Технологии развития осмысленности запоминания

Ивлева И.Г. Формирование приемов осмысленного запоминания на уроках математики у учащихся начальной школы // http://festival.1september.ru/articles/580834/

Щетинина А.М.. Смирнова Н.П. Формирование умственных действий у дошкольников: Методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.- 116 с.

Зверев Д.В. Программа развития и коррекции личности детей младшего школьного возраста (6-11 лет) // http://denis-zverev.net/scool.htm

Что должно быть отражено:

· Понятие осмысленности запоминания

· Соотношение осмысленного и механического запоминания

· Приемы развития осмысленности запоминания в дошкольном и младшем школьном возрасте, несколько упражнений нужно провести с группой

· Приемы развития осмысленности запоминания подростков и взрослых, несколько упражнений нужно провести с группой

· Литература с технологиями развития осмысленности запоминания

Продолжительность сообщения – 20-30 минут

2. Творческая работа.Вспомните 3-5 ситуаций, в которых Вам приходилось использовать мнемотехнические приемы в Вашей жизни. Объясните, как Вам удалось улучшить запоминание в этих ситуациях. При описании используйте научную терминологию.

3. Методика для выполнения задания «Психологический дневник»

Методика диагностики логического запоминания

Воспроизведение рассказа (взрослый вариант) // Альманах психологических тестов. М., 1995, С.95-96.

Инструкция:Внимательно прочитайте следующий текст 1 раз (или попросите кого-нибудь прочитать его вам вслух). Затем запишите основное содержание текста. Вы можете сокращать предложения, главное, чтобы при этом не терялся смысл.

Я выехал верхом на коне, рассчитывая прибыть на место к девяти часам. К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке. Погода неожиданно изменилась, начался холодный проливной дождь. Через четыре часа пути конь начал спотыкаться. Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток. Не медля ни секунды, я выстрелил из своего ружья. Конь вздрогнул. Подстреленных птиц я подобрал. На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей.

Выполните задание.

Обработка и интерпретация:

Данный тест позволяет определить уровень логической памяти, определяющий степень осмысленности запоминаемого материала. Ниже приведен текст, с которым в работали. Текст дополнен числами, указывающими на имеющиеся в нем смысловые единицы.

За воспроизведение каждой смысловой единицы (1, 2, 5, 6, 7, 9, 10, 13, 14, 15,16) поставьте себе 1 балл.

За воспроизведение каждого числа (3, 4, 8, 11, 12) — 2 балла.

Подсчитайте общую сумму баллов:

«Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10, 11). Не медля ни секунды (12), я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16)».

Результаты теста:

От 17 до 21 балла. Уровень вашей логической памяти очень высок. Для вас не составляет большого труда выделить основное содержание того или иного сообщения.

От 8 до 16 баллов. Ваша логическая память развита хорошо. Вы можете отличить главную информацию от второстепенной и в общих чертах понять, о чем идет речь.

От 0 до 7 баллов. Если такая сумма баллов не связана с тем, что вы устали или вас отвлекли, уровень вашей логической памяти действительно невысок. Уже через несколько минут вы зачастую не можете вспомнить не можете вспомнить суть полученного Вами сообщения

4. Глоссарий: память.

Практикум. Тема 10. Решение мыслительных задач

Устные сообщения

Технологии развития мышления дошкольников и младших школьников

Психология. Под ред. В.Н. Панферова. СПб.: Питер, 2013. С.177-180;

Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, 1997;

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1998

Что должно быть отражено:

· Понятие мышления

· Особенности мышления детей и подростков

· Упражнения на развитие мышления детей и подростков, несколько упражнений нужно провести с группой

· Литература с технологиями

Продолжительность сообщения – 20-30 минут

Наши рекомендации