Экономическая и социальная эффективность нововведений в кадровой работе.

Показатели эффективности деятельности подразделений управления персоналом - оценочные критерии, выраженные в объективных показателях развития производства:

· показатели экономической эффективности;

· показатели количественной, структурной и качественной укомплектованности кадрового состава;

· показатели степени удовлетворенности работников работой в организации;

· косвенные показатели эффективности: текучесть кадров, производительность труда и т.п.

Контрольные вопросы

1. Какие циклы проходит организация в своем развитии?

2. Охарактеризуйте стадии развития организации.

Глоссарий

Время реализации кадровых нововведений - временной интервал процесса реализации кадровых нововведений.

Инноватор - специалист, активно участвующий в инновационном процессе, умеющий действовать в условиях неопределенности и риска, находить нетрадиционные решения проблем, обеспечивать высокую продуктивность и коммуникабельность.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами;

выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:

· создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг),

· создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования,

· применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;

Инновационная игра - обучающая организация группового поведения работников, раскрывающая их творческий потенциал в принципиально новом осмыслении реальности.

инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;

инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы;

Инновационная система включает:

· воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах страны;

· проведение прикладных исследований и технологических разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство;

· промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции;

· развитие инфраструктуры инновационной системы;

· подготовку кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

Инновационную систему характеризуют следующие основные показатели:

· доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте;

· доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий в Российской Федерации;

· доля инновационной продукции в общем объеме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках;

· сальдо экспорта-импорта технологий.

Инновационное мышление- состояние сознания, ориентированное на преодоление психологических барьеров и создание новшеств.

Инновационно-кадровый маркетинг- комплексная система организации, управления и анализа нововведений, связанных с появлением новых профессий, развитием рекламы рабочих мест, работой с биржами труда и фирмами по подбору кадров.

Инновационные коммуникации- социально-психологические зоны делового взаимодействия работников при разработке и внедрении нововведений.

Ин­новация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам

В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Инновация может быть рассмотрена как в динами­ческом (процесс), так и в статическом аспекте. В последнем слу­чае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;

Кадровая политика- генеральное направление кадровой работы; совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных:
на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
- на создание высокопроизводительного, сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на меняющиеся требования рынка.

Кадровая работа - деятельность государственных органов, органов управления отдельных организаций, кадровых служб и должностных лиц, направленная на реализацию кадровой политики. Направлениями кадровой работы являются:
- формирование системы управления персоналом и ее стратегии;
- планирование кадровой работы, найм, отбор и прием кадров;
- деловая оценка, профориентация и адаптация персонала;
- обучение, управление карьерой и продвижением кадров;
- мотивация, организация труда и обеспечение безопасности деятельности персонала;
- создание нормальной психологической обстановки в коллективе и т.п.

Кадровые нововведения - целевая деятельность по внедрению кадровых новшеств, направленная на повышение уровня и способности кадров решать задачи эффективного функционирования и развития социально-экономических структур организации и ее подразделений.

Мотивация кадровых инноваций- в кадровой работе - система экономических, моральных и социальных рычагов и стимулов, механизм их взаимодействия, при которой исполнитель заинтересован как в собственных, так и привнесенных в организацию кадровых новациях.

Новатор - человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные идеи или приемы в некоторой области деятельности.

наукоемкие высокотехнологичные отрасли (производства) - отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции.

Организация кадровых нововведений- совокупность структурных подразделений, групп и лиц, постоянно или временно входящих в систему кадрового управления, а также способов и норм их взаимодействия при разработке и реализации кадровых нововведений.

Основными направлениями кадровой политикиявляются:

§ прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий;

§ разработка программ развития персонала с целью решения текущих и будущих задач предприятия;

§ разработка мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом;

§ создание современных систем подбора и отбора персонала;

§ проведение маркетинговой деятельности в области персонала;
- разработка программ занятости;

§ усиление стимулирующей роли оплаты труда;

§ разработка социальных программ и т.д.

Оценка проектов кадровых нововведений- установление значимости или результативности кадровых нововведений. Различают два подхода к оценке проектов кадровых нововведений:

1.человеческие ресурсы рассматриваются как текущие затраты на производство продукции;

2. человеческие ресурсы рассматриваются как активы организации.

Политика Российской Федерации в области развития инновационной системы - составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках; базируется на равноправном государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности.

Управление инновациями в кадровой работе- обеспечение эффективных масштабов и темпов обновления в кадровой работе в соответствии с текущими и перспективными целями организации, с требованиями и стандартами государства и профсоюзов в социальной области.

Цель инновационного менеджмента - в кадровой работе - построение эффективной системы инновационного управления кадрами в рамках государства, региона, отрасли, организации для формирования и эффективного функционирования инновационно-активного кадрового потенциала.

Литература.

