Контроль качества усвоения материала.
Эти компоненты выявляются в разнообразных педагогических технологиях, используемых при обучении языкам: модульная технология обучения (Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский), технология развивающего обучения (И. С. Якиманская, Л. В. Занков и др.), игровая технология (Ш. А. Амонашвили, О. В. Канарская, Д. Б. Эльконин), проблемно-эвристическая технология (А. В. Хуторской), обучение в малых группах, метод проектов, информационные технологии (Е. С. Полат), информационные технологии на основе алгоритмов (Н. Н. Ал-га.зина) и др.
* Возникает вопрос, чем же отличаются эти современные технологии от традиционных способов обучения и как они соотносятся с ними?
В основном методисты, учитывая проблемы практики преподавания русского языка, шли в направлении внедрения современных методов и форм обучения в традиционную структуру урока.
Однако в последнее десятилетие в практике преподавания русского языка сложилась уже система нетрадиционных уроков (интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях, уроки в форме соревнований (лингвистический турнир, лингвистический бой), уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (интервью, репортаж, лингвистическое исследование), уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости, урок-презентация), уроки с использованием фантазии (урок-сказка), уроки с имитацией публичных форм общения (пресс-конференция, аукцион, бенефис, телепередача), уроки, основанные на имитации деятельности организаций и учреждений (заседание ученого совета, дебаты в парламенте), уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия (заочная экскурсия, урок-путешествие, гостиная, лингвистический театр)1.
Однако новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.
Какие же организационные модели обучения русскому языку вошли в школьную практику?
Модульное обучение и его элементы активно используются в практике преподавания русского языка2. Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его
1 См.: Г а ц И. Ю. Методический блокнот учителя русского
языка. — М., 2003; Гостева Ю. Н., Шибаева Л. А. Ин
тегрированные уроки (русский язык и математика) / РЯШ. —
1993. — № 3, 6.
2 См.: Гимназия № 1504. Модульное обучение: опыт, перс
пективы. — М., 1996.
активных действий. Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения, основы которой были заложены Л. С. Выготским. Реализация этой теории обучения требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава.
Очень многое модульное обучение использует из программированного обучения. Это, во-первых, планирование действия каждого ученика в определенной логике, во-вторых, опора на активность и самостоятельность действий, в-третьих, учет индивидуализированного темпа обучения и, в-четвертых, постоянное подкрепление, которое осуществляется путем сличения (сверки) хода и результата деятельности, самоконтроля и взаимоконтроль.
В качестве основы выделяется учебный модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной ее реализации1.
Учебный материал разделен на тематические блоки, каждый тематический блок укладывается в жесткие временные рамки двухчасового занятия. Для лучшего усвоения содержания тематического блока учитель следует этапам жесткой структуре модульного занятия: повторение, восприятие нового, осмысление, закрепление изученного, контроль. Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий; заканчивается каждый этап урока контролем, позволяющим установить успешность обучения.
При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. На самом учебном занятии роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации, координации, консультировании, контроле. План модульного занятия складывается следующим образом: диагностика, мотивация учащихся, самостоятельная работа, работа в малой группе (4—6 человек), ра-
1 См.: Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентиро-ванная монография. — М., 1997.
бота в целом классе, рефлексия. Модульное занятие по-зволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, который накоплен школьной практикой, т. е. модульное обучение, по сути, является интегративной технологией.
В процессе модульного занятия учитель организует самостоятельную познавательную деятельность и творческую работу каждого ученика, планирует систему взаимопроверки и взаимооценки учеников на каждом этапе. Таким образом, модульное занятие дает возможность в условиях дефицита учебного времени систематизировать и обобщить изученное в процессе самостоятельной познавательной деятельности и успешность каждого ученика.
Одной из действующих технологий обучения русскому языку становится технология уровневой дифференциации, при которой обязателен переход от усвоения учащимися всего излагаемого учителем учебного материала к обязательности усвоения только точно указанного1. Учебный процесс строится так, чтобы ученики с разными способностями и подготовкой могли бы достигать результата при изучении школьного предмета.
