Понятие «педагогическая технология обучения».
Понятие
«Педагогическая технология обучения». Обзор педагогических технологий обучения.
Понятие «педагогическая технология обучения».
Обзор педагогических технологий обучения
В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель приносят в педагогический процесс что-то своё индивидуальное. Однако по многочисленным сходствам и общим признакам можно выделить следующие технологии:
* по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);
* по философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные;
* по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интериоризаторские, развивающие;
* по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов умственных действий); эвристические (развитие творческих способностей); прикладные (формирование действенно-практической сферы);
* по характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии по активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала и др.
Педагогические технологии также классифицируются по доминированию целей и решаемых задач; по применяемой форме организации обучения; по доминирующим методам, которым отдаётся предпочтение, и другим основаниям.
Однако при большом разнообразии педагогических технологий в современной дидактике сложился общий план их анализа. В каждой технологии автор должен видеть:
· уровень её применения;
· философскую основу;
· ведущую концепцию усвоения знаний;
· отличительный характер содержания образования;
· организационные формы обучения;
· преобладающий метод обучения;
· категорию обучаемых.
Более подробно остановимся на некоторых технологиях обучения.
Традиционная (репродуктивная) технология обучения
Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне.
Это древний вид технологии, являющийся распространённым и в настоящее время (особенно в средней школе). Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. В основе этой технологии лежит образовательная парадигма, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объём знаний и передать его ученику. Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии, - объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся – слушание и запоминание; главное требование и основной критерий эффективности – безошибочное воспроизведение изученного.
Её преимущества: она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом, в неё органически вписываются новые способы изложения знаний.
Её недостатки: располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся.
Технология полного усвоения
Авторами технологии полного усвоения являются американские учёные Дж. Кэрролл и Б.Блум. Подробное описание этой технологии в отечественной литературе дано М.В.Клариным. Технология полного усвоения отличается от традиционной технологии (классно-урочной системы) по конечному результату. При классно-урочной системе, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, на выходе получаются неоднозначные результаты. Одни ученики лучше усваивают материал, другие – хуже, а некоторые вообще часть информации не усваивают, т.е. уровень овладения знаниями у учеников разный.
Технология полного усвоения задаёт единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.
Определяющим в этой технологии являются планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Это есть эталон полного усвоения (критерий). Эталон задаётся в унифицированном виде с помощью таксономии целей, т.е. иерархически взаимосвязанной системы педагогических целей, разработанных для мыслительной, чувственной и психомоторной сфер.
Учитель должен довести до учащихся планируемые показатели полного усвоения учебного содержания. Он определяет цели предстоящей деятельности, конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы достичь эталона. К целям относятся:
· знание (ученик запомнил, воспроизвёл, узнал);
· понимание (ученик объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал);
· применение (ученик применил изученный материал в конкретных условиях и в новой ситуации);
· обобщение и систематизация (ученик выделил части из целого, образовал новое целое);
· оценка (ученик определил ценность и значение объекта изучения).
Деятельность учителя в рамках данной технологии предполагает следующее:
· ознакомление с учебными целями;
· разъяснение общего плана обучения;
· изложение нового материала (осуществляется традиционно);
· организация текущей проверки;
· оценивание текущих результатов;
· коррекционную работу с учащимися, не достигшими полного усвоения;
· организацию малых подгрупп взаимопомощи;
· повторное тестирование тех учащихся, которым была оказана помощь.
Аналогично проводится работа по всем единицам усвоения, завершающаяся итоговым тестом и оценкой усвоения материала в целом каждым учеником.
Понятие
«Педагогическая технология обучения». Обзор педагогических технологий обучения.
Понятие «педагогическая технология обучения».