Инновации и постиндустриальное, информационное общество.
Содержание
Содержание.................................................................................................................................................................... 3
1. Инновации и постиндустриальное, информационное общество................................................................ 7
1.1. Что такое инновации и инновационная деятельность............................................................................ 7
1.2. Особенности бизнес-среды 2000-2010..................................................................................................... 10
1.2.1. Информациональная и глобальная экономика.............................................................................. 10
1.2.2. Третья промышленная революция..................................................................................................... 10
1.2.3. Четвертая информационная революция........................................................................................... 11
1.2.4. «Дематериализация» продуктов......................................................................................................... 11
1.2.5. «Новые ремесленники».......................................................................................................................... 12
1.2.7. «Сетизация» экономики и общества.................................................................................................. 12
1.2.8. Ускоряющееся изменение технолого-экономической среды..................................................... 12
1.3. Информационное общество......................................................................................................................... 15
1.3.1. Государственная информационная политика................................................................................ 18
1.3.2. Преимущества информационного общества.................................................................................. 20
1.3.3. Условия построения информационного общества........................................................................ 20
1.3.4. Информационная безопасность.......................................................................................................... 22
1.3.5. Информационная экономика............................................................................................................... 22
Контрольные вопросы.......................................................................................................................................... 28
2. Основы инноватики................................................................................................................................................ 29
2.1. Становление теории инноватики и ее современные концепции........................................................ 29
2.1.1. «Длинные волны конънктуры» Н.Д. Кондратьева (1892-1938)................................................. 29
2.1.2. Созидательное разрушение, инновации, мультицикличность. Й.Шумпетер (1883 – 1950) 30
2.1.3. Новатор — банки — эффективная монополия............................................................................... 31
2.1.4. С.Ю. Глазьев - Технологические уклады......................................................................................... 31
2.2. Инновационный процесс и инновационная деятельность.................................................................. 34
2.2.1. Особенности организации инновационных процессов............................................................... 34
2.2.2. Оценка результативности работы научно-технических организаций.................................... 36
2.3. Классификация новаций, инновационных процессов и нововведений........................................... 38
2.3.1. Типология инноваций............................................................................................................................ 40
2.4. Ценностный аспект нововведений и развитие конкуренции.............................................................. 40
2.4.1. Практика как определитель ценности. Интеллектуальная собственность............................ 41
2.4.2. Формирование конкуренции в инновационной деятельности................................................... 44
2.5. Особенности принятия решений в управлении инновациями............................................................ 45
2.5.1. Решения, принимаемые по сетевым графикам................................................................................ 45
2.5.2. Планирование технологического освоения производства новой продукции....................... 46
Контрольные вопросы.......................................................................................................................................... 46
Практические задания........................................................................................................................................... 46
3. Поддержка инновационной деятельности...................................................................................................... 47
3.1. Межгосударственная, государственная, региональная и муниципальная политика поддержки инновационной деятельности............................................................................................................................................................ 47
3.2. Поддержка инновационной деятельности в США, странах Европейского Союза, и в Японии. 50
3.3. Инновационная деятельность в СССР...................................................................................................... 56
3.4. Инновационная деятельность в Российской Федерации..................................................................... 57
3.4.1. Приоритетные направления развития науки и техники в 1996 г.............................................. 58
3.4.2. Концепция инновационной политики Российской Федерации на период 1998 - 2000 годы 59
3.4.3. Анализ ситуации 2000 года................................................................................................................. 62
3.4.4. Современный этап развития инновационного общества в РФ.................................................. 64
3.4.5. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации (2002 г.) 64
3.4.6. Перечень критических технологий Российской Федерации (2002 г.)...................................... 65
3.4.7. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года.............................................................................................................................................................. 67
Мнения некоторых ведущих специалистов............................................................................................... 69
Контрольные вопросы...................................................................................................................................... 71
4. Инновационные стратегии................................................................................................................................... 73
4.1. Возникновение и становление инновационных стратегий................................................................. 73
4.1.1. Понятие и виды инновационных стратегий.................................................................................... 73
4.1.2. Особенности инновационных стратегий......................................................................................... 73
4.1.3. Инновационный аспект базовых стратегий организации........................................................... 73
4.2. Типы инновационного поведения фирм................................................................................................... 75
4.3. Стратегии в сфере массового производства........................................................................................... 76