Учитель ведет обучение на высоком уровне, однако при этом постоянно выделяет базовый обязательный компонент, а ученик сам выбирает уровень освоения, который, однако, не ниже базового. За учеником реально признается право выбора — получить ли в соответствии со своими способностями и склонностями повышенную подготовку по предмету или ограничиться обязательным уровнем его усвоения. Кроме того, если ученик не сдает зачет или какую-то его часть с первого раза, ему предоставляется возможность пересдать, так ученик учится распоряжаться своим временем, планировать свою работу (не успел сегодня, надо сделать завтра, но не позднее такого-то времени).
Таким образом реально для каждого ученика обеспечивается возможность выбора индивидуальной траектории развития внутри одного класса, а выбор индивидуальной образовательной траектории дает больше возможностей
достижения учебного успеха ученика в соответствии с уровнем его развития и подготовки.
Уровневая дифференциация обучения базируется на традиционных формах и методах работы, которыми владеют учителя, но дает принципиально новые результаты, о чем свидетельствуют результаты ее внедрения в практику школ. Достоинства применения уровневой дифференциации состоят в том, что в некоторой степени решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может, снимается психологический дискомфорт учеников, родителей, учителей: право выбирать уровень усваиваемого материала позволяет снизить перегрузки, снимает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства.
Технология уровневой дифференции помогает формировать положительную мотивацию ученика по отношению к учебному предмету, так как предусматривает достижение учебного успеха ученика независимо от уровня его подготовки, интеллектуальных способностей, семейного и социального положения.
Среди новых педагогических технологий наиболее адекватной поставленным целям обучения русскому языку, с нашей точки зрения, является технология проектов, или метод проектов. Известно, что метод проектов имеет длительную историю как в мировой, так и в отечественной педагогике1.
В России педагогические идеи, связанные прежде всего с именем Дж. Дьюи, Килпатрика, на практике первым реализовал С. Т. Шацкий в 1905 году. После революции в России метод проектов также был востребован в образовании. Фактически на него опирается Декларация о единой трудовой школе 1918 года. В 20-е годы в школах России использовался и Дальтон-план, и метод проектов Петера Петерсона. Во многих школах метод проектов тогда применялся успешно. Однако упор делался на общественно полезную, трудовую направленность всех проектов и недостаточно внимания уделялось учебным проектам. Это
1 Материалы по этой проблеме были представлены, например, на Ярославской городской конференции работников образования «Уровневая дифференциация: опыт, проблемы, решения» от 29.04.97 г. (см. выступление Малютиной В. Н.).
1 См. более подробно об этом в кн.: «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Полат Е. С., Б у х а р к и н а М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. В. Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000. — С. 65—66.
10269 Быстрова
привело к ослаблению содержательного наполнения учеб-ной деятельности, и в силу этого метод проектов был запрещен к использованию в начальной и средней школах.
Технология проектов, или метод проектов, в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений критического и творческого мышления.
Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года и включает несколько этапов: предварительный выбор выпускником темы с учетом рекомендаций учителя; составление плана, изучение школьником литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление выпускника, содержащее краткую характеристику работы, ответы на вопросы по теме работы. В некоторой степени это сближает учебный проект с уже традиционной формой — рефератом.
Однако все более становится общепринятой точка зрения, что учебный проект — самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но научно-практическую значимость, хорошо осознаваемую как преподавателем — руководителем проекта, так и его исполнителем. Это решение задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Поэтому и предъявление результатов проекта может быть различным: научный доклад (например, по теме «Использование односоставных предложений в лирических произведениях А. С. Пушкина») с постановкой проблем и научными выводами о тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; создание словаря современной лексики, проект «Музей русского слова», создание Общества защиты русского языка и написание его Устава, подготовка компьютерных программ по русскому языку под названием «Лингвистические кроссворды» и т. д.
