Практикум. Тема 7. Развитие наблюдательности

1. Устные сообщения:

Наблюдательность и её развитие.

Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2008.

Регуш Л. А. Наблюдение в практической психологии — СПб.: Образование, 1996.

Регуш Л. А. Тренинг профессиональной наблюдательности. — Л., 1991.

Что должно быть отражено:

1. Что такое наблюдательность.

2. Соотношение наблюдения и наблюдательности.

3. Индивидуальные особенности наблюдательности

4. Упражнений для развития наблюдательности (несколько упражнений нужно провести с группой)

5.Литература с технологиями развития наблюдательности

Продолжительность сообщения – 20-30 минут

Психолого-педагогические технологии развития процессов ощущения и восприятия у детей и подростков.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л.,. Топоркова И. Г, Щербинина С. В.. Развитие внимания и восприятия у детей 3-4 лет. М., 2007.

Технологии развития сенсорно-перцептивного потенциала дошкольников // Психология. Под ред. В.Н. Панферова. СПб.: Питер, 2013. С. 172-174.

Что должно быть отражено:

1. Что такое ощущение и восприятие.

2. Специфика ощущения и восприятия у детей и подростков.

3. Технологии развития сенсорно-перцептивного потенциала детей и подростков (несколько упражнений необходимо провести с группой).

4. Литература с технологиями развития сенсорно-перцептивного потенциала детей и подростков

Продолжительность сообщения – 20-30 минут

3. Репрезентативные системы и эффективность учебной деятельности.

Киреев С. Применение методологии НЛП в обучении детей /Школьный психолог. 2003. № 26.

Практикум по психологии здоровья: методический материал / В. А. Ананьев. - СПб. : Речь, 2007

Сиротюк А.Л. Модальностные характеристики учащихся как основа формирования учебной мотивации //Народное образование. №1. 2006. С.132-138.

Что должно быть отражено:

1. Что такое репрезентативная система.

2. Виды и характеристики основных репрезентативных систем.

3. Как применяют технологии НЛП в обучении детей (проиллюстрировать на примере своей группы упражнением или заданием).

4. Репрезентативные системы и психосоматические расстройства.

5. Литература с технологиями использования знаний о репрезентативных системах в психолого-педагогической работе.

Продолжительность сообщения – 20-30 минут

2. Творческая работа.Приведите примеры иллюзий восприятия (3-5 примеров), с которыми Вы сталкивались в жизни. Объясните причины их возникновения, используя научную терминологию.

3. Методики для выполнения задания «Психологический дневник» (на выбор):

Определение ведущей репрезентативной системы.

Опросник КАВД(Кинестетический Аудиальный Визуальный Дискретный)

по В. А. Ананьеву// Практикум по психологии здоровья: методический материал / В. А. Ананьев. - СПб. : Речь, 2007. – с.121.

Инструкция:в каждом абзаце, состоящем из четырёх утверждений, выберите то, которое подходит вам больше всего, то, что для вас предпочтительно, и отметьте это утверждение цифрой «1». Затем цифрой «2» отметьте то, что менее подходит для вас. Далее цифрой «3» - ещё менее, наконец, цифрой «4» - самый неподходящий для вас вариант.

Таким образом, вы ранжируете утверждения по степени значимости, приемлемости для вас.

Утверждения

  1. Когда я принимаю важное решение, то основываюсь:

а) на чувствах, которое испытываю в данный момент; б) на том, что звучит лучше;

в) на том, что выглядит для меня лучше всего;

г) на тщательном изучении проблемы и фактов

2. Во время спора на меня чаще всего влияет:

а) интонация речи, тембр, громкость голоса собеседника;

б) понимание точки зрения собеседника;

в) логика доказательств собеседника; г) искренность чувств собеседника

3. Я могу очень просто понять, что происходит со мной, с помощью:

а) того, как я одеваюсь; б) чувств, которые я испытываю;

в) слов, которые я подбираю; г) своих характеристик голоса: тона, тембра, громкости

4. Для меня просто:

а) найти идеальную громкость звучания магнитофона, телевизора, стереосистемы;

б) подобрать наиболее разумные, убедительные аргументы;

в) выбрать наиболее удобную мебель;

г) подобрать для одежды, интерьера разнообразные цветовые комбинации

5. Что больше всего влияет на моё настроение, самочувствие:

а) я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, голосам людей, буквально настраиваюсь на них;

б) я чувствую себя в «своей тарелке», когда строю цепь логических умозаключений, умело осмысливаю новые факты;

в) я очень чувствителен к тому, насколько удобна моя одежда, приятно ли в ней находиться, двигаться;

г) на меня производит сильное впечатление общий вид (обстановка), как выглядит помещение, как оно освещено.

6. Выбирая и читая книги, я больше ориентирован:

а) на описание внешнего: пейзажи, декорации, краски

б) на монологи и диалоги между персонажами, нюансы в описании разговоров;

в) на действие, динамичность, сюжет

г) на сюжеты со сложными схемами поведения героев, загадками.

I утверждение II утверждение III утверждение IV утверждение V утверждение VI утверждение
а)   К   А   В   А   А   В
б)   А   В   К   Д   Д   А
в)   В   Д   Д   К   К   К
г)   Д   К   А   В   В   Д
ТИП I II III IV V VI СУММА
Кинестетический              
Аудиальный              
Визуальный              
Дискретный                

Чем меньше число, тем более выражен ваш доминирующий тип восприятия.

3.2. Исследование наблюдательности

(Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов.Учеб. пособие. — М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996.

Материал и оборудование:две несложные по сюжету и количеству деталей картинки, одинаковые почти во всем, кроме заранее предусмотренных малозаметных десяти различий. Эти различия заключаются в отсутствии или ином расположении какой-либо детали на одной из картинок по сравнению с другой; кроме картинок нужна бумага для записи, ручка и секундомер.

Инструкция испытуемому. «Вам будут предъявлены две картинки. Внимательно посмотрите на них и найдите, в чем их отличие. Время для восприятия картинок ограничено одной минутой. После сигнала «Стоп!» картинки будут убраны, а Вы запишите на бумаге те отличия, которые в картинках заметили. Если все понятно, тогда начнем!» (картинки приведены на следующей странице).

Наши рекомендации