Методика ред-ия таблиц и иллюстр-ий.

Таблицы--это группировка словесного и цифрового материала,отгранич-го гориз-ми и вертик-ми линейками.Таблицы наход-ся в тесной связи с текстом рук-си,вып-ют дополн-ую коммуникативную ф-ю.В некоторых случаях они просто незаменимы,т.к в сжатой ф-ме,компактно,наглядно дают чит-лю такую инф-ию,которую в тексте передать сложно,а воспринять ее еще труднее.Каждая таблица сост из нескольких стр-ых частей,которые имеют названия.

Нумерационный заголовок--это порядковый номер таблицы,который явл-ся графич-м знаком связи с текстом.Тематич-ий заголовок—назв-е таблицы.Оно раскрывает ее сод-ие.Головка—верхняя заголовочная ч-ть таблицы.Она сод-т заголовочные данные,относящиесяк нижней части.Головка дает заглавие каждой графе и может делиться гориз-ми линейками на неск-о ярусов.Нижняя часть таблицы(ее колонки)подраздел-ся на боковик,распол-й слева,и прографку,наход-ся справа от боковика.Самую правую колонку принято называть хвостовиком.Боковик,прографка,хвостовик могут сод-ть текстовую или цифровую инф-ию.Таблица может иметь также итоговую часть--итоговую линейку и прографку под ней.Таблицы могут подразделяться на неск-ко групп в зав-ти от того, какой принцип лежит в основе классификации.Мы рассмотрим только изд-полигр классификацию.Согл ей,разл след-ие виды таблиц в зав-ти от того,как они расп-ны на полосе.Оборотная таблица--уже формата набора и небольшая по высоте.Чтобы заполнить формат полосы набора по ширине, необх занять эту площадь укороченными строками текста--оборкой.Форматная таблица—равна по ширине ф-ту полосы или немного уже.Полосная таблица--занимает всю полосу набора.Распашная таблица--такая,которая треб-т для размещения 2хсмежных полос,т.е. разворота. Могут быть таблицы,кот по своим размерам больше ф-та набора.В таком сл-е их набирают любым форматом и помещают в кн в виде вклеек.В чем заключается специфика редактирования таблиц?Прежде всего ред-р должен уяснить,в каких видах лит-ры рекоменд-ся исп-ть табличный материал.Счит-ся,что без таблиц можно обойтись в научн-попул,уч,массовой лит-ре.А вот научн,произв-технич,справочная книга,всегда нуждается в таблицах.Но бывает,что ред-р,изучив текст и вним-но проанализировав его,приходит к выводу,что книга без лишних усложненийможет обойтись без каких-то таблиц. Затем ред-р должен заняться проверкой сод-я таблиц.Речь идет не столько об установлении фактич-й достоверности цифровых данных,ск-ко о внутр-й проверке сод-я,т.е.соотв-ют ли суммы чисел прографки данным итоговой части;наск-ко точно опр-ны осн-ые пон-я головки;нет ли повт-я ед-ц измер-я в колонках и если так,то вынести их в темат-ое назв-е или в головку.Если табл очень сложная и затрудняет понимание, о бывает целесообразно разгрузить ее или сост-ть неск др-х таблиц, стараясь добиться унификации в подаче мат-ла и его эл-ов.Кажд ред-р, работая с таблицами,опир-ся не только на указанные треб-я,но и на собств-й опыт.Иллюстрации--существенный эл-т многих изд-й.Они, в отличие от таблиц,примен-ся почти во всех видах лит-ры.Различают два типа иллюстраций.Одни из них прим-ся в -й лит-е и наз-ся художественно-образными (или художественными),другие помещаются в научн,произв-технич,научн-попул,масс,уч книге,в рекл-ых изд-х и которые принято именовать научн-познав.Худ-ое произв-е может обойтись без иллюстр-ий.Они не обязательны.И все же граф-й материал в худ-м произв-ии глубже раскрывает идейное сод-е,усиливает эстет-ое возд-е на чит-ля.Поэтому изд-ва,как пр,заказывают художникам вып-е иллюстр.Задача ред-ра сост в том,чтобы проверить, наск-ко прав-но,адекватно вып-ют иллюстр-и свои идейно-эстетические ф-ии в произв-и.Конечно, такой проверкой редактор занимается не один,а вместе с автором и худ-ым ред-м.Совсем др-е отн-е ред-ра к научн-познав иллюстр-м.Этот граф-й материал явл-ся неотъемлемой обяз-ой частью труда автора.Его предст-ет сам автор или он указ-ет источники,откуда нужно позаимствовать фото,рис-к,чертеж,схему,карту.Поэт,готовя к произв-ву рук-сь,ред-р одновр-но вместе с ней раб-ет над граф-м материалом как сост-ой частью произв-я.Рассм-м осн-е виды научн-познав илл-ий.Фотография—один из видов предметного научн-познав изобр-я.Ценность ее зв наиб-ей достоверности,точности,документ-ти.С пом-ю фотограф-ия можно получить широкий круг предм-в и явл-й,необх-ых для научного исслед-ия.Фотографирование--наиб быстрый и самый дешевый сп-б воспр-ия иллюстрац-го материала.В историч-их,библиограф-их изд-ях сохранившиеся фото просто незаменимы.

