того, что в воображении возможно все. Можно изменять вещи как угодно, можно создавать какие угодно происшествия, неважно, "разумно" это или нет. Это не серьезная, а шутливая деятельность.

В то же время работа с воображением эффективнее всего, если личность осознает творческую силу воображения. Это не ПРОСТО воображение. Клиента нужно вывести из убеждений в том, что это ВСЕГО ЛИШЬ какие-то галлюцинации ума, которые не имеют ни к чему отношения. И ему не нужно иметь мощных убеждений в том, что его воображение создает весь мир, лишь бы у него не было слишком ограничивающих убеждений в своей способности создавать.

Полезно просто вообще тренировать воображение в определенной области. Испытание разнообразных сценариев откроет дополнительные возможности. Свобода клиента особенно увеличивается тогда, когда он пробует делать то, что считается невозможным во внешнем мире. Полезно делать что-то вопреки законам природы и заниматься всевозможными смешными и забавными вещами.

Вы можете делать это без какого-то плана или метода, просто направляя клиента с помощью вашего собственного воображения и интуиции, однако придерживаясь области, над которой мы работаем. Например, если рассматривается тема работы, вы можете попросить клиента вообразить много того, чего бы он не сделал на работе, особенно то, что нарушает реальность или ограничения. Попросите его отругать начальника, дать ему палочку динамита вместо сигары, и когда начальник взорвется, соскрести остатки с потолка и отправить их в Никарагуа для заделывания дырок в глиняных горшках. Потом снова создайте его, на этот раз с большим красным носом и оленьими рогами. Пошлите его на перекресток управлять движением машин, увеличьте зарплату каждого сотрудника в 100 раз и назначьте им личных рабов. Чем смешнее и забавнее, тем лучше.

Сосредоточивайтесь на любой неспособности, на всем, что человеку трудно вообразить. Если ему трудно говорить что-то другим, очень тщательно тренируйте эту способность в воображении, постепенно увеличивая испытания. Пусть он сначала говорит что-то очень маленькому человеку, который смотрит в другую сторону и привязан к стулу. Потом поощряйте его говорить что-то всё большему количеству людей, во всё более сложных условиях. Попросите его говорить что-то с помощью громкоговорителя целому стадиону злых людей с автоматами. Всегда сосредоточивайтесь на его способности делать это. Если клиент колеблется, особенно внимательно проработайте эту область. Сделайте так, чтобы это было весело и шутливо, а не тяжело и пугающе.

Чем больше клиент может вообразить точных деталей, тем лучше. Просите его уточнять общие слова. Если воображается "машина", выясните, какая это марка, какого цвета, какое в ней оборудование, в каком она состоянии, кто внутри, что в бардачке и так далее. Именно подробности делают реальности реальными. Физический мир кажется реальнее воображаемого только из-за количества конкретных воспринимаемых подробностей. Если вы сможете сделать с помощью воображения что-то настолько же подробное, оно станет реальностью.

Используйте все системы восприятия. В дополнение к картинкам создавайте звуки, ощущения, запахи. Создавать полную реальность, с множеством подробностей.

При тренировке способности воображать часто изменяйте что-то. Взрывайте вещи, выкидывайте их и делайте новые. Не привязывайтесь ни к чему, просто распыляйте это и делайте что-то более подробное и интересное.

Вы можете добавлять воображение в любой модуль. Вы можете использовать его, когда в какой-то области очевидны ограничения, или вы можете просто вообще проработать область.

Еще воображение отлично подходит для установления положительного направления. Его очень полезно проводить в конце сеанса. Пусть клиент вообразит, чего бы он хотел. Для установления направления желательно, чтобы воображаемое было как можно более реальным, убедительным и устойчивым. И опять-таки как можно с большим количеством восприятий и подробностей. Но осознавайте, что если это будущее направление, оно должно быть привлекательным. Обычно полезно оставить в нем чуть-чуть тайны. Если бы про будущее всё было известно, было бы незачем идти и достигать его. Так что оно должно быть очень реальным и привлекательным, но в то же время должно быть ясно, что у клиента его ПОКА ЧТО нет.

Упражнения Þ Поупражняйтесь в процессинге воображения в области, где кому-то нужно больше гибкости. Þ Проведите с кем-то положительное воображение направления, в котором он движется.

Наши рекомендации