4.3.1. Основные черты и сферы деятельности виолентов....................................................................... 76
4.3.2. Роль виолентов в экономике и инновационном процессе........................................................... 77
4.3.3. Эволюция виолентов.............................................................................................................................. 77
4.4. Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка – патиенты.......................... 79
4.4.1. Разновидности и инновационная роль специализированных фирм – патиентов................ 79
4.4.2. Эволюция патиентов.............................................................................................................................. 80
4.5. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций – эксплерентов. 81
4.5.1. Инновационная роль.............................................................................................................................. 81
4.5.2. Эволюция эксплерентов........................................................................................................................ 81
4.6. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса - коммутанты................................ 82
4.6.1. Роль в экономике и инновационном процессе................................................................................ 82
4.6.2. Эволюция коммутантов........................................................................................................................ 83
4.7. Специфика российских инновационных стратегий.............................................................................. 83
4.7.1. Стратегия массового и стандартного производства.................................................................... 83
4.7.2. Стратегия диверсификации продукции и рыночных сегментов (ниш).................................... 84
4.7.3. Стратегия мелких фирм......................................................................................................................... 84
4.7.4. Комбинация стратегий.......................................................................................................................... 85
Конкретная ситуация: "Создание малой фирмы"..................................................................................... 85
Вопросы для обсуждения 1:........................................................................................................................... 86
Вопросы для обсуждения 2:........................................................................................................................... 86
Контрольные вопросы...................................................................................................................................... 86
5. Управление инновационными преобразованиями....................................................................................... 87
5.1. Концепция проектирования инновационных преобразований......................................................... 87
5.1.1. Последовательность выбора и реализации инновационной стратегии................................. 87
5.1.2. Инновационные преобразования....................................................................................................... 87
5.1.3. От инновационной стратегии к инновационному проекту......................................................... 88
5.2. Инновационные цели и инновационный потенциал организации................................................... 89
5.2.1. Показатели инновационной деятельности организации............................................................. 89
5.2.2. Инновационные цели............................................................................................................................. 90
5.2.3. Инновационный потенциал................................................................................................................. 91
5.2.4. Инновационный климат........................................................................................................................ 95
5.2.5. Инновационная позиция организации.............................................................................................. 97
5.2.6. Инновационная активность и инновационная сила..................................................................... 99
5.3. Проектное управление инновациями...................................................................................................... 100
5.3.1.Особенности стратегической инноватики как объекта проектного управления................ 100
5.3.2. Современные представления о содержании проектного управления инновационной деятельностью. 102
5.4. Инжиниринг, реинжиниринг и инновационные бизнес - процессы................................................ 103
5.4.1. Соотношение инжиниринга и реинжиниринга............................................................................ 103
5.4.2. Объекты реинжиниринга.................................................................................................................... 104
5.4.3. Условия успешного реинжиниринга............................................................................................... 104
5.4.3. Типичные ошибки при проведении реинжиниринга.................................................................. 105
5.4.5. Место реинжиниринга в инновационной деятельности............................................................ 105
5.4.6. Участники проекта реинжиниринга и их роли............................................................................ 105
Контрольные вопросы........................................................................................................................................ 106
6. Выбор организационных форм инновационной деятельности.............................................................. 107
6.1. Множественность организационных форм и функций специалистов в инновационной деятельности 107
6.2. инновационные подразделения в корпорациях................................................................................... 109
6.3.Формы малого инновационного предпринимательства.................................................................... 110
6.3.1. Новые фирмы в рамках старых компаний.................................................................................... 110
6.3.2. Венчурные фирмы — рискофирмы.................................................................................................. 110
6.3.3. «Инкубаторные программы» и сети малых фирм....................................................................... 111
6.4. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах....................... 112
6.4.1. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах............... 112
6.4.2. Альянсы, консорциумы и совместные предприятия как форма межфирменного инновационного сотрудничества 113
6.5. Инновационная деятельность региональных научно-технических центров и финансово-промышленных групп 116
6.5.1. Региональная инновационная политика........................................................................................ 116
6.5.2. Региональные научно-технические центры.................................................................................. 117
6.5.3. Парки и технополисы, их роль в создании инноваций на федеральном уровне................ 118
Контрольные вопросы........................................................................................................................................ 120
7. Инновации в управлении человеческими ресурсами............................................................................... 121
7.1. Управление персоналом разрабатывающих организаций.............................................................. 121
7.2. Инновационное управление трудом;...................................................................................................... 122