Основная

  1. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. — М.: Владар, 1993.
  2. Гунин В.К., Баранчеев В.П., Устинов В.А., Ляпина С.Ю. Управление инновациями. 17-модульная программа для менеджеров. «Управление развитием организации». Модуль 7. — М.: «ИНФРА-М», 1999. — 328 с.

3. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент 2-е изд., перераб.и дополн. ЮНИТИ-ДАНА 2004

4. Инновационный менеджмент под ред. В.А. Швандара, В.Я. Горфинкеля Вузовский учебник 2006

5. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент Инфра-М 2005

  1. Уткин Э.А., Сатабаев К.Т., Сатабаева Р.К Инновации в управлении человеческими ресурсами предприятия. Теис 2002

Дополнительная.

1. Багриновский К.А. Проблемы управления развитием наукоемкого производства Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2003, с.65-76

2. Вершинская О.Н. Существующие модели построения информационного общества. Информационное общество. 1999, Вып.3. с. 53-58.

3. Горелов Н.А., Синов В.В.Инновационное управление трудом: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.- 113 с.

4. Дмитриев А. Н.Управление энергосберегающими инновациями Издательство АСВ стран СНГ 2001

5. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение—— Болеро - Дело 2005

6. Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Воробьев В.П. Инновационный менеджмент. ИНФРА-М - 2003, 208 стр.

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

8. Кузнецова С. А., Кравченко Н. А., Маркова В. Д., Юсупова А. Т. Инновационный менеджмент Издательство СО РАН 2005

9. Макаров В.Л., Варшавский А.Е. Инновационный менеджмент в России. Вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности. НАУКА 2004

10. Морита Акио. Сделано в Японии. История фирмы Сони: Пер. с англ./ Под ред. А.Ю.Юданова. - М.: Прогресс, 1990.

11. Национальный доклад «Инновационное развитие – основа ускоренного роста экономики Российской Федерации» М. Ассоциация Менеджеров 2004 – 84 с.

12. Оголева Л.Н., . Инновационный менеджмент Учебное пособие .
Инфра М - 2004

13. Развитие информационного общества в России. Том 1: теория и практика. Изд-во СПбГУ, 2001 – 240 с.

14. Рифкин Джереми, Эпоха доступа – Age of Access 1999

15. Советова О.С. Инновации. Трудности и возможности адаптации Университет СПб 2004

16. Советова О.С.Основы социальной психологии инноваций: Университет СПб 2000

17. Сухарев О.С.. Теоретические основы инвестиций человека и инноваций. Эволюционная парадигма Монография. Брянск 2004г. 119с.

18. Управление персоналом. Под ред. Т.Ю.Базарова. http://www.cfin.ru/management/people/pmanbook-2-2.shtml

19. Уткин Э.А., Сатабаев К.Т., Сатабаева Р.К Инновации в управлении человеческими ресурсами предприятия — Теис 2002

20. Яковец Ю.В Эпохальные инновации XXI века Экономика 2004

21. Янсен Ф. Эпоха инноваций Как заниматься бизнесом творчески постоянно, а не от случая к случаю. ИНФРА- М 2002– 308 с. (Серия «Менеджмент для лидера»).

Приложения.

Приложение 1. Образование для инновационных обществ вXXI веке (выдержки)


Принято лидерами «Группы восьми» в Санкт-Петербурге по итогам саммита 16 июля 2006 года

1. …Инновационное общество готовит граждан жить в условиях быстрых перемен. Мы будем способствовать формированию глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследования и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования, с тем, чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях.

3. Развитие глобального инновационного общества зависит от мобильности и интеграции людей, знаний и технологий во всех государствах. По мере глобализации науки, техники и экономики международное сотрудничество в подготовке высококвалифицированных кадров и накоплении знаний становится необходимым для ответа на глобальные вызовы.

4. Экономика, основанная на знаниях, требует инновационных образовательных систем и надежных, прозрачных и недискриминационных нормативно-правовых и политических условий. Эти условия способствуют разработке предсказуемой политики, которая стимулирует конкуренцию и обеспечивает надежную защиту прав интеллектуальной собственности, поддержку НИОКР, инвестиций и инноваций.

5. Для реализации этого общего видения инновационного общества и принимая во внимание Московскую декларацию, принятую министрами образования 2 июня 2006 года, мы будем:

активно сотрудничать в интересах обеспечения высококачественного … образования, · создавать современные, эффективные системы образования, отвечающие требованиям глобального инновационного общества и дающие возможность каждому человеку полноценно в нем участвовать;

поощрять непрерывное обучение на основе принципов Хартии Кельнского саммита «Группы восьми» «Цели и задачи обучения в течение всей жизни», сотрудничать с частным сектором в целях расширения сети научных исследований для накопления знаний, стимулирования инноваций и обеспечения быстрого продвижения новых технологий на рынок;

Наши рекомендации