Сахаджа-ширишсана (облегченная стойка на голове для очень слабых и больных людей)
Техника выполнения.Сахаджа-ширшасану рекомендуется практиковать только тем, кто по каким-либо причинам не может выполнять Ширшасану, Випарита-карани или Сахаджа-випарита-карани.
1. Приподнять ту сторону кровати, которая предназначена для ног так, чтобы угол наклона составил примерно 15 градусов. Лечь на наклоненную кровати головой к нижней стороне. Лежать на спине 2—3 минуты без подушки, полностью расслабившись. Постепенно увеличить время до 3—4 минут. Выполнять это упражнение утром и вечером. Продолжительность удержания по мере освоения может увеличиваться в соответствии с индивидуальными потребностями, т. к. терапевтическая практика йогических упражнений недопустима при ощущении излишнего внутреннего напряжения или какого-либо неудобства.
Чрезмерность в практике Ширшасаны и ее вариантов может вызвать излишний прилив крови к голове и жар в ней.
Угол наклона следует увеличивать, постепенно доведя его до шестидесяти градусов.
Можно вместо кровати использовать специально изготовленное приспособление — деревянный топчан с регулируемой высотой двух задних ножек и упором для головы. Отдых на наклоненной поверхности должен войти в привычку —два раза в день по 3—4 минуты.
Но еще раз напомним, что практика Сахаджа-ширшасаны на наклонной плоскости может быть использована только больными и слабыми либо чрезмерно ожиревшими — теми, кому из-за излишков жира или по другим причинам не удается выполнить Сарвангасану, Ширшасану и Випарита-карани обычным способом.
Маюрасана — павлин
Название асаны указывает не только на положение тела, напоминающее очертания павлина со сложенным хвостом, но также на характер воздействия данного упражнения: павлин — птица всеядная, ее пищеварительная система обладает способностью перерабатывать любую, даже самую немыслимо неудобоваримую пищу.
Техника выполнения. Встать на колени, а затем сесть на пятки. Развести колени пошире и положить ладони на пол между ногами пальцами в направлении промежности. Мизинцы соединены, пальцы слегка разведены и чуть-чуть присогнуты (рис.2-25.1).
рис.2-25.1
Приподнимая таз, наклониться вперед, соединить локти и опереться о них серединой живота (рис.2-25.2). Медленно выпрямить ноги (рис.2-25.3).
рис.2-25.2
рис.2-25.3
Перенося вес тела вперед, добиться положения, при котором центр тяжести окажется над точкой опоры. При этом ноги и туловище взаимно уравновесятся. Поднять ноги, выпрямиться горизонтально, как можно больше вытянувшись от пяток до макушки. Мышцы живота сильно не напрягать, чтобы локти слетка «провалились» в живот. Сохраняя горизонтальное положение тела, напрячь мышцы живота и попытаться насколько можно прогнуть все тело назад (рис.2-25.4). Вернуться в горизонтальное положение. Оба положения — горизонтальное и прогнувшись — выполняются при остановленном дыхании и с жесткой глубокой Мула-бандхой.
рис.2-25.4
Предложенная техника выполнения Маюрасаны может оказаться чересчур сложной для большинства начинающих. Упрощенный вариант — из положения рис.2-25.2 сначала поставить голову на пол и только после этого — выпрямить ноги (рис.2-25.5).
рис.2-25.5
Затем нужно научиться поднимать сначала лишь голову, затем — только ноги и лишь после этого — голову и ноги одновременно.
Повторять асану следует три-четыре раза, общая длительность фиксации положений, представленных на рис. 2-25.3 и 25.4, — не более 4—5 секунд в начале изучения Маюрасаны и не более 10 секунд — когда она уже вполне освоена.
ВНИМАНИЕ! Длительное удержание полной правильной Маюрасаны — минута и более — является очень жесткой психоэнергетической техникой, которая может оказать весьма разрушительное воздействие на неподготовленную должным образом психику и слабое тело. Пользуясь терминологией классических текстов, можно сказать так: «избыток огня пожрет тело «практикующего».
Действие. «Очень скоро после начала практики эта асана разрушает все болезни в теле, восстанавливая то, что нарушено в животе, преодолевая всяческие расстройства Капхи, Питты и Вайю, перерабатывает любую самую неудобоваримую пищу, принятую в сколь угодно огромных количествах, усиливает аппетит и побеждает страшнейшие яды» («Хатха-Йога-Прадипика», 1-33).
Практика Маюрасаны настолько усиливает пищеварительный огонь, что даже разлагающаяся и откровенно ядовитая пища может быть переварена без вреда для организма.
Маюрасана развивает также общую силу огня в теле, регулируя деятельность органов, относящихся к Агни-грантхи, укрепляет мышцы спины, живота и области таза, тонизирует тонкий и толстый кишечник, излечивает болезни желудка, печени, селезенки, устраняет ревматизм, ликвидирует общую вялость и восстанавливает силы.
Хронические запоры, диабет, несварение, геморрой и болезни почек излечиваются с применением Маюрасаны.