7.1.1. Инновационный менеджмент в кадровой работе........................................................................ 126
7.1.2. Кадровый менеджмент........................................................................................................................ 126
7.1.3. Цель инновационного менеджмента............................................................................................... 126
7.1.4. Кадровые нововведения..................................................................................................................... 126
7.1.5. Время реализации кадровых нововведений................................................................................. 126
7.1.6. Инновационно-кадровый маркетинг............................................................................................... 126
7.1.7. Мотивация кадровых инноваций..................................................................................................... 126
7.1.8. Организация кадровых нововведений............................................................................................ 127
7.1.9. Оценка проектов кадровых нововведений.................................................................................... 127
7.1.10. Управление инновациями в кадровой работе............................................................................ 127
7.1.11. Кадровая работа................................................................................................................................ 127
7.1.12. Кадровая политика............................................................................................................................ 127
7.2. Развитие, прогресс, регресс, стагнация, кризис, стабилизация кадровой работы; Жизненные стадии и циклы организации................................................................................................................................................................................... 128
7.2.1. Стадии развития организации.......................................................................................................... 129
7.3. Принципы, методы, функции инновационного менеджмента в кадровой работе;.................... 132
Функции инновационного менеджмента в кадровой работе.............................................................. 132
7.4. Классификация нововведений в кадровой работе, кадровая реформа;....................................... 133
7.5. Инновационный потенциал работника;................................................................................................ 133
7.6. Новатор, новаторская деятельность;..................................................................................................... 134
7.7. Кадровая элита;............................................................................................................................................ 137
7.8. Цели, функции подразделений служб управления персоналом по разработке и внедрению нововведений в кадровой работе;................................................................................................................................................................................... 138
7.9. Восприимчивость организации к нововведениям;.............................................................................. 144
7.9.1. Инновационный климат организации............................................................................................ 144
7.10. Сопротивление и внедрение нововведений;....................................................................................... 146
7.11. Экономическая и социальная эффективность нововведений в кадровой работе.................... 151
Контрольные вопросы........................................................................................................................................ 151
Глоссарий................................................................................................................................................................... 152
Литература................................................................................................................................................................. 156
Основная................................................................................................................................................................. 156
Дополнительная................................................................................................................................................... 156
Приложения................................................................................................................................................................ 158
Приложение 1. Образование для инновационных обществ вXXI веке (выдержки).......................... 158
Приложение 2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.................................................................................................................................. 162
Приложение 3. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года............................................................................................................................................ 174
Новые ремесленники».
Производство вновь становится мелкосерийным или единичным с быстрым ростом производительности труда и увеличением номенклатуры производимых изделий, поддерживая постоянные связи с постоянными заказчиками.
Информационное общество.
Информационное общество – ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли ИКТ в ВВП, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. [Развитие ИО, т.1, с.3]
Под Информационным Обществом понимается:
· Общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, порожденной взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий;
· Общество знания, т.е. общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней;
· Глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; которое с одной стороны способствует взаимопроникновению культур, а с другой – открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации.
По определению германских специалистов,
ИО – этом общество, в котором решающую роль играет приобретение, обработка, хранение, передача, распространении, использование знания и информации, в том числе с помощью интерактивного взаимодействия и обеспечивающих его, постоянно совершенствующихся, технических возможностей.
Важнейшая особенность ИО – перенос акцента в производстве с использования материалов на оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.
Идея информационного общества впервые в достаточно отчетливом виде была сформулирована в конце 60-х – начале 70-х годов ХХ столетия. Сам термин приписывается профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши.
Информационное общество определялось в Японии как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство. И. Масуда, глава Института информационного общества, выдвинул концепцию, согласно которой информационное общество будет бесклассовым и бесконфликтным, это будет общество согласия, с небольшим правительством и государственным аппаратом. В 70-е годы происходит конвергенция двух почти одновременно нарождающихся идеологий — информационного общества и постиндустриализма.
Идея постиндустриального общества была выдвинута в 60-е годы американским социологом Д. Беллом, разделившим историю человеческого общества на три стадии — аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Если индустриальное общество есть организация машин и людей для производства вещей, то центральное место в постиндустриальном обществе, по Д. Беллу, занимает знание, и притом знание теоретическое. «Любое современное общество живет за счет инноваций и социального контроля за изменениями, оно пытается предвидеть будущее и осуществлять планирование. Именно изменение в осознании природы инноваций делает решающим теоретическое знание» [Bell, 1973].
