Колюще-рубящая шпага и колющая шпага
Школа сценического боя полностью соответствует подлинному бою на шпаге XVI и первой половины XVII столетия. Поэтому при изучении данного исторического раздела вновь заниматься этим видом фехтования не надо, но бой на колющей шпаге требует объяснения и тренировки. На первый взгляд кажется, что эта манера малоэффектна на сцене. Однако это не так. Отличие от боя на колюще-режущем оружии не только в том, что в этом виде борьбы нет ударов, но и в самом пластическом стиле.
Бой на колющей шпаге чрезвычайно изящен, быстр и многообразен по количеству приемов. В этом заключается основная трудность при его освоении. Для того чтобы манера боя на этом оружии напоминала подлинное искусство фехтования, бой должен состоять из длинных завязок, подготовок атак, длинных комбинаций, где оружие партнеров как бы плетет кружево из приемов. Этот бой изобилует повторными и вздвоенными атаками и различными действиями на оружие.
Играть подобный бой надо в элегантной манере, свойственной времени, когда применялось это легкое оружие. Обучение этому стилю следует вести в парном построении и на коротких комбинациях, которые постепенно соединяются в композиции, логически вытекающие одна из другой.
Сабля и шашка
Манера боя на рубящем кривом оружии осваивается в самом конце курса сценического фехтования. Занятия следует проводить в парном построении. Желательно иметь на вооружении эспадроны. Надо обратить внимание студентов на манеру держать рубящее оружие. Саблю, шашку и ятаган держали зажатыми в кулаке, так же как меч. Эспадрон так держать нельзя. Переход на сценическое оружие, являющееся подобием настоящей сабли, требует времени для
того, чтобы привыкнуть к новой манере держать оружие и к его весу, а разница эта весьма ощутимая.
Сабля и шашка значительно тяжелее спортивного оружия, они не имеют развеса, что типично для спортивного оружия, и поэтому требуют специальных физических приспособлений, позволяющих достаточно ловко и безопасно играть бой. Отличительной чертой при подготовке к сценическому фехтованию на этом виде оружия является необходимость тщательной отработки умения останавливать оружие при ударах, не доводя их до тела противника.
Удары надо только обозначать. Надо учить технике скользящих по плоскости защит-ударов. Очень важно ставить руку при защитах в несколько наклонное положение, что позволит улучшить технику скольжения клинков. Следует отметить, что этот вид боя характеризуется весьма короткими по времени схватками.
Подскок и удар, защита и отход, перемещение, удар, защита и ответ, отскок и т. п. Очень много перемещений, уклонений, отходов. Типичны захваты рук противника одним или сразу двумя противниками, переход в рукопашную схватку.
Обучение бытовым действиям
Действия, объединенные под названием «бытовые», надо разделить на две группы. К первой относятся способы ношения оружия, действия с плащом, приветствия, поклоны. Подобные приемы помогают актеру при создании пластического рисунка. Ко второй группе, более близкой к искусству фехтования, относятся такие приемы, как обезоруживания, «ранения и убийства». Упражнения первой группы являются действиями, позволяющими отразить в физическом поведении персонажа стиль, эпоху и национальный колорит пьесы.
Эти приемы присущи любому историческому спектаклю даже тогда, когда в нем отсутствует батальная сцена. Упражнения второй группы связаны с обобщенной техникой многих видов оружия. Эта техника помогает достаточно убедительно и безопасно сыграть такое сложное психологическое событие, как ранение или гибель человека.
Эти приемы в фехтовальных действиях почти всегда важны, они — кульминация фехтовальных сцен и требуют тщательной подготовки, а значит, и соответствующего репетиционного процесса.
Обучение действиям первой группы следует проводить параллельно с приемами школы сценического боя. Манера носить оружие, способы приветствий и обнажения шпаги или другого оружия подчеркнут колорит эпохи при обучении школе сценического боя.
Эта часть бытовых действий, иногда называемая ритуальной, осваивается в первом семестре. Для освоения действий с плащом или со шляпой требуется применение реальных предметов. Обучение поклонам и приветствиям может быть и без деталей костюма. В зачетном уроке по сценическому фехтованию за первое полугодие студент должен сыграть небольшой этюд, используя стилевые упражнения.
Вторая группа приемов изучается параллельно с курсом исторического фехтования во втором семестре. Сюда входят: обезоруживания с помощью левой руки и ранения. Параллельно есть смысл повторить технику падений, освоенную на втором году обучения в предмете «Основы сценического движения». Она пригодится и для боя на шпаге с кинжалом или дагой.
Изучая приемы нанесения уколов колющей шпагой, надо знать способы обезоруживания посредством одной шпаги. Приемы обезоруживания в бое на кинжалах изучаются в процессе создания сценической композиции. Предварительная подготовка этих приемов должна быть в уроках сценического движения, на занятиях же по сценическому фехтованию следует только уточнить технику и отрабатывать ее исполнение.
Методика изучения этих приемов следующая: сначала прием выполняется полностью и объясняется его тактическое назначение, а именно — возможности применения в той или иной боевой ситуации. Затем отрабатываются детали техники защиты, захваты и броски. Потом выполняется бросок с фиксацией момента начала страховки и финал при приземлении тела. Последовательность в выполнении этих действий дает возможность студентам быстро овладеть схемой приемов.
Переход к исполнению без остановок должен быть обязательно на матах. Далее темпы приемов следует постепенно ускорять, доводя их до боевой скорости. Затем, убрав маты, добиваться от обучающихся безопасного исполнения. Обезоруживание на мечах, на двуручных мечах и на древковом оружии изучается параллельно с изучением техники приемов боя на перечисленных видах оружия. Это почти
не отнимает учебного времени, так как принцип многих из этих приемов был освоен ранее.
Приемы «ранения» и «падения» следует включать в этюдную работу студентов как средство подготовки общей сценической пластичности. Во время тренинга следует менять партнеров. Предлагаемый в середине занятия этюд переключает внимание учеников с боевых действий на противоположные им, бытовые.
Этюд, составленный из бытовых действий, нужно играть в полном соответствии с требованиями драматического искусства. Постепенно, с накоплением достаточно оттренированного боевого материала, используя ранее разученные фехтовальные фразы, можно составлять этюды, включая в них новые приемы, наряду с освоенной ранее техникой.