На сегодняшний день существуют реальные проблемы в оценке учебного проекта на этапе итоговой аттестации, если проект — это коллективная работа (в группе, в паре). Если ученик выполнил индивидуальный проект, то оценить его возможно в традиционной системе оценивания.
1Сак, по каким критериям оценить вклад каждого участника коллективного проекта?
Такие критерии только намечены, а именно:
— осознание каждым участником проекта значимости
и актуальности выдвинутых проблем, понимание адекват
ность их изучаемой тематике;
— корректность используемых методов исследования
я методов обработки получаемых результатов;
— активность каждого участника проекта в соответст
вии с его индивидуальными возможностями;
— коллективный характер принимаемых решений;
— характер общения и взаимопомощи, взаимодопол
няемости участников проекта;
— необходимая и достаточная глубина проникновения
в проблему, привлечение знаний из других областей;
— доказательность принимаемых решений, умение ар
гументировать свои заключения, выводы;
— эстетика оформления результатов выполненного
проекта;
— умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность
и аргументированность ответов каждого члена группы.
Однако эти качественные критерии необходимо формализовать, чтобы оценка была объективна. Разработка системы оценки учебного проекта — дело будущего.
Метод проектов в настоящее время активно утверждается в школе, в том числе и при обучении русскому языку. Этот метод предполагает организацию совместной или индивидуальной работы учащихся над той или иной проблемой с обязательным предъявлением результатов своей деятельности.
Какие же интеллектуальные умения можно развить в учебной деятельности, организованной по методу проектов? Во-первых, аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений. Во-вторых, ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр. В-третьих, логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности Принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпри-Пимаемых для решения проблемы.
Кроме того, у ученика формируется умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы.
Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, включая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки в первую очередь.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Метод проектов вызывает интерес у преподавателей русского языка, однако опыт создания проектов по русскому языку пока невелик. Тем большее внимание учителей, методистов привлекают попытки создать учебный проект, выдержанный в рамках технологических требований. Во многих школах Москвы используются подходы к структурированию проекта, намеченные Е. С. Полат.
Учителя начинают всегда с выбора темы проекта, его типа, определения количества участников. Далее учителю необходимо продумать проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики, и помочь учащимся их осознать, сформулировать (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд и т. д.). Учитель нацеливает учащихся на обсуждение возможных методов исследования, самостоятельный поиск информации, творческие решения.
Очень важно организовать промежуточные обсуждения полученных данных в группах на уроках или на занятиях в научном обществе. Раз в четверть или в триместр участник проекта докладывает о промежуточных результатах. Это позволяет организовать планомерную работу учащихся над проектом. Обычно проводится предзащита проекта, где высказываются замечания, даются советы по окончательному оформлению результатов.
Защита проектов предусматривает коллективное обсуждение, экспертизу, оппонирование, результаты внешней оценки, выводы. Лучшие работы публикуются в школьных сборниках.
Защита проектов часто проводится в рамках ученических итоговых конференций, например, в рамках Ломоносовских чтений, Дней славянской письменности, научно-теоретических семинаров, олимпиад.
Так, интересен опыт проведения защиты проекта по теме «Великий лексикограф земли русской» (к 200-летию Владимира Ивановича Даля)1. Приведем структуру этого учебного проекта.
Исследовательский проект «Великий лексикограф земли русской (к 200-летию В. И. Даля)
1. Задача: знакомство учащихся с жизнью и творчеством
великого русского лексикографа Владимира Ивановича Даля,
с «Толковым словарем живого великорусского языка» — «свое
образной энциклопедией народной русской жизни первой поло
вины XIX в.».
2. Проблема: почему датчанин по происхождению,
В. И. Даль, человек энциклопедически образованный, разно
сторонне одаренный, проявивший себя во многих областях зна
ния, знаменит прежде всего своим «Толковым словарем...»?
Заслонил ли словарь известного писателя, человека разнооб
разных талантов, с богатой, интересной судьбой? Опровергните
или подтвердите формулу «Даль и есть Словарь».
