Элементы успешной посадки на площадку
· Выключите радио.
· Заранее принимайте решение на посадку.
· Осматривайте поле под углом 30°.
· Выбирайте самое большое и ровное поле.
· Не обращайте внимания на удобство эвакуации.
· Убедитесь, что уклон не слишком велик и садитесь вверх по склону.
· Учитывайте поверхность, желательно выбрать площадку без посева или скошенную.
· При высоком посеве, садитесь на него как на землю.
· Избегайте проводов и заборов.
· Внимательно следите за скоростью.
· Не меняйте решения в последнюю минуту.
· Выполняйте правильный круг.
· Будьте дисциплинированны, но гибки.
· Тщательно подбирайте зону касания и пробега.
· До конца проводите выдерживание.
· Тормозите для максимально короткого пробега.
Практические упражнения
Внеаэродромная посадка требует многочисленных и важных навыков, которые приобретаются с опытом. К счастью, многие из них можно практиковать, не отправляясь на маршрут. И чем больше мы тренируемся, тем выше шансы, что когда придет время, все произойдет так, как надо.
Точность при выполнении круга
Выработайте привычку четко выполнять круг. Убедитесь, что круг начинается на правильной высоте; не стоит начинать его слишком высоко. Если только Вы не возвращаетесь на аэродром слишком низко, нет причины не делать стандартный круг.
Круг без высотомера
Как можно чаще выполняйте круг, не глядя на высотомер. Снизившись до 600 м, закройте высотомер картонкой. Периодически поднимайте картонку, чтобы сверить свои ощущения с показаниями прибора. Это очень полезное упражнение, так как в местности со значительными перепадами высоты рельефа от высотомера мало толку.
Уменьшайте зависимость от индикатора скорости
При построении захода на незнакомую площадку, и без того будет много вещей, требующих Вашего внимания.
Точность посадки
Никакой другой результат, кроме точной посадки не должен Вас удовлетворять. Стремитесь к совершенству, контролируя скорость и точность приземления в каждом полете.
Полностью заканчивайте выдерживание в каждом полете
Выдерживание до конца и касание на минимальной скорости должны практиковаться при каждом приземлении. Летая на SGS 2-33,не привыкайте толкать ручку вперед, чтобы посадить его, прижав к земле. При нормальной посадке на аэродроме, если на Вашем пути нет никаких помех, не надо спешить останавливать планер. Ничего страшного, если он остановится на тридцать метров дальше. Привычки трудно ломать, а посадка на повышенной скорости вполне может закончиться «козлом». Эта привычка легко ускользнет от Вашего внимания во время стрессовой посадки на современном планере, что может иметь роковые последствия.
Чтобы упростить конструкцию закрылков на моем HP-14, я изменил направление движения ручки их выпуска, и положение «убраны» стало означать «выпущены». Это прекрасно работало, без проблем.
Через десять лет я поменял его с доплатой на Shuemann Libelle с обычной схемой выпуска закрылков. Сравнительно тяжелый планер с не очень эффективными интерцепторами делал посадку на площадку не самым простым делом.
Однажды я выполнял довольно напряженную посадку на небольшое поле. В какой-то момент мне начало казаться, что планер летуч, как вампир из фильма ужасов. Что случилось? В последнюю минуту изменился ветер? С трудом остановив планер в дальнем конце поля, я взглянул на рукоятку закрылков. Как вы догадываетесь, рукоятка была впереди, и я садился с полностью убранными закрылками. Старые привычки не умирают.
Посадка без привязки к наземным ориентирам
Не привыкайте использовать наземные ориентиры, такие как амбары, здания и т.д. для построения круга. Используйте для этого только намеченную зону посадки.
При каждом удобном случае садитесь на аэродроме в различных местах. Весьма полезная практика, которая позволит Вам строить круг, оторвавшись от привычных ориентиров. Еще один полезный опыт – полетать на других аэродромах. И помните, что единственный ориентир при посадке на площадку – место, где Вы планируете сесть.
Подбор площадок
Используйте с толком долет до аэродрома. Хотя в этом и нет прямой необходимости, все же стоит по пути рассматривать возможные сценарии: какое поле лучше, как обойти препятствия, продумать разные условия ветра и т.д.
Практиковаться в подборе площадок можно и во время полетов в районе аэродрома. Снизившись до 600 м, подберите поле. После посадки полезно съездить к этому полю и на месте проверить, правильно ли Вы оценили обстановку. Вы удивитесь, насколько иначе все выглядит вблизи. Потраченное время стоит того.
Рядом с планерным клубом, где я летал много лет, располагался обширный тридцатиметровый холм, отличное место для того, чтобы оттачивать мастерство в оценке площадок. Вы могли подобрать участок на вершине холма, иногда пройти часть захода на посадку, приземлиться на аэродроме, затем поехать к этому участку и посмотреть все вблизи. Как Вы догадываетесь, никто так не делал – слишком хлопотно.
Практикуя как можно больше различных упражнений и разыгрывая всевозможные сценарии, которые только могут встретиться, мы значительно снижаем стресс и рабочую нагрузку в реальной обстановке. Цель этой работы – накопить максимум опыта в полетах рядом с аэродромом, чтобы уменьшить количество неожиданных и, иногда, неприятных сюрпризов при посадках во время маршрутов.
Летайте в разных местах
Приезжая в другое место, Вы сталкиваетесь с незнакомыми особенностями местного рельефа и его составляющих, в том числе посевов, склонов, заборов, проводов и т.д.
По пути на соревнования в Северном регионе в Ионии, Мичиган, известной своей исключительно удобной для посадок местностью, я сделал интересное открытие. В то время как на всей территории страны провода идут вдоль дороги на расстоянии 6 м от нее, в Ионии провода проходят в 100-200 м от дорог. Жизненно полезная информация перед маршрутами! В случае посадки и захода через дорогу незнание этой особенности может оказаться фатальным.
Особые случаи
Посадка на воду
Если поблизости нет полей, посадка на воду может быть предпочтительней других вариантов. Приземляйтесь параллельно берегу. Если петли фонаря расположены впереди, откройте его защелки заранее. Это поможет быстрее покинуть кабину, а также предотвратит его повреждение из-за компрессионной нагрузки и последующее затрудненное открывание. Закрылки должны быть убраны, а интерцепторы следует убирать непосредственно перед касанием. В выпущенном положении и те, и другие будут деформированы.
Вопреки интуитивному ощущению, шасси должно быть выпущено, так как оно быстро гасит скорость. В тестах было доказано, что с выпущенным шасси есть лишь незначительная тенденция к подныриванию.
Если посадка на воду выполнена правильно, планер может летать уже на следующий день. В Швеции посадки на воду происходят более или менее регулярно, поскольку во многих частях страны озера – единственная альтернатива деревьям.
Посадка на лес
Если посадки на лес избежать невозможно, ни в коем случае не подбирайте участки вырубок, усеянные пнями, это смертельно. Выберите большое дерево с раскидистой кроной. Сделайте нормальный круг, заходя на дерево против ветра, и постарайтесь выполнить парашютирование на верхнюю часть кроны. Это непросто, но если все получится так, как задумано, то далее главной проблемой будет спуститься с дерева на землю. Для этого могут пригодиться парашютные стропы.
Я принимал участие в нескольких эвакуациях после посадок на деревья, при этом пилоты остались невредимы. Если же Вы потеряете контроль и свалитесь в штопор, это будет уже совсем другая история.