Организационно – экономические механизмы снижения рисков на территории Республики Алтай.
Наряду с мерами по снижению рисков от возможных, внезапно возникающих чрезвычайных ситуаций, главенствующее место должны занимать превентивные мероприятия, которые организационно – экономическими методами призваны уменьшать уровень природных и техногенных угроз на территориях и объектах, в тех местах, где они осуществляются. Совокупность принимаемых мер называют организационно – экономическими механизмами снижения рисков. Организационная составляющая данных мероприятий обусловлена, в первую очередь тем, что их содержание во многом составляют разнообразные управленческие меры – планирование, подготовка и принятие решений, координация действий, взаимодействие декларирование состояния, контроль. В свою очередь экономическая составляющая заключается в том, что, во – первых, реализация принятия управленческих решений требует затрат, во – вторых, эти затраты необходимо минимизировать, в - третьих, для претворения намеченного в жизнь требуется создание определенных экономических условий, в – четвертых, остро встает вопрос экономической эффективности проводимых мер, их целесообразности и т.п.
Организационно – экономические механизмы снижения рисков многочисленны по свой сути и разнообразны. Главенствующую роль можно отнести к: рациональному размещению производственных сил и поселений; подготовка объектов экономики и жизнеобеспечения населения к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях; обновление основных производственных фондов; декларирование промышленной безопасности; лицензирование видов деятельности и, наконец, осуществление, в рамках действующего законодательства контроля и надзора.
По отношению к Республике Алтай реализация данных механизмов может выглядеть следующим образом:
Рациональное размещение производительных сил и поселений на территории республики с точки зрения природной и техногенной безопасности.
Рациональное размещение является эффективной совокупностью мер обеспечивающей предотвращение, в случае с Республикой Алтай чрезвычайных ситуаций и минимизации пожарных рисков, по моему мнению, следующим образом:
1. Решить вопрос на уровне Правительства и Государственного собрания Эл – Курултай Республики Алтай о слиянии республиканского центра г. Горно-Алтайск и населенных пунктов Майминского района (город расположен в центре района) с. Майма, с. Алферово, с. Кызыл – Озек.
Данная мера позволит: а) сократить временные показатели прибытия пожарной техники на пожары, возникающие в селах (расстояние от ПЧ города до с. Алферово – 3 км., с. Кызыл – Озек – 4 км., в настоящий момент на пожары в эти села выезжает ПЧ с. Майма расстояние соответственно 17 и 18 км. Дополнительно ПЧ с. Майма смогла перекрыть часть города, которую в настоящий момент по временным показателям не может прикрывать ПЧ города). Аналогичная ситуация наблюдается в Кош – Агачском, Усть – Канском, Усть – Коксинском и Чойском районах, где близ лежащие села относятся к разным сельским муниципальным образованиям.
б) позволит осуществлять строительство жилья горожанам на бывших землях сельхоз предприятий (в настоящий момент в городе ведется строительство на склонах гор и вблизи от лесных массивов. Первое в свою очередь затрудняет подъем пожарных автомобилей на возникающие пожары во время гололеда и после дождей), а второе создает угрозу переброса пожаров из лесных массивов на объекты жилого сектора.
Решение данного вопроса впоследствии позволит минимизировать затраты при создании подразделений различного вида пожарной охраны. Кроме того, существующие населенные пункты изменят свой статус (село – поселок городского типа и т.п.), что в свою очередь позволит оптимально размещать пожароопасные объекты.
2. Решить вопрос на уровне Правительства и Государственного собрания Эл – Курултай Республики Алтай о выделении денежных средств, в том числе и полученных от взысканных штрафов на создание и содержание различного вида пожарной охраны. Создание дополнительных пожарных подразделений, что, несомненно, позволит снизить уровень пожарных рисков на территории республики.
Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения республики к устойчивому функционированию.
В данном случае необходимо на территории республики провести ряд организационно – экономических мер, которые будут направлены на повышение устойчивости функционирования объектов, а именно:
1. Необходимо внести изменения в Закон Республики Алтай «О пожарной безопасности», где обязать органы местного самоуправления принимать целевые программы: «Пожарная безопасность образовательных учреждений», «Пожарная безопасность объектов здравоохранения», и т.д., что позволит усовершенствовать устойчивость данных объектов в случае возникновения ЧС связанных с пожарными рисками.
2. Решить вопрос по созданию запасов строительных материалов для поддержания функционирования объектов, в условиях прерванного материально – технического снабжения.
3. Разработать планы по возможной эвакуации имущества и людей из зданий наиболее подверженных пожарным рискам.
4. Решить на законодательном уровне республики, вопрос об обязательном создании на объектах с массовым пребыванием людей ДПД имеющих на своем вооружении средства пожаротушения (МП).
5. Предусмотреть для объектов социальной сферы меры по обновлению устройств противопожарной защиты.