Инновационная деятельность в СССР.

Инновационная система в СССР была представлена двумя основными составляющими:

· Академией наук СССР, академиями союзных республик и академическими учреждениями, организациями и предприятиями, которые проводили фундаментальные исследования, поисковые и в небольшом объеме прикладные НИР и ОКР. Академии удалось во многом сохранить высокий уровень научных исследований в естественных и технических науках, существовавший еще в Академии наук России. Многие академики АН СССР возглавляли разработки в ведущих направлениях техники: ядерное оружие и ядерная энергетика – Александров, Курчатов, Померанц, Сахаров и др., ракетно-космическая техника: Королев, Келдыш, Челомей, Раушенбах и др.; авиация: Туполев.

· Прикладные разработки – прикладные НИР и ОКР, технологическая подготовка производства и серийное и массовое производство продукции осуществлялись силами отраслевых министерств. Перспективные разработки велись отраслевыми НИИ и КБ, которые часто имели достаточно мощные производственные базы, позволявшие им как доводить разработки до опытных серий перед передачей их в массовое производство на заводы отрасли, так и выпускать малые серии и единичные экземпляры уникального оборудования для специального, чаще всего военного, применения. Массовое и крупносерийное производство обычно организовывалось на крупных предприятиях – производственных объединениях, включавших в себя достаточно мощные разрабатывающие подразделения – НИИ и конструкторские бюро. Эти подразделения вели собственные разработки продукции следующего за уже выпускаемым поколения техники, сопровождали производство и модификацию разработок головных отраслевых НИИ, а также разрабатывали и производили (на собственной производственной базе или на базе основного производства объединения) малые серии и единичные экземпляры отдельных разработок. Серийные заводы, как отдельные, так и входящие в объединения, имели свои небольшие инновационные подразделения, задачей которых было сопровождение изделий в производстве, внесение изменений в конструкторскую документацию, поступавших от разработчиков (служба главного конструктора завода), а также разработка, модификация и сопровождение технологий производства изделий (служба главного технолога). Задачей отраслевых министерств являлось отслеживание уровня тех направлений техники, за которые они отвечали и обеспечение разработки и выпуска продукции, как было принято называть, «на уровне и выше мировых стандартов». Уровень военной техники должен был обеспечивать поддержание стратегического паритета с потенциальным противником, каковым являлись США и страны блока НАТО. Эта задача являлась приоритетной, поэтому оборонные министерства (так называемая оборонная девятка) финансировались в достаточных объемах, остальные – во многом по остаточному принципу. Задачи, решение которых требовало усилий многих министерств, координировались промышленным отделом ЦК КПСС и Военно-Промышленной Комиссией при Президиуме Верховного Совета СССР (ВПК). Такими, в первую очередь, были задачи, связанные с ядерным оружием и средствами его доставки, а также с производством обычных вооружений.

Преимуществом этой системы была ясная структура и возможность сконцентрировать на приоритетных направлениях почти неограниченные ресурсы. Это позволило СССР занять лидирующие позиции в ядерных технологиях, авиакосмической отрасли и в разработке и производстве многих видов вооружения.

Система имела и серьезные недостатки. Фундаментальной трудностью была невозможность централизованного управления этой системой. В развитой экономике должна производиться широкая номенклатура продукции, составляющая сотни тысяч и миллионы наименований. Принципиально невозможно централизованно отследить динамику такого производства. Поэтому система была относительно эффективна на нескольких стратегических направлениях, особенно в мобилизационном режиме. Увеличение объема и номенклатуры производства товаров народного потребления в мирное время 70-х и 80-х гг. вызвало почти неуправляемый рост управляющих и регулирующих органов.

Еще одной трудностью была фактическая незаинтересованность промышленности в инновациях. Руководители предпочитали годами стабильно производить одну и ту же продукцию, что при достаточно напряженных планах производства было тоже непросто. Любая новинка требовала дополнительных усилий, которые в лучшем случае поощрялись, но, при неудаче, обязательно наказывались. Отсюда росло стремление к воспроизведению зарубежных образцов.

Чрезвычайно сильны были межведомственные барьеры, и разработки, сделанные в одной отрасли, крайне редко передавались в другую. Так, уже в конце восьмидесятых годов персональный компьютер IBM PC был скопирован и производился тремя министерствами в разном конструктиве и под разными наименованиями. Традиционный призыв крепить связь науки с производством ни министерства, ни наука предпочитали не слышать.

Моральный интерес к научному предпринимательству не поощрялся, а материальный либо отсутствовал, либо преследовался уголовно.

Наши рекомендации