Развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре
Целью государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая:
развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства страны;
повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.
Основными индикаторами достижения данных целей в долгосрочной перспективе являются:
сокращение транспортоемкости валового внутреннего продукта (без трубопроводного транспорта) в 2015 году на 20 % и в 2020 году – на 30% по сравнению с 2007 годом;
увеличение экспорта транспортных услуг (без трубопроводного транспорта) до 23,4 млрд. долларов США в 2015 году и 41 млрд. долларов США в 2020 году против 10,3 млрд. долларов США в 2007 году;
сокращение доли протяженности участков железнодорожных линий, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, до 0,5% в 2015 году. Значительно увеличится объем строительства новых железнодорожных линий, к 2020 году будет создана опорная сеть скоростного пассажирского движения со скоростями 160-200 км/ч, будут построены высокоскоростные железнодорожные магистрали, обеспечивающие движение со скоростями до 350 км/час;
увеличение доли протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям по сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения до 48,6% в 2015 году и 52,5% в 2020 году. Ввод автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения увеличится в 2020 году по сравнению с уровнем 2007 года в 3,2 раза (до 8 тыс. км в год);
увеличение переработки грузов в морских портах с 451 млн. тонн в 2007 году до 774 млн. тонн в 2015 году и 885 млн. тонн в 2020 году;
повышение пропускной способности воздушного пространства Российской Федерации в 1,8 раза к 2015 году.
Приоритетные направления развития транспортной системы в рамках достижения поставленных целей состоят в следующем.
Первое - увеличение пропускной способности опорной транспортной сети, ликвидация разрывов и «узких мест», в том числе в азиатской части Российской Федерации:
реализация системы высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов (кластеров – мультимодальных центров), обеспечивающих основные межрегиональные связи. В частности, они будут реализовываться в Республике Татарстан, Московской, Ленинградской, Волгоградской, Астраханской, Свердловской, Томской, Новосибирской, Мурманской, Архангельской, Ростовской и Нижегородской областях, а также в Красноярском, Приморском и Хабаровском краях;
увеличение пропускной способности автомобильных дорог, строительство и реконструкция федеральных и региональных автомобильных дорог, включая кольцевую автодорогу вокруг Санкт-Петербурга, автодорогу «Амур» (Чита–Хабаровск);
строительство и реконструкция платных автомобильных магистралей с предоставлением услуг высокого качества: Западного скоростного диаметра (Санкт-Петербург), Центральной кольцевой автомобильной дороги (Московская область), скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, участков автомагистралей Москва – Минск, Москва – Нижний Новгород – Казань, М‑4 «Дон» и ряда других;
комплексное развитие Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов;
увеличение провозной способности существующих железнодорожных магистралей, реконструкция и строительство железнодорожной инфраструктуры в точках перспективного промышленного роста;
поэтапная реконструкция и техническое перевооружение объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры в региональных и местных аэропортах;
обновление парка воздушных судов и речных судов;
строительство и реконструкция пассажирских причалов и объектов инфраструктуры на внутренних водных путях;
внедрение перспективной структуры воздушного пространства Российской Федерации, создание укрупненных центров управления Единой системы организации воздушного движения;
модернизация и расширение парка специализированных железнодорожных вагонов для перевозки сельскохозяйственной продукции, в том числе по экспортным направлениям, внедрение новых моделей вагонов с повышенной грузоподъемностью.
Второе – повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализация транзитного потенциала:
реализация комплекса инвестиционных мероприятий, направленных на развитие международных транспортных коридоров в направлениях «Восток-Запад», «Север-Юг», «Трансполярные авиатрассы», «Северный морской путь», а также маршрута «Тюмень-Екатеринбург-Киров-Вологда-Санкт-Петербург» в обход Московского транспортного узла;
внедрение перспективной структуры воздушного пространства Российской Федерации, создание укрупненных центров управления Единой системы организации воздушного движения;
развитие пунктов пропуска (железнодорожных и автодорожных), создание крупных логистических центров на границе (сухих портов);
реализация проектов по развитию транспортной инфраструктуры на условиях частно-государственного партнерства, прежде всего на основе концессий, что будет способствовать привлечению внебюджетных инвестиций в транспортный сектор экономики;
устранение разрывов и «узких мест» на основных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях (обходы крупных городов, территорий сопредельных стран, внеклассные мосты, подъезды к крупнейшим транспортным узлам, морским и речным портам, аэропортам, пунктам пропуска, терминалам);
выполнение работ по подготовке инфраструктуры хозяйств: путевого, электроснабжения, связи и других для обеспечения беспрепятственного пропуска грузовых поездов с повышенными осевыми нагрузками до 25-30 тс/ось в зависимости от рода груза на основных полигонах обращения поездов повышенного веса.
развитие перегрузочных портовых комплексов входящих в систему международных транспортных коридоров, в том числе, модернизация и развитие Мурманского и Архангельского морских портов, портов Балтийского (Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Балтийск), Азово-Черноморского (Новороссийск, Туапсе, Тамань, Кавказ), Каспийского (Оля, Махачкала) и Дальневосточного (Восточный, Ванино) бассейнов;
создание условий для повышения конкурентоспособности российской транспортной системы, включая сокращение времени доставки, снижение транспортных издержек, уменьшение рисков, контроль за движением груза на всем протяжении пути;
формирование сети международных и внутрироссийских узловых распределительных центров воздушных перевозок (аэропортов-хабов), в том числе, в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске, Самаре, Ростове-на-Дону и Калининграде;
создание и развитие портовых особых экономических зон;
реализация крупных инфраструктурных проектов на внутренних водных путях, включая строительство вторых ниток шлюзов на Волго-Балтийском и Волго-Донском водных путях, а также низконапорного гидроузла на реке Волге в Нижегородской области;
интеграция аэронавигационной системы России в единую Европейскую аэронавигационную систему с учетом перехода к перспективным системам связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения.
Третье – транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых.
Будет осуществляться строительство новых железнодорожных линий и автомобильных дорог с целью расширения возможности транспортировки грузов из районов Севера и восточных регионов Российской Федерации.
Будет осуществляться реализация проектов, являющихся ключевыми в освоении соответствующих регионов России, в том числе, развитие Байкало-Амурской магистрали, строительство железнодорожных линий Беркакит – Томмот ‑ Якутск, Кызыл ‑ Курагино, Полуночное – Обская ‑ Салехард, Салехард – Надым, Северо-Сибирской магистрали и линии Коротчаево – Игарка – Норильск.
Будут развиваться перевозки воздушным и внутренним водным транспортом с целью транспортного обеспечения отдаленных и труднодоступных для других видов транспорта районов.
Четвертое - формирование и распространение новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг:
организация скоростного движения пассажирских поездов на приоритетных направлениях сети железных дорог (Санкт-Петербург ‑ Хельсинки, Центр ‑ Юг, Екатеринбург ‑ Челябинск и др.), проектирование и строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей (Москва ‑ Санкт-Петербург и Москва ‑ Нижний Новгород);
развитие железнодорожных перевозок грузов с повышенными скоростями и «точно в срок»;
развитие сверхдальних беспосадочных авиаперевозок, внедрение воздушных судов нового поколения;
внедрение новой техники и технологий на рынке морских перевозок, в частности газовозов, контейнеровозов повышенной грузоподъемности, ледоколов нового поколения;
обеспечение современным информационно-техническим оснащением и системами навигации транспортных узлов и коммуникаций;
внедрение перспективных наземных, бортовых и космических средств и систем связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения;
внедрение прогрессивных товаро-транспортных технологий, в том числе с использованием логистических систем;
Пятое – обеспечение комплексной безопасности и устойчивости функционирования транспортной системы, включая повышение транспортной безопасности, безопасности судоходных гидротехнических сооружений и безопасности дорожного движения.
Шестое - снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду на основе увеличения доли применения экономичных и экологичных автомобилей и воздушных судов, перехода на автомобильном транспорте на мировые экологические стандарты Евро-5 и Евро-6 и перевод транспорта на новые виды топлива.
Обеспечение социально-экономического развития страны в рамках инновационного сценария потребует опережающего роста инвестиций в развитие транспортного комплекса, которые повысятся с 2% ВВП в 2006 году до 4-4,5% ВВП в 2020 году.