Экологизация экономики и экология человека
В целом уровень экологической нагрузки на российскую экономику пока значительно ниже, чем развитых странах. Россия обладает колоссальными пространствами девственных территорий, ресурсов пресной воды и леса. Вместе с тем на протяжении многих десятилетий в России формируются полюса экологического неблагополучия (и не только в Европейской части), что негативно отражается на качестве жизни людей, их здоровье и продолжительности жизни.
Динамика основных экологических показателей развития России показывает увеличение негативного воздействия на окружающую среду по суммарным выбросам в атмосферу от стационарных и мобильных источников, объемам образования отходов на фоне снижения уровня их переработки. Снижение объемных показателей сброса загрязненных сточных вод сопровождается увеличением концентрации ряда опасных веществ, в том числе металлов и органики.
Около 15% территории России по экологическим показателям находятся в критическом или околокритическом состоянии. Отмечаются тенденции сокращения видового биологического разнообразия и изменения состояния окружающей среды на фоне потепления климата. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 56% городского населения. Ситуация с качеством питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной, в первую очередь вследствие сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты (более 40% населения страны сталкивается с проблемой качества воды). Экономический подъем при сохранении современного уровня негативного воздействия и непринятии мер по сокращению накопленного экологического ущерба может привести к дальнейшему обострению экологических проблем.
Прогноз основных опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера показывает, что на территории России сохранится высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера.
Институциональной основной новой экологической политики должна стать обновленная система экологического регулирования, соответствующая приоритетам развития страны до 2020 года и новому – постиндустриальному уровню развития российского общества.
Цельэкологической политики – значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Успешная реализация Россией программы экологического развития является важнейшим вкладом России в сохранение глобального биосферного потенциала и поддержание глобального экологического равновесия.
Выделяются следующие основные направления экологизации экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека.
Первое направление,«экология производства»- поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду от всех антропогенных источников.
Основными элементами этого направления должны стать новая система нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, предусматривающая отказ от установления индивидуальных разрешений по каждому предприятию и установление нормативов и планов поэтапного снижения загрязнения до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям, создание развитой индустрии по утилизации отходов ирасширение использования альтернативных возобновляемых источников энергии, сдерживание объемов антропогенной эмиссии парниковых газов.
Будут активно стимулироваться процессы модернизации производства, ориентированные на снижение энергоемкости и материалоемкости, а также сокращение и вторичное использование отходов, разработка и внедрение новых эффективных технологий производства электрической и тепловой энергий, сопряженных с экологически безопасной утилизацией отходов этих производств.
Целевым ориентиром является снижение удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3-7 раз в зависимости от отрасли.
Второе,«экология человека»- создание экологически безопасной и комфортной среды проживания населения, мест его работы и отдыха, иной социальной активности.
Необходимо на нормативном уровне установить нормативы качества воздуха, воды, почвы и других важных экологических характеристик, соответствующих как минимум безопасному уровню воздействия этих сред на здоровье человека. Одновременно, для этих территорий следует императивно установить нормативы допустимой антропогенной нагрузки, осуществление которой обеспечивает не превышение нормативов качества природной среды. Тем самым будут установлены количественные и качественные ориентиры для разработки местных экологических программ и поэтапного снижения негативного воздействия от субъектов экономической деятельности. Одной из целей введения нормирования качества среды должно стать определение территорий, концентрация загрязнения на которых квалифицируется как «опасная», что создает угрозу здоровью и жизни проживающего населения.
Это направление включает в себя ликвидацию накопленного загрязнения, восстановление эродированных, захламленных территорий, обеспечение эффективной санитарии, управление бытовыми отходами, пропаганду здорового образа жизни. Следует разработать специальные экологические медико-биологические нормы безопасности и комфортности среды проживания человека, осуществлять специализированный мониторинг.
Целевыми показателями реализации этого направления к 2020 году является:
сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз,
сокращение количества жителей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях не менее чем в 4 раза.
сокращение количества погибших в результате чрезвычайных ситуаций различного характера по отношению к 2006 г. на 20-22%;
сокращение количества пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций различного характера по отношению к 2006 г. на 18-20%;
К 2020 году необходимо полностью решить проблему восстановления безопасной среды обитания в регионах экологического кризиса, где проживают около 1 млн. жителей страны.
Третье,«экологический бизнес» -создание эффективного экологического сектора экономики. Этот сектор может включить в себя конкурентоспособный бизнес в области общего и специализированного машиностроения, бизенс-девелопмента, экологического консалтинга, развития рынка квот на выбросы. Роль государства состоит в формировании правил осуществления экологического аудита, требований к разработке технологий, создании условий для широкого внедрения экологического менеджмента, повышения информационной открытости промышленных предприятий об их воздействии на окружающую среду и предпринимаемых мерах по снижению негативного воздействия, организации мониторинга динамики экологических показателей экономики.
Будет обеспечено формирование новой рыночной инфраструктуры сокращения эмиссии парниковых газов и стимулирования развития новых экологически ориентированных рынков сертификатов возобновляемой энергии, энергоэффективности.
Целевыми показателями прогресса этого направления является рост рынка экологического девелопмента, товаров и услуг в 5 раз и расширение занятости с 30 до 300 тысяч рабочих мест.
Четвертое, «экология природной среды»- сохранение и защита природной среды.
Основу действий в этом направлении будут составлять новые методы территориального планирования, землепользования и застройки, учитывающие экологические ограничения. Следует создать такую систему особо охраняемых природных территорий, которая бы обеспечивала сохранение естественных экосистем во всех природно-климатических регионах страны, делая их центрами сохранения генетического фонда, инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия.
Целевыми показателями реализации направления «Экология природной среды» должны стать сокращение региональных различий в сети особо охраняемых природных территорий, повышение биопродуктивности природных систем до безопасных уровней, восстановление видового разнообразия.
Экологизация экономики является не только особым направлением деятельности бизнеса и экономической политики, но и общей характеристикой инновационного развития экономики, тесно связанной с повышением эффективности ресурсопотребления. В результате повышения технологической и экологической эффективности экономики к 2020 году предполагается снижение уровня «экологического воздействия» в 2-2,5 раза, что позволит выйти на современные показатели сбережения природы развитых европейских стран. При этом уровень экологических издержек (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) могут возрасти до 1-1,5%ВВП в 2020 году. Для России актуальна задача капитализации ее экологических преимуществ, что должно найти выражении в развитии экологического туризма, продаже чистой воды и др.
4. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности
Переход к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможен без формирования в России институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности на основе свободы творчества, самореализации каждого человека. Такая институциональная среда характеризуется:
высоким уровнем личной безопасности человека (безопасная среда обитания, низкий уровень преступности, эффективная система правоприменения);
развитыми институтами демократии, функционированием эффективных структур и механизмов гражданского общества, общественным контролем за деятельностью государства и бизнеса, низким уровнем коррупции и высоким доверием к институтам власти и проводимой политике;
развитой конкурентной средой;
благоприятными условиями для массового появления новых компаний, в том числе в инновационных секторах экономики;
защищенностью прав собственности (включая интеллектуальную), контрактных обязательств, независимой судебной системой;
эффективным функционированием развитых рынков земли и иной недвижимости, системы финансовых институтов, адаптированной к потребностям инновационной экономики;
эффективностью государственного управления и местного самоуправления, отвечающих современным потребностям социально-экономического развития.