3. Источники информации: литературные (книги, газет
ные и журнальные публикации и т. п.), словари, справочники
и др.
4. Обработка информации: анализ литературы, обобще
ние, сопоставление с известными фактами, аргументированные
выводы.
5. Результат: доклад, реферат, стенгазета или другие на
глядные материалы.
6. Презентация: выступление на школьном мероприятии,
посвященном 200-летию В. И. Даля (ноябрь 2001 г.).
Сценарий защиты
1. Обозначение проблемы: «Лексикографический подвиг
В. И. Даля».
2. Защита своей гипотезы:
а) материалы по теме «История создания «Толкового словаря»;
б) материалы по теме «Чем словарь В. И. Даля отличает
ся от других существующих в то время словарей русского язы
ка?»;
в) материалы по теме «Фразеология в словаре В. И. Даля»;
1 Руководитель — кандидат филологических наук Е. Н. Тихонова.
г) материалы по теме «Почему словарь В. И. Даля называют «Энциклопедией русской жизни первой половины XIX века»?».
3. Общий вывод.
4. Ответы на вопросы (дискуссия).
Подготовка проекта велась как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Проблема для исследовательского проекта была предложена научным руководителем, соотносилась с курсом русского языка 7 класса.
Выявить проблему в рамках заданной темы не просто, роль учителя в этом процессе значительна. Так же не просто наметить темы для учебных проектов по русскому языку. Ориентиром могут быть темы рефератов, рекомендованные Министерством образования1 и предъявленные в форме высказываний ученых и писателей о русском языке, языковых явлениях, например:
«Язык всем знаниям и всей природе ключ». (Г. Державин)
«Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют; надобно только открыть или показать оныя». (Н. Карамзин)
«Народ выражает себя в языке своем». (И. Срезневский)
«Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа». (И. Срезневский)
«Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». (В. Короленко)
«Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их». (Л. Толстой)
«Синонимика — сфера бесконечных возможностей речевого творчества». (А. Ефимов)
«Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств». (Р. Будагов)
Кроме того, могут быть предложены для исследовательского проекта такие темы, как «Можно ли познавать мир, не пользуясь средствами языка», или «Обогащает ли русский язык современное словотворчество». Эти проекты требуют и проведения наблюдения, и организации экспе-
рямента, и анализа литературы, и составления аналитических выводов, и, возможно, подготовки серии словариков
ЦТ. Д.
Таким образом, учебный проект состоится лишь тогда, когда в каждой теме будет выявлена общественно значимая проблема, определены методы исследования, спланирована деятельность ученика.
Сегодня проводятся смотры учебных проектов по общественно значимым проблемам. Так, в рамках решения проблемы интеграции учащихся в мировое культурное пространство Московским Департаментом образования был проведен конкурс проектов «Москва на пути к культуре мира», где почетные дипломы получили разные проекты, например проект по теме «Культура общения людей в разных уголках земного шара»1.
Интересен подход к подготовке учебного проекта с использованием программ на электронных носителях2. Речь идет о программе на электронных носителях «Родной край». Программа эта нацелена на формирование исследовательских умений у обучающихся, главным образом, в сельских школах по курсам краеведения. Так, на уроках русского языка в 5—6 классах предлагается создавать проект на тему «Народное искусство моего края». Описание исполнителя, манеры исполнения, впечатлений, которые произвели на слушателей песня или сказка, вполне вписываются в уроки развития речи. В 7—8 классах можно подготовить проекты — «Слово наших предков», «Языки каких народов оставили след на карте нашего края», «Что мы знаем о людях, чьи имена дали названия деревень, городов, улиц?», «Исторический календарь топонима».
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, умеющего руководить исследовательской деятельностью ученика, а именно — помогать в формулировке проблемы проекта с учетом интересов и возрастных особенностей ученика, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность ученика, спланировав ее этапы, помогая распределить задания для каж-
1 Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по русскому языку. 11 кл. / Авт.-сост. С. И. Львова, Л. М. Рыбченкова. — 2-е изд. — М., 2002.
