Практикум. Тема 7. Развитие наблюдательности
1. Устные сообщения:
Наблюдательность и её развитие.
Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2008.
Регуш Л. А. Наблюдение в практической психологии — СПб.: Образование, 1996.
Регуш Л. А. Тренинг профессиональной наблюдательности. — Л., 1991.
Что должно быть отражено:
1. Что такое наблюдательность.
2. Соотношение наблюдения и наблюдательности.
3. Индивидуальные особенности наблюдательности
4. Упражнений для развития наблюдательности (несколько упражнений нужно провести с группой)
5.Литература с технологиями развития наблюдательности
Продолжительность сообщения – 20-30 минут
Психолого-педагогические технологии развития процессов ощущения и восприятия у детей и подростков.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л.,. Топоркова И. Г, Щербинина С. В.. Развитие внимания и восприятия у детей 3-4 лет. М., 2007.
Технологии развития сенсорно-перцептивного потенциала дошкольников // Психология. Под ред. В.Н. Панферова. СПб.: Питер, 2013. С. 172-174.
Что должно быть отражено:
1. Что такое ощущение и восприятие.
2. Специфика ощущения и восприятия у детей и подростков.
3. Технологии развития сенсорно-перцептивного потенциала детей и подростков (несколько упражнений необходимо провести с группой).
4. Литература с технологиями развития сенсорно-перцептивного потенциала детей и подростков
Продолжительность сообщения – 20-30 минут
3. Репрезентативные системы и эффективность учебной деятельности.
Киреев С. Применение методологии НЛП в обучении детей /Школьный психолог. 2003. № 26.
Практикум по психологии здоровья: методический материал / В. А. Ананьев. - СПб. : Речь, 2007
Сиротюк А.Л. Модальностные характеристики учащихся как основа формирования учебной мотивации //Народное образование. №1. 2006. С.132-138.
Что должно быть отражено:
1. Что такое репрезентативная система.
2. Виды и характеристики основных репрезентативных систем.
3. Как применяют технологии НЛП в обучении детей (проиллюстрировать на примере своей группы упражнением или заданием).
4. Репрезентативные системы и психосоматические расстройства.
5. Литература с технологиями использования знаний о репрезентативных системах в психолого-педагогической работе.
Продолжительность сообщения – 20-30 минут
2. Творческая работа.Приведите примеры иллюзий восприятия (3-5 примеров), с которыми Вы сталкивались в жизни. Объясните причины их возникновения, используя научную терминологию.
3. Методики для выполнения задания «Психологический дневник» (на выбор):
Определение ведущей репрезентативной системы.
Опросник КАВД(Кинестетический Аудиальный Визуальный Дискретный)
по В. А. Ананьеву// Практикум по психологии здоровья: методический материал / В. А. Ананьев. - СПб. : Речь, 2007. – с.121.
Инструкция:в каждом абзаце, состоящем из четырёх утверждений, выберите то, которое подходит вам больше всего, то, что для вас предпочтительно, и отметьте это утверждение цифрой «1». Затем цифрой «2» отметьте то, что менее подходит для вас. Далее цифрой «3» - ещё менее, наконец, цифрой «4» - самый неподходящий для вас вариант.
Таким образом, вы ранжируете утверждения по степени значимости, приемлемости для вас.
Утверждения
- Когда я принимаю важное решение, то основываюсь:
а) на чувствах, которое испытываю в данный момент; б) на том, что звучит лучше;
в) на том, что выглядит для меня лучше всего;
г) на тщательном изучении проблемы и фактов
2. Во время спора на меня чаще всего влияет:
а) интонация речи, тембр, громкость голоса собеседника;
б) понимание точки зрения собеседника;
в) логика доказательств собеседника; г) искренность чувств собеседника
3. Я могу очень просто понять, что происходит со мной, с помощью:
а) того, как я одеваюсь; б) чувств, которые я испытываю;
в) слов, которые я подбираю; г) своих характеристик голоса: тона, тембра, громкости
4. Для меня просто:
а) найти идеальную громкость звучания магнитофона, телевизора, стереосистемы;
б) подобрать наиболее разумные, убедительные аргументы;
в) выбрать наиболее удобную мебель;
г) подобрать для одежды, интерьера разнообразные цветовые комбинации
5. Что больше всего влияет на моё настроение, самочувствие:
а) я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, голосам людей, буквально настраиваюсь на них;
б) я чувствую себя в «своей тарелке», когда строю цепь логических умозаключений, умело осмысливаю новые факты;
в) я очень чувствителен к тому, насколько удобна моя одежда, приятно ли в ней находиться, двигаться;
г) на меня производит сильное впечатление общий вид (обстановка), как выглядит помещение, как оно освещено.
6. Выбирая и читая книги, я больше ориентирован:
а) на описание внешнего: пейзажи, декорации, краски
б) на монологи и диалоги между персонажами, нюансы в описании разговоров;
в) на действие, динамичность, сюжет
г) на сюжеты со сложными схемами поведения героев, загадками.
№ | I утверждение | II утверждение | III утверждение | IV утверждение | V утверждение | VI утверждение | ||||||
а) | К | А | В | А | А | В | ||||||
б) | А | В | К | Д | Д | А | ||||||
в) | В | Д | Д | К | К | К | ||||||
г) | Д | К | А | В | В | Д |
ТИП | I | II | III | IV | V | VI | СУММА |
Кинестетический | |||||||
Аудиальный | |||||||
Визуальный | |||||||
Дискретный |
Чем меньше число, тем более выражен ваш доминирующий тип восприятия.
3.2. Исследование наблюдательности
(Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов.Учеб. пособие. — М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996.
Материал и оборудование:две несложные по сюжету и количеству деталей картинки, одинаковые почти во всем, кроме заранее предусмотренных малозаметных десяти различий. Эти различия заключаются в отсутствии или ином расположении какой-либо детали на одной из картинок по сравнению с другой; кроме картинок нужна бумага для записи, ручка и секундомер.
Инструкция испытуемому. «Вам будут предъявлены две картинки. Внимательно посмотрите на них и найдите, в чем их отличие. Время для восприятия картинок ограничено одной минутой. После сигнала «Стоп!» картинки будут убраны, а Вы запишите на бумаге те отличия, которые в картинках заметили. Если все понятно, тогда начнем!» (картинки приведены на следующей странице).