Реагирование подразделений пожарной охраны Республики Алтай на возникающие чрезвычайные ситуации.
Для тушения пожаров и проведения, первоочередных аварийно – спасательных работ, связанных с ними, в республике функционируют 16
подразделений ГПС, 1 – МПЧ, 21 – ДПК, 28 - ДПД.
Для эффективного реагирования подразделений пожарной охраны, на возникающие чрезвычайные ситуации, необходимо соблюдение условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут. В настоящее время в республике не прикрыто в оперативном отношении 158 населенных пунктов из 242, что составляет 65,2 %.
Распределение населенных пунктов по административно – территориальным образованиям, не подпадающим под время прибытия первых подразделений пожарной охраны, выглядит следующим образом:
- Майминский район всего 25 не подпадает 10 – 40%;
- Чойский район всего 23 не подпадает 14 – 60,8%;
- Турочакский район всего 32 не подпадает 23 – 71,8%;
- Чемальский район всего 18 не подпадает 12 – 66,6%;
- Шебалинский район всего 24 не подпадает 17 – 70,8%;
- Онгудайский район всего 26 не подпадает 20 – 76,9%;
- Усть – Канский район всего 24 не подпадает 18 – 75%;
- Усть – Коксинский район всего 41 не подпадает 29 – 70%;
- Улаганский район всего 13 не подпадает 5 – 38%;
- Кш – Агачский район всего 15 не подпадает 9 – 60%;
Зоной прикрытия Государственной противопожарной службы устанавливается из расчёта: количества населённых пунктов, размер территории и радиус обслуживания пожарного депо. Согласно требований СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений», приложение 1 (обязательное) «Противопожарные требования» п.6* радиус обслуживания пожарного депо не должен превышать 3 км. Число пожарных депо в поселении, площадь их застройки, а также число пожарных автомобилей принимаются по нормам проектирования объектов пожарной охраны (НПБ 101-95), утвержденных приказом ГУГПС МВД России от 30.12.1994 г. № 36. Согласно Технического регламента, раздела 2 «Требования пожарной безопасности при проектировании городских и сельских поселений», статья 76, п. 3. дислокация подразделений пожарной охраны на территории городских и сельских поселений субъекта Российской Федерации определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара (проведения аварийно-спасательных работ) или устанавливается исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях не превышает 10 мин., а в сельских поселениях – 20 мин. Принимая во внимание среднюю скорость движения пожарного автомобиля 50 км/ч, то из расчёта условий и времени движения в городских условия зона прикрытия города составляет радиус 3 км., а в сельских поселениях составляет 15 км.
Не прикрытые населённые пункты имеют большую удаленность от центров Муниципальных образований, слабо развитой инфраструктурой дорог, сложным горным рельефом местности (перевалы), преимущественным видом строений (деревянным, в том числе жилья) с V степенью огнестойкости, плотно размещаемым наличием туристических баз на территории республики. Кроме того, в связи с горным рельефом действие радиостанций ограничивается только районным центром.
Анализ временных показателей оперативного реагирования пожарно-спасательных подразделений на возникающие пожары в последнее время, в целом по республике выявил тенденцию к увеличению. Усугубляет обстановку изношенность парка пожарной техники, отсутствие и прекращение работы добровольных пожарных формирований в населённых пунктах сельской местности, малочисленность прибывающих на место пожара боевых расчётов.
Вывод: На основании проведенного анализа состояния пожарной безопасности на территории Республики Алтай можно сделать вывод, что вероятность населения республики столкнуться с пожарными рисками довольно велика. Обеспечение безопасности в республике, в настоящее время свидетельствует о наличии недостатков, не позволяющих повысить ее эффективность. Существующие системы стимулирования безопасности неэффективны и требуют совершенствования, система экспертных оценок рисков не развита.
Сложившаяся ситуация обусловлена в первую очередь тем, что гарантированное в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданам, обеспечение безопасности личности, в частности в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – безопасность), выполняется на территории республики не в полном объеме.
Необходимо осуществление практических мероприятий поповышению уровня защищенности населения, территорий и объектов от рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе пожаров. Кроме того, нужно разработать и активно использовать недостающие нормативные документы, содержащие требования по обеспечению безопасности в этих сферах, запустить систему декларирования безопасности и паспортизации территорий республики, муниципальных образований, предприятий и организаций.