1 Руководитель проекта — учитель гимназии № 1563 Вос
точного образовательного округа г. Москвы Белова Е. А.
2 По материалам журнала «Русская словесность» — 2001.
дого участника проекта, проводить консультации, развивать навыки рефлексии, воспитывать терпимость друг к другу, умение общаться в процессе коллективной деятельности.
По мнению многих специалистов, технологией будущего можно назвать дистанционное (дистантное) обучение, позволяющее получить образование тем, кто живет вдалеке от учебных заведений, у кого есть ограничения в передвижении по состоянию здоровья, кто хочет эффективно использовать учебное время за счет быстрого доступа к информации и оптимизировать процесс обучения с помощью построения индивидуальной образовательной траектории.
Дистанционное обучение как технология обучения1 предполагает организацию учебного процесса вдали от учебного заведения, за что и получила название дистанционного обучения. Учащийся получает комплект (портфель) учебно-методических материалов, изучает их самостоятельно. Заканчивая изучение предмета или учебного курса, ученик сдает экзамен, получая экзаменационные материалы (вопросы и задания) в электронном виде, выполняет работу на компьютере и отсылает ее на проверку по электронной почте преподавателю. Преподаватель выступает в данном случае как в роли консультанта, оказывающего помощь ученику при выборе учебной программы, литературы, помогающего при освоении трудных разделов курса, так и в роли экзаменатора.
Информационные технологии, применяемые в дистанционном обучении, представляют новые, более широкие возможности в преподавании русского языка. Эти технологии используют специфический путь подачи учебного материала на основе гипертекста — системы ссылок, что упрощает нахождение и использование необходимой информации каждым в индивидуальном режиме. Однако эта технология предъявляет особые требования к учебным электронным курсам, предназначенным для дистанционного обучения.
Дистанционное обучение может значительно способствовать снижению учебной нагрузки за счет дифференци-
1 См. например: Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.
ации и индивидуализации обучения, если часть учебного времени школьники основной и особенно старшей ступени обучения будут заниматься дома, выполняя творческие проекты или индивидуальные задания на своих компьютерах или в компьютерном центре школы в удобное для них время, широко используя различные источники информации, информационно-образовательные ресурсы Интернета.
Этот вид информационных технологий позволяет организовывать совместные исследовательские работы учащихся различных школ, учебных центров одного либо разных регионов или даже разных стран. Эти технологии позволят расширить кругозор учеников, способствуют развитию коммуникативных навыков. * В последнее время появились сравнительно новые технологии под названием «Портфель достижений ученика», которые могут служить одним из средств реализации идеи, провозглашенной в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002 г.), которая состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным1.
«Языковой портфель достижений ученика» — инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.
Пилотный проект «Европейский языковой портфель для России» был подготовлен в рамках программы «Интеграция»2. Проект ориентирован на самооценку коммуникативных умений учащихся в процессе изучения иностранного языка.
Эту сравнительно новую технологию уже начали применять в практике преподавания не только иностранного, но и русского языка в школах России. Есть и варианты названий «Языковой портфель ученика», «Языковая папка учащегося», «Языковой архив», однако суть остается единой — самомониторинг, самооценка коммуникативных умений на протяжении всего школьного курса обучения языку.
1 См.: Концепция профильного обучения на старшей ступе
ни общего образования. — Учительская газета. — 2002. —
№42.
2 Авторы-составители: И. И. Халеева, Н. Д. Гальскова,
К. М. Ирисханова, Г. В. Стрелкова.
Идея создания инструмента, который позволял бы организовать сотрудничество учителя и ученика на этаце оценки речевых умений учащегося, социально значимых, относящихся к общеучебным умениям, оказалась востребованной для преподавателей русского языка в условиях как профильного обучения, так и предпрофильного обучения, когда должны быть созданы реальные условия для дифференциации и индивидуализации обучения.
По форме «Языковой портфель» — новый тип рабочей тетради-папки, фиксирующей самооценку речевых умений учащихся.
