Технология взаимодействия субъектов педагогического процесса
Цель занятия:формированиеумения организации продуктивного педагогического взаимодействия.
Содержание занятия:
1. Повторение теоретических основ:
· педагогическое воздействие и педагогическое взаимодействие;
· специфика педагогического общения; коммуникативная задача;
· особенности межличностных отношений в педагогическом процессе;
· технология индивидуального педагогического воздействия в конкретной ситуации;
· технология создания ситуации успеха и предъявления педагогического требования.
2. Тренинг создания ситуации успеха и предъявления педагогического требования.
1) Создание ситуации успеха:
а) найти в словарях и выписать в тетрадь толкование понятий: «успех», «неуспех», «неудовлетворенность», «достоинство», «ситуация успеха»;
б) вспомните реальные ситуации успеха и неуспеха в учебной
деятельности, в жизни;
в) предложите для вашего однокурсника ситуацию успеха и неуспеха;
г) назовите условия, способствующие созданию ситуации успеха;
д) назовите приемы, помогающие созданию атмосферы доброжелательности.
Игровые ситуации:
· мотивируйте однокурсника на плодотворную работу;
· воспользуйтесь скрытой инструкцией при выполнении подростком работы по благоустройству школьной территории;
· примените метод авансирования по отношению к неуспевающему школьнику;
· расскажите сказку воспитанникам для соблюдения тишины во время тихого часа;
· оцените рассказ подростка о летних впечатлениях;
· составьте 4-5 фраз (предложений), свидетельствующих о Вашем
хорошем расположении к собеседнику (ребенку, взрослому – коллеге, родителю, педагогу).
Упражнения:
· Вы увидели плачущего ребенка - Какова стратегия Вашего поведения?
· Вы присутствуете на контрольной работе, учителя неожиданно вызвали с урока – Какова стратегия Вашего общения с учащимися?
· Ребенок опаздывает на урок – Какова Ваша реакция?
· Завуч входит в класс во время урока и садится на последнюю парту рядом с Вами – Какова Ваша реакция?
· Во время Вашего разговора с «трудным» подростком к Вам в кабинет заходит завуч – Каковы Ваши действия?
2) Предъявление требования
а) найти в словаре и выписать в тетрадь толкование понятий: «социальная норма», «требование», «социальные связи»;
б) в чем, по-Вашему мнению, состоит специфика педагогического требования?
в) выявить соотношения между предъявлением требований и
требовательностью как качеством личности?
г) указать виды требований, заполнив таблицу: | |
Вид требования | Пример |
д) составить схему предъявления требований;
е) перечислить и обосновать правила предъявления требований;
ж) назвать педагогически допустимые формы предъявления требования.
Упражнения:
· Подумайте, почему одних взрослых дети слушаются, других – нет?
· Попробуйте рассмотреть правила предъявления требования с точки зрения демонстрации уважения к ребенку:
Ø доводить требование до логического конца – значит, …
Ø сопровождать требование инструкцией – значит, …
Ø предлагать положительную программу действий – значит, …
Ø предъявлять лишь доступные требования – значит, …
Ø при необходимости переакцентировать внимание на детали – значит, ….
· Разбившись на микрогруппы (4-5 человек), распределить роли (педагог, послушный ребенок, нарушитель спокойствия, робкий и т.д.) и проиграть одну из предложенных ситуаций:
Ø сесть всем в полукруг и внимательно выслушать условия игры;
Ø приветствовать вошедшего в класс незнакомого человека;
Ø рассказывать сказку по цепочке, поочередно произнося одну фразу;
Ø организовать утренний подъем и зарядку в лагере;
Ø отправиться в столовую после проведения веселых стартов;
Ø помирить двух подруг, не поделивших игрушку;
Ø обеспечить посещение подростками мероприятия о вреде наркотиков и т.д.
· Обсудить выполненное упражнение.
Результаты лабораторно-практического занятия:в письменном виде оформленная рефлексия «Теперь я не боюсь, что меня не будут слушаться дети, потому что…» («Теперь я еще больше боюсь, что меня не будут слушаться дети, потому что…»).
Список литературы
Основной
· Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др.- М., 1997.- Гл.21.
Дополнительной
1. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина.-М., 2001.- Гл.5.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха, как ее создать / А.С. Белкин. М., 1991.
3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович.- М., 1998.
4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик.- М., 1987.
5. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С. Кашлев.- Минск, 2002. – Гл.6.
6. Лихачев Б.Т. Педагогика/ Б.Т. Лихачев.-М., 2001.- Лек. 12.
7. Овчарова Р.В. Справочная книга по социальной педагогике /Р.В. Овчарова.- М., 2001. – Гл.1.3.
8. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я / В.П. Сергеева.- М., 2001.- Гл.1.1; 2.3.
9. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова.- М., 1998.- Гл.5, 6,8, 11, 14, 15.