Автомобильных дорог в горной местности
151. Работники, привлекаемые к очистке обвалоопасных склонов и откосов, должны быть обеспечены приспособлениями для безопасного ведения работ и скалолазным снаряжением.
152. До начала проведения работ, а также в процессе разработки горных склонов должно быть организовано постоянное наблюдение за устойчивостью скальных обломков, склона и лавино-селеопасных участков.
153. Перед строительством противообвальных сооружений с верхней части горных склонов и откосов должны быть удалены камни и неустойчивые глыбы скальных грунтов.
В случае обнаружения неустойчивости склонов и отдельных скальных обломков работники и дорожная техника должны быть немедленно удалены за пределы опасной зоны.
Устройство временных отвалов в активной части оползневой зоны запрещается.
154. Для предотвращения обрушения грунта с откоса и обеспечения устойчивости насыпи на горном склоне нарезка уступов должна производиться с верхнего уступа с перемещением грунта вниз по склону.
Для организации безопасного производства работ на особо опасных участках горной местности необходимо привлекать мастеров-инструкторов по альпинизму.
155. Выемки и насыпи на пологих горных склонах следует разрабатывать бульдозерами с поворотным отвалом проходами под углом до 45° к оси дороги.
156. При обледенении, подтоплении водой, а также при наличии мокрой глины ходовая часть бульдозера должна быть оборудована специальными траками противоскольжения.
157. Применение бульдозеров для окучивания сухого грунта и отвала негабаритов на склонах крутизной более 1 : 3 запрещается.
Требования охраны труда при проведении работ
В притрассовых карьерах
158. Горные выработки карьеров, провалы и воронки должны быть обозначены предупредительными знаками безопасности, освещаемыми в темное время суток.
159. Для передвижения работников в карьере должны быть устроены дорожки, а для перехода через железнодорожные пути и автомобильные дороги - специальные переходы, обозначенные указателями и освещаемые в темное время суток.
160. При ручной разборке и погрузке горной массы работники должны работать в СИЗ рук, глаз и в защитных касках.
161. Запрещается работать на уступах при наличии нависающих "козырьков", глыб и отдельных крупных валунов, а также "навесов" из снега и льда.
162. Разработка уступов вручную должна вестись сверху вниз с сохранением угла естественного откоса.
Работники, производящие бурение и другие операции на откосах с углом заложения более 45°, должны пользоваться страховочными привязями со страховочными канатами, закрепленными на надежной опоре.
163. Проезжие дороги должны располагаться за пределами скатывания кусков породы с отвала.
Транспортные средства надлежит разгружать в местах, расположенных за возможной призмой обрушения (сползания) породы.
Рабочая часть отвалов в местах разгрузки транспортных средств в темное время суток должна быть освещена.
164. Движение автомобилей на дорогах карьера должно регулироваться стандартными дорожными знаками.
Скорость и порядок движения автомобилей, автомобильных и тракторных поездов на дорогах карьера устанавливаются работодателем с учетом местных условий, качества дорог и видов транспортных средств.
165. Кабины автомобилей-самосвалов должны иметь специальные защитные козырьки, обеспечивающие безопасность водителей при погрузке в карьере.
При отсутствии защитного козырька водитель во время погрузки должен покинуть кабину и находиться за пределами радиуса действия ковша экскаватора.
166. При работе автомобиля-самосвала в карьере запрещается:
1) движение автомобиля-самосвала с поднятым кузовом, а также задним ходом к месту погрузки на расстояние более 30 м (за исключением случаев прокладки траншей);
2) переезд автомобиля-самосвала через кабели, проложенные по грунту без специальных защитных укрытий;
3) перевозка посторонних людей в кабине автомобиля-самосвала;
4) остановка и стоянка автомобиля-самосвала на уклонах и подъемах;
5) запуск двигателя автомобиля-самосвала движением автомобиля под уклон.
При передвижении автомобиля-самосвала задним ходом водитель должен подавать непрерывный звуковой сигнал; у автомобилей грузоподъемностью 10 т и более звуковой сигнал должен включаться автоматически.
167. При размещении отвалов на косогорах должны предусматриваться специальные меры, препятствующие сползанию отвалов.
168. При перерывах в работе горные, транспортные и дорожные машины должны быть отведены от забоя в безопасное место, рабочие органы машин опущены на землю, кабины заперты, с питающих кабелей снято напряжение.
Запрещается отдыхать непосредственно в забоях и у откосов уступа, а также вблизи действующих машин и оборудования.
V. Требования охраны труда при выполнении дорожных работ,
связанных с ремонтом и содержанием автомобильных дорог
Общие требования
169. До начала выполнения дорожных работ, связанных с ремонтом и содержанием автомобильных дорог, работодателем должны быть составлены и утверждены схемы ограждения мест выполнения работ и расстановки дорожных знаков (далее - схемы).
170. Схемы составляются в случае выполнения дорожных работ, связанных с ремонтом и содержанием автомобильных дорог:
1) на одной половине ширины проезжей части с организацией движения по второй;
2) по всей ширине проезжей части с организацией транспортного движения в объезд по существующей или вновь построенной объездной дороге;
3) в условиях застройки и в населенных пунктах при наличии инженерных коммуникаций (газ, водопровод, канализация, кабели). В этом случае схемы необходимо согласовывать с организациями, эксплуатирующими эти коммуникации.
Отклонение от утвержденных схем запрещается.
171. Неотложные аварийные и аварийно-восстановительные работы по устранению повреждений дорог и дорожных сооружений, напрямую влияющих на безопасность дорожного движения, выполняются с обязательным извещением соответствующих органов, осуществляющих государственный надзор в области безопасности дорожного движения, о месте и времени проведения таких работ.
172. Перед началом выполнения дорожных работ, связанных с ремонтом и содержанием автомобильных дорог, работники должны быть ознакомлены с применяемой условной сигнализацией, подаваемой жестами и флажками, порядком движения, маневрирования дорожной техники, местами разворота, въездами, местами складирования материалов и хранения инвентаря.
173. Используемые при производстве дорожных работ, связанных с ремонтом и содержанием автомобильных дорог, временные ограждения, дорожные знаки и другие технические средства устанавливаются и содержатся организацией, выполняющей работы.
174. Особо опасные места (траншеи, котлованы, ямы) на участке проведения дорожных работ, связанных с ремонтом и содержанием автомобильных дорог, должны быть ограждены щитами (заборами) с установкой сигнальных фонарей, включаемых (зажигаемых) в темное время суток и в условиях ограниченной видимости.
175. Маршруты внутрипостроечных транспортных средств должны быть обозначены дорожными знаками.
176. При проведении дорожных работ, связанных с ремонтом и содержанием автомобильных дорог, в темное время суток места проведения работ должны быть освещены.
Требования охраны труда при организации проведения работ