Назначение языкового портфеля должно быть понятно ученику, родителям, учителям другой школы (в случае перехода учащегося) и заключается в следующем:
—в описании проделанной учеником работы по совер
шенствованию речевых умений за годы обучения в школе
(описание дает как учитель, так и ученик);
—в качественной фиксации учеником и учителем
уровня овладения основными видами речевой деятельнос
ти (слушанием, говорением, чтением и письмом) в зависи
мости от этапа обучения (начальный, средний и старший);
—в презентации (по выбору ученика) наиболее удач
ных письменных работ, разнообразных по жанру (сочине
ния разных жанров, ответы на вопросы, диктанты, изло
жения и т. д.);
—в определении личной позиции ученика по отноше
нию к предмету на определенном этапе обучения;
—в прогнозировании профессиональных склонностей
ученика на этапе предпрофильного и профильного обуче
ния.
«Языковой портфель» состоит из нескольких разделов: языковой паспорт владельца языкового портфеля (папки), где указываются фамилия, имя, дата рождения, класс, изучаемые иностранные языки в школе, вне школы, год обучения, учебник русского языка, по которому занимался ученик, язык общения в семье.
В этом разделе есть памятка, объясняющая, для чего нужен языковой портфель:
— для того чтобы описывать проделанную тобой работу;
— для того чтобы описать то, что ты уже знаешь и как вла
деешь русским языком, а также то, что тебе хотелось бы узнать
о языке;
— для того чтобы показать, как ты хочешь изучать русский
язык в дальнейшем;
— для того чтобы показать твоим новым учителям в том
случае, если ты перейдешь в другой класс или школу;
— для того чтобы знать, как заполняются подобные доку
менты, они могут быть очень полезны для тебя при дальней
шем обучении, выборе профессии, путешествиях и новых зна
комствах в будущем.
Эта памятка разъясняет ученику, родителям, учителям другой школы (в случае перехода учащегося) назначение языкового портфеля — это «бортжурнал путешествия по годам обучения русскому языку».
В «Языковой портфель» включены таблицы для самооценки, где описаны уровни (А, В, С) сформированности речевых умений во всех видах речевой деятельности аудирование, говорение (монолог, диалог), чтение, письмо.
Эти уровни А, В, С определены для иностранного языка как уровни овладения речевыми умениями. Трансляция перечня речевых умений по уровням на русский язык возможна с учетом специфики и этапа освоения русского языка.
Уровень А1 характеризует овладение видами речевой деятельности на самом необходимом для устной и письменной коммуникации уровне, например: Я умею, используя простые фразы и предложения, рассказать о месте, где я живу, и людях, которых я знаю. Уровень А2 предполагает умение обмениваться информацией на знакомую ученику тему в наиболее типичных ситуациях общения.
Уровень В1 предусматривает, например, сформированное умение передать содержание книги, фильма и выразить свое отношение к нему, умение общаться в большинстве речевых ситуаций. Уровень В2 предполагает понимание развернутых высказываний, умение объяснить свою точку зрения по проблеме.
Уровень С1 предполагает наличие умения строить высказывания политематического характера, развивать отдельные аспекты тем и делать соответствующие выводы. Уровень С2 предполагает владение всеми видами речевой Деятельности на высоком уровне, например, предполагает сформированное у учащихся умение писать логично построенные тексты, используя при этом необходимые стилистические средства, свободное понимание всех типов
текста, относящихся ко всем функциональным стилям и жанрам.
На примере уровня В2 можно видеть, как выглядит конкретный перечень речевых умений.