Важнейшую составляющую процесса превращения теоретического знания в источник инноваций Д. Белл видел в возникновении наукоемких отраслей промышленности — таких, как химическая промышленность, вычислительная техника, электроника, оптика. В этих условиях необходим новый подход к экономике, который «рассматривал бы информацию и знания в качестве «решающих переменных постиндустриального общества», подобно тому, как труд и капитал рассматривались в качестве «решающих переменных индустриального общества».
Общие принципы ИО были сформулированы в феврале 1995 г. на встрече Большой Семерки в Брюсселе:
· Содействие динамичной конкуренции в области развития телекоммуникаций;
· Поощрение частных капиталовложений в развитие информационной инфраструктуры;
· Участие в разработке гибкого, способного к адаптации, законодательства в сфере информатизации;
· Обеспечение открытого доступа к информационным сетям;
· Содействие предоставлению гражданам эффективных и доступных информационных услуг;
· Участие в обсуждении международных проблем построения глобального ИО.
Предполагается возникновение и развитие нескольких моделей ИО, различающихся макроэкономической политикой государства, особенностями идеологии построения ИО, спецификой законодательства, обеспечивающего (или тормозящего) движение к ИО, характеристики национальной культуры и менталитета, определяющие развитие ИО.
Выделяются Европейская, Англо-американская и Азиатская модели [Вершинская, 99].
Европейская модельориентирована на баланс интересов между рыночной ориентацией и социальным обслуживанием. Ключевым элементом европейской интеграции является понятие «социальная Европа». В большинстве европейских стран основная роль в разработке стратегии и инфраструктуры ИО отводится государству.
Англо-американская модель ориентируется в основном на частную инициативу, отслеживая, однако соблюдение принципа социальной ориентации при развитии информационных супермагистралей. Так, проект Интернет-2, реализованный в 2000 – 2002 гг. силами консорциума американских университетов и частных фирм устанавливал плату за пользование этой сетью для коммерческих фирм почти на порядок большую, чем для университетов и некоммерческих организаций.
В азиатской модели различаются подходы Японии, «азиатских тигров» и Индии.
В основе японского стиля управления лежат три традиционных ценности: Он – благодарность,
Гири – ответственность и
Ва – гармония, мир.
Благодарность и ответственность выражают взаимозависимость верхнего и нижнего уровня управления: начальник обеспечивает безопасность подчиненному в ответ на его обязательство подчиняться. Гармония же выражает качество этого союза, когда каждый знает свой статус по отношению к другим и ведет себя в соответствии с целями своей группы.
Главным приоритетом японской модели ИО становится собственное производство нового знания, новых технологий, новых продуктов. Важны не только революционные открытия на этом пути, важен и поиск новых применений известных знаний и технологий. Отмечается, что в развитом информационном обществе нужна государственная поддержка интеллектуальной деятельности. Акцент перемещается с общества массового производства и потребления на общество с более качественным многосторонним неспешным образом жизни т.е. с производства на «человека и общество».
Подход «азиатских тигров» - Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Гонконга - предполагает поддержание стабильного макроэкономического и политического окружения, сотрудничество государства и предпринимателей, вмешательство государства в принятие решений в области крупных вложений частного капитала. Кроме того, государство участвует в создании материальной и социальной инфраструктуры.
Индийская модель предполагает ведущую роль государства в стратегии развития. Государственные предприятия не передаются в частный сектор, а конкуренция разрешается на рынке местных услуг, при этом разрешается до 49% иностранного присутствия. Индия имеет третий по величине (после США и России) научно-технический потенциал в мире и хорошую законодательную систему. Особенности идеологии построения ИО в Индии – осторожность и постепенность, опора на национальные культурные корни. Так, первые индийские CD-ROM появились с изображением народного эпоса и средства мультимедиа, изображающие индийских богов, пользуются в стране большой популярностью.
В стране менее одного телефона на 100 жителей, 86% деревень вообще не телефонизированы. Реформа телекоммуникаций, одна из основных составляющих политики информатизации, в Индии является ключевой.
Правительство намерено обеспечить каждому индийцу универсальное обслуживание по доступной цене на уровне мировых стандартов. Правительство также намерено превратить страну в крупного экспортера телекоммуникационного оборудования