Развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики
Развитие энергетического комплекса направленно на решение триединой задачи:
создание новой электроэнергетической инфраструктуры, преодоление наметившегося дефицита генерирующих и сетевых мощностей, технологическое обновление энергетического комплекса и формирование новой системы институтов либерализованного рынка энергии;
устойчивое наращивание масштабов и эффективности добычи и переработки нефти, газа и угля, обеспечивающее увеличение экспорта и удовлетворение растущих внутренних потребностей экономики;
активное энерго- и электросбережение за счет структурных и технологических сдвигов и реализации новой системы мер по энергосбережению.
Энергоемкость российской экономики существенно выше показателей стран-членов ОЭСР при достаточно большом уровне энергопотребления на человека, производства продукции и предоставлении услуг комфорта (тепла, освещенности и др.)
Общий технологический потенциал такого сбережения консервативно оценивается в 350 млн. тонн условного топлива, из которых:
потенциал экономии при производстве электроэнергии – около 60 млн. т.у.т.;
в промышленности как потребителе энергии – около 80 млн. т.у.т.;
у производства, передачи и распределении тепловой энергии – около 80 мл. т.у.т;
в снижении непроизводительных энергопотерь в зданиях – около 130 млн. т.у.т.
Энергетический сектор российской экономики – все производства, связанные с добычей, транспортировкой и использованием энергоресурсов – осуществляют основной вклад в негативное воздействие на окружающую среду. Решение задачи повышения энергоэффективности национальной экономики в существенной мере обуславливает решение задачи сокращения негативного воздействия на окружающую среду.
Осуществляемые дерегулирование и либерализация энергетических рынков формирует экономическую мотивацию реализации потребителями мер по энергосбережению.
В целях устранения энергетических барьеров социально-экономического развития страны, использования имеющегося потенциала энергосбережения необходимо снижение энергоемкости ВВП страны к 2020 году не менее чем на 40% по отношению к 2012 году.
Для достижения поставленной цели следует реализовать следующие меры.
1) Установить запреты на использование энергорасточительных технологий.
В этих целях предлагается расширить сферу регулирования законодательства о техническом регулировании требованиями энергоэффективности (требования к удельному потреблению энергоресурсов машин и оборудования, потерям тепла в зданиях, расходу воды в установках водоподготовки).
На этапе подготовки соответствующих технических регламентов следует установить адекватный переходный период введения таких требований.
2) Установить для наиболее энергоемких отраслей специальные нормативы энергоэффективности и штрафы за их нарушение, что будет стимулировать замену устаревшего оборудования. Также будут введены «каникулы» по уплате штрафа при условии технической модернизации оборудования и соблюдения установленных нормативов.
3) В бюджетном секторе государство должно продемонстрировать лидерство в достижении лучших показателей энергоэффективности. В этих целях необходимо:
установить для организаций бюджетного сектора показатели снижения удельного энергопотребления;
сохранить бюджетным организациям экономию затрат от реализации проектов по энергосбережению на срок до 5-и лет;
ввести в законодательство о государственных закупках положения о приобретении товаров, соответствующих лучшим классам энергоэффективности.
4) Ввести маркировку товаров по уровню энергоэффективности, установив обязательность маркировки энергопотребляющих оборудования и машин по уровням (классам) энергоэффективности.
5) Стимулировать использование предприятиями всех отраслей экономики, возобновляемых источников энергии, а также экологически и энерго- эффективных технологий;
6) Оказать поддержку развития машиностроения по созданию образцов энергосберегающих технологий нового поколения.
Государство должно взять на себя функцию заказчика новых видов оборудования, превышающего имеющиеся стандарты стран-членов ОЭСР.
Ожидаемым эффектом применения этой меры будет создание производственного потенциала отечественного энергетического машиностроения, конкурентоспособного с зарубежными производителями.
7) Стимулировать развитие технического консалтинга – энергетического аудита через специальные проекты, реализуемые в рамках программы поддержки развития малого бизнеса: бизнес-инкубаторы, программы обучения и др.
8) Обеспечить прямую поддержку со стороны государства реализации инвестиционных проектов в энергетической сфере, предусматривающих внедрение энергосберегающих технологий нового поколения.
Это может быть обеспечено через инструменты согласования инвестиционных программ компаний топливно-энергетического комплекса с государственным участием при внедрении самых современных энергоэффективных решений.
9) ликвидация к 2012 году за счёт государственной поддержки безучётного пользования энергоресурсами путём оснащения приборами учёта расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей;
развитие автоматизированных систем коммерческого учёта электрической и тепловой энергии розничного рынка;
обеспечение государственной поддержки развития и окончательного формирования к 2012 году института операторов коммерческого учёта электрической и тепловой энергии.
10) Реализация специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса, в том числе:
внедрение тарифного метода доходности инвестированного капитала (RAB);
адаптация концессионных договоров для передачи в управление комплексов ЖКХ;
внедрение новых строительных норм и правил эффективного использования энергии.
В результате политики стимулирования энергосбережения к 2020 году будут обеспечены следующие показатели:
создание дополнительного энергетического потенциала развития не менее 200 млн. т. условного топлива к 2015 году;
формирование высокотехнологического сегмента российской экономики – энергетического сервиса, привлекающего инновации, емкостью не менее 200 млрд. рублей в 2011 году;
снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду не менее чем на 20% к 2015 году.
Развитие электроэнергетики[17]
Целямигосударственной политики являются:
· преодоление сложившихся дисбалансов в электроэнергетике для поддержания в долгосрочной перспективе высоких и устойчивых темпов роста экономики,
· увеличение эффективности производства, передачи и потребления электроэнергии на основе новейших высокоэффективных экологически чистых технологий.
В результате реформировании электроэнергетики из считавшейся ранее монопольной отрасли выделены конкурентные – производство и сбыт электрической энергии, и естественно монопольные – передача электрической энергии и оперативное диспетчерское управление в электроэнергетике.
Развитие экономики в долгосрочной перспективе характеризуется ростом потребления электроэнергии с 2007 по 2015 годы в среднем на 3,8-4,0% в год со снижением до 3,6-3,7% в 2016-2020 годы за счет структурных сдвигов в пользу менее электроемких производств и активизации мер по энергосбережению.
Для обеспечения указанных темпов роста производства и потребления электроэнергии, с учетом необходимости формирования достаточных резервных мощностей, потребуется обеспечить возможность доступа потребителей к услугам электроснабжения и ввод энергетических мощностей в 2007-2020 годах в размере 120-200 млн. кВт.
В период до 2011 года продолжится поэтапная либерализация оптового рынка электроэнергии и мощности с доведением в 2011 году доли электроэнергии (мощности) продаваемой по свободным ценам до 100%, за исключением поставок электрической энергии (мощности) в неценовых зонах и поставок населению.
До 2011 года планируется запуск долгосрочного рынка мощности призванного обеспечить сооружение генерирующих мощностей в оптимальном объеме для удовлетворения спроса и создания необходимого резерва.
В период до 2014 года планируется доведение тарифов на электрическую энергию для населения до экономический обоснованного уровня в целях ликвидации перекрестного субсидирования между населением и прочими потребителями с усилением адресной защиты малоимущих групп населения.
В регулируемых секторах электроэнергетики с 2010 года (в распределительных сетевых компаниях с 2009 года) будет осуществляться переход к установлению долгосрочных тарифов (на 3-5 лет) методом доходности инвестированного капитала. Данный метод обеспечивает возврат инвестированного капитала и доход на него на уровне, сопоставимом с другими отраслями экономики, и направлен на стимулирование инвестиций в регулируемый сектор электроэнергетики. Применение долгосрочных тарифов стимулирует организации в регулируемом секторе экономики снижать расходы и технологические потери ниже установленного уровня. Помимо электроэнергетики и теплоэнергетики в последствии метод доходности инвестированного капитала будет применяться и в других инфраструктурных отраслях, включая коммунальное хозяйство. Объединение энергетических систем Центра, Урала, Сибири и Дальнего Востока передачами постоянного тока и переменного тока на сверх- и ультра- высоком напряжении обеспечит масштабное развитие угольных бассейнов и освоение гидропотенциала восточных регионов страны. Уже в 2009 и 2010 году будут проведены исследования и анализ макроэкономических эффектов его реализации.
Для достижения целевых параметров развития необходимо реализовать следующиезадачи:
сбалансированное развитие электроэнергетической отрасли, создание в ней оптимальной, экономически обоснованной структуры генерирующих мощностей и электросетевых объектов, с целью надежного обеспечения потребителей страны электроэнергией и теплом;
диверсификация топливного баланса электроэнергетики за счет развития атомной, угольной генерации, использования гидропотенциала, а так потенциала прочих возобновляемых источников с соответствующим уменьшением доли газовой генерации в топливном балансе отрасли;
создание сетевой инфраструктуры, обеспечивающей - полноценное участие энергокомпаний в рынке электроэнергии и мощности, усиление межсистемных связей для транзита электрической энергии и мощности в дефицитные регионы России, развитие экспорта электрической энергии;
минимизация потерь в электрических и тепловых сетях, удельных расходов топлива на производство электроэнергии и тепла, за счет внедрения передовых технологий и современного высокоэкономичного оборудования;
осуществление поэтапного сокращения уровней воздействия на окружающую среду объектов электроэнергетики за счет внедрения наилучших экологически безопасных мировых технологий при строительстве новых и реконструкции действующих предприятий электроэнергетики;
сохранение и развитие кадрового потенциала электроэнергетики;
формирование государственной системы управления развитием электроэнергетики на основе сочетания рыночных и государственных механизмов;
обеспечение существенного роста инвестиций в электроэнергетику для масштабного ввода новых энергетических мощностей и замены действующего устаревшего оборудования;
обеспечение доступности присоединения потребителей к электрическим сетям;
обеспечение повышения операционной эффективности компаний в регулируемых секторах электроэнергетики с темпом 1-2,5% в год и повысить их инвестиционную привлекательность за счет перехода к установлению тарифов методом доходности инвестированного капитала;
ликвидация перекрестного субсидирования в электроэнергетике между населением и прочими потребителями;
изменение структуры спроса на электроэнергию и существенное повышение эффективности производства, передачи и потребления электроэнергии, что может компенсировать до 70-75% прироста энергетических потребностей;
расширение производства электроэнергии на основе альтернативных возобновляемых источников без учета крупных и средних ГЭС (с 8,0 млрд. кВт ч в 2007 году до 80 млрд. кВт ч в 2020 году и 120-150 млрд. кВт ч в 2030 году (6-8% всего производства электроэнергии), прирост установленной мощности возобновляемых источников до 22 ГВт к 2020 году без учета гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт); обеспечение прироста установленной мощности крупных и средних ГЭС (свыше 25 МВт) к2020 году на 25,1 ГВт...
завершение формирования внутрироссийского рынка электроэнергии и мощности;
достижение технологического единства и своевременного обновления производственных мощностей, за счет принятия Государственной технической политики.