Ответные атаки после шестой защиты

После шестой защиты отвечают: уколом вниз; ударом по левому боку; круговым ударом по правому боку.

Упражнение № 82. Ответная атака уколом вниз

Техника исполнения. Из положения защиты, оставляя кисть повер­нутой ладонью вверх, опустить острие шпаги и, направляя его в бедро, колено или стопу, вытянуть руку и, если нужно, сделать выпад.

Методические указания. Эта ответная атака безопасна и доста­точно выразительна. Ее можно применять, стоя на выпаде после взя­той защиты, если эта защита была применена после нападения по левому боку партнера. После отбива первой или четвертой защитой партнер, как правило, наносит ответный удар по голове.

Упражнение № 83. Ответная атака по левому боку

Техника исполнения. Используя отброс клинков, чуть опустив руку, замахнуться для простого удара по левому боку. Кисть оттяги­вает для этого клинок назад к правому плечу. Затем движением руки вперед нанести удар по левому боку.

Методические указания. Это редко применяемый ответ. Он мал по размаху, плохо виден зрителю, но может быть удобен для продолжения фразы. Этот ответ, как правило, наносят, оставаясь на выпаде в положе­нии шестой защиты. Исполняется он движением одной руки.

Упражнение № 84. Ответная атака круговым ударом по пра­вому боку

Техника исполнения. После отбива, используя толчок, движением кистевого сустава, сохраняя предплечье на высоте защиты, острием шпаги описать горизонтальный круг над головой, а затем, продол­жая движение вперед, повернуть кисть так, чтобы лезвие оказалось направленным вправо. Разгибая локоть, с выпадом или без него, на­нести удар по правому боку.

Методические указания. Это опасный для окружающих удар. Од­нако его можно сделать безопасным, если ответить в технике удара кругом по правому боку. В этом случае круг почти вертикален и пото­му безопасен.

Ответная атака после первой итальянской (демисеркль)

В сценическом фехтовании применяется только одна ответная ата­ка — уколом прямо. Для выполнения следует после отбива оружия

вверх слегка подтянуть локоть к себе, направить предплечье и кисть в грудь противника с расчетом, чтобы оно было не выше нижней части его груди и, выпрямляя руку, сделать выпад.

Методические указания. Этот ответ можно дать только опытно­му в фехтовании актеру. Он опасен.

Защиты от ответных атак

Выбор той или иной защиты, ее характеристика при обороне за­висят от двух причин: первая — в каком положении находится ору­жие противника (важно увидеть, какую защиту он взял против ата­ки), и вторая — в какое положение надо поставить свое оружие, так как от этого будут зависеть дальнейшие действия.

Кроме этих причин, обусловливающих выбор защиты от ответ­ной атаки, есть еще ряд: рост партнера, скорость исполнения при­емов, общий ритм боя, дистанция между дерущимися и, наконец, главное — решает ли это действие исход боя или это только прохо­дящий момент.

Важно понять, что постановщик фехтовальной комбинации на сцене должен, в первую очередь, решать логику поведения персо­нажей. А на сцене это всегда обусловлено логикой идущей сцены, взаимоотношениями между персонажами, а именно драматургией. Если это начало финала, то он должен быть выполнен специальными приемами, а если это только одна из фаз боя, желательно, чтобы это продолжение было наиболее удобным и выразительным.

Следующие условия определяют выбор защиты с точки зрения фехтовальной логики и техники. Если противник отбил укол или удар защитами вправо, второй или третьей, и в своем ответе атаку­ет голову, следует брать пятую защиту, а если отбил влево, первой или четвертой, надо брать шестую. Если был атакован правый бок противника, а ответная атака направлена в голову, надо взять пятую защиту, если же атакован левый бок и ответ идет в голову — надо взять шестую. Защита должна быть наиболее точной, короткой и бе­зопасной для обоих фехтующих.

Если противник был атакован ударом по правому боку, то в за­висимости от положения удара надо брать третью или вторую. Оп­ределяющим будет высота той плоскости, по которой направлен

удар. И понятно, что если по щеке, шее и верхней части плеча, то защищаться надо третьей, а если ниже, то второй. Надо практически выполнить серию разнообразных вариантов, для того чтобы понять смысл вышесказанного, а затем приступить к правильно поставлен­ному обучению и тренировке.

После первой защиты

При ответе прямым уколом — первая защита или круговая вто­рая.

При уколе кругом — третья защита.

При ответе ударом по правой щеке — третья защита.

При ответе круговым ударом по голове — шестая защита.

После второй защиты

При ответе уколом вниз — вторая защита.

При ответе по правой щеке — третья защита.

При ответе ударом по голове кругом — пятая защита.

После третьей защиты

При ответе уколом прямо — третья защита или круговая чет­вертая.

При ответе уколом вниз — вторая защита.

При ответе ударом по правому боку — вторая или третья защита.

При ответе ударом по голове — пятая защита.

После четвертой защиты

При ответе уколом прямо — четвертая защита.

При ответе уколом вниз — первая или четвертая защита.

При ответе ударом по голове — шестая защита.

После пятой защиты

При ответе уколом вниз — первая или вторая защита. При ответе ударом по правому боку — вторая защита. При ответе ударом по левому боку кругом — первая или четвер­тая защита.

После шестой защиты

При ответе уколом вниз — первая или вторая защита. При ответе ударом по левому боку — четвертая защита. При ответе ударом по правому боку кругом — вторая защита. Изучение этих защит происходит совместно с упражнениями в ответных атаках.

Наши рекомендации