УРОВЕНЬ В2 —«ПОРОГОВЫЙ ПРОДВИНУТЫЙ» | ||
ПОНИМАНИЕ | аудирование | Я понимаю развернутые высказывания (доклады, лекции) и содержащиеся в них аргументы на относительно знакомую тематику. Я понимаю почти все телевизионные новости и репортажи о текущих событиях. Я понимаю содержание фильмов, действующие лица которых говорят на литературном языке |
чтение | Я понимаю статьи и сообщения, в которых затрагиваются современные проблемы. Я понимаю точку зрения их авторов. Я понимаю художественную прозу | |
ГОВОРЕНИЕ | диалог | Я умею без подготовки и с определенной степенью свободы участвовать в диалогах. Я умею принимать активное участие в дискуссии по знакомой мне проблеме, обосновывать и отстаивать свою точку зрения |
монолог | Я умею понятно и ясно высказываться на многие темы, имеющие отношение к моим личным интересам. Я умею объяснять свою точку зрения по важной проблеме, высказывая все аргументы «за» и «против» | |
ПИСЬМО | письмо | Я умею писать развернутый текст политематического характера, касающийся сферы моих личных интересов. Я умею письменно передавать информацию или ход своих мыслей в сочинении или сообщении, аргументируя свою точку зрения. Я умею писать письма личного и официального характера, четко выражать в них то, что является особенно важным |
Знакомясь с таблицами самооценки, ученик может осознать свой уровень овладения речевыми умениями.
Во втором разделе «Языкового портфеля» — контрольные листы для самооценки, которые заполняются учеником по принципу «умею — не умею». Кроме самооценки ученика, в контрольных листах есть графа для оценки речевых умений учащегося учителем. В случае необходимости есть графа для оценки независимым экспертом (если мнение данного учителя не является авторитетом для ученика). Таким образом создаются реальные условия для объективной, адекватной оценки речевых умений ученика.
Третий раздел «Языкового портфеля» — это «языковой архив ученика». Здесь делается отметка о работах ученика или хранятся наиболее удачные работы, выполненные учеником самостоятельно на уроке или дома, суждения ученика о предмете, об интересующих его научных фактах, гипотезах, проблемах, связанных с языком, о прочитанных специальных книгах. Эти записи на этапе пред-профильного обучения позволят учителю более полно оценить склонности и способности учащегося в связи с выбором профиля обучения.
В «Языковом портфеле» хранятся отзыв, качественная характеристика достижений и самооценка ученика: запись учителя о том, что получилось, что не получилось, запись ученика о том, согласен ли с оценкой учителя, какими достижениями можно гордиться, что может быть причиной неудач, каковы возможные пути и резервы совершенствования речевой деятельности.
Количество разделов «Языкового портфеля» может варьироваться и быть расширено за счет памяток, содержащих параметры отбора письменных работ в «языковой архив», а также памяток, напоминающих о сроках заполнения контрольных листков самооценки и т. п.
Эту сравнительно новую для преподавателей русского языка технологию уже начали применять в гимназиях Москвы в экспериментальном режиме, так что можно наметить ряд проблем в связи с ее реализацией:
— содержательных (определение уровней овладения
речевыми умениями (по классам или по ступеням обуче
ния), в соответствии с этими уровнями определение круга
речевых умений в доступной для ученика формулировке);
— психолого-педагогических (изменение позиции учи
теля в сторону педагогики сотрудничества на этапе оцен
ки ученика, изменение отношения ученика к оценке и
формирование навыка рефлексии в процессе совершенствования речевой деятельности, изменение позиции роди, телей — движение от «проверки дневника» к наблюдению за развитием ребенка, оказание помощи при формировании рефлексивных умений);
— организационных (размножение листов для контрольной самооценки, введение в образовательный процесс нового структурного элемента — «Презентация языкового портфеля» и др.).
Обозначенный круг проблем показывает, что применение данной технологии самооценки в преподавании русского языка требует решения определенных задач.
Однако роль данной технологии в школе состоит в том, чтобы привить тягу к самосовершенствованию, развивать личностный мотив в обучении, помочь объективно определить выбор профиля обучения.
Как упрощенный вариант технологии «Портфель достижений», в 5—7 классах можно использовать специальный «Лист индивидуальных достижений», который полезно завести для каждого ученика1. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков, или, например, закрашивая определенную клеточку — полностью или частично. В «Листе индивидуальных достижений» полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.
В этом же листе можно отмечать продвижение ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, говорения, слу<