Рисунокполучил шир прим-ие бл-ря возм-ям сделать изобр-е типичным,наглядным,выраз-ым.С пом-ю рис-ка можно упростить или детализировать изобр-ие в зав-ти от того,какую мысль высказ-т ав-р в тексте.К рис-у прибегают и в том случае,когда прих-ся изобр-ть соб-я,имевшие место в дал пр-ом.Чертежстроится по особ правилам.Он дает чит-лю предст-ие о конструкции пр-та,его пространственной ф-ме.В чертежах недопустима лишняя инф-я.Она отвлекает внимание чит-ля от гл-го.Ред-р должен оставить в чертежах лишь ту инф-ю,которая непосредственно касается излож-го в тексте.Схема--это общее изобр-е конструкции пр-та, протекание пр-са в общих чертах,передача связи между предм-ми или явл-ми в общем виде.На схеме,как и на чертеже,не должно быть избыточной инф-и,затрудняющей чит-лю ее восприятие.

Картографические иллюстрацииприм-ся в спец-ых научн и уч изданиях.Они предст собой изобр-ие географ-ого региона.При редактировании научн-познав иллюстр-й обращ-ся особое вн-е на подписи к ним.Наим-ие всех граф-их сюжетов должно быть общим (рис. или фиг.).Сохранение порядкового номера иллюстр-й - обязательное усл-е.Иначе невозм-о делать на них ссылки в тексте.Назва-е типа изобр-я приводится в краткой форме. Нумерация деталей граф-го материала в изобр-ии и в подписи должна совпадать.Если иллюстр позаимствована из какого-то изд-я,должна быть на это ссылка.Больш кол-во иллюстр-й не всегда рац-но.Они могут усложнять и запутывать усвоение инф-и, делать нев-ым верстку.Поэт в некот-х изда-х принято решение об ограничении кол-ва граф-го мат-ла на 1учетно-изд-ий лист до 5-6 единиц.Мет-ка работы ред-ра над табл-ми и иллюстр-ми напр-на на совершенств-е подготовки изд-го оригинала к набору

23.Литературное ред-ие.Осн задача лит ред-я--улучшить язык,стиль и комп-ию произв-я.Ред-р обязан сделать текст не только лекс-ки и грам-ки прав-ым,но и доходчивым,легко воспринимаемым.Он должен помочь автору выбрать из средств языка именно те,которые наиб точно,понятно передают мысль.В некот случаях ред-ру прих-ся средства языка,использ-ые автором,заменять др-ми,лучшими,полит-ки заостряющими мысль, сильнее воздействующими на чит-ля.Если тема плохо разработана авт-м,ред-р помогает посл-му исправить аргументацию,ход рассуждений, комп-ию.

Изм-е оттенка мысли связано с изм-ем оттенка строя предл-ия, его лексики. Замена одного слова др-м, одной конструкции др-й, в свою очередь, связаны с изм-м либо оттенка мысли, либо стилист-ой окраски текста, либо даже его зн-я.Без глубокого знакомства с задачами этой обл-ти печати, в кот раб-т ред-р, без знания типичных ошибок, не преодоленных в ней, он не сможет прав-но отред-ть текст.При ред-ии рук-си необх-мо взвешивать каждое слово. Если это необх-мо в зави-ти от назначения текста, ред-р может не ограничиться заменой одних слов др-ми, а предл-ть автору дополнить текст, углубить отд-ые его положения. В некот-х сл-ях он делает это сам.

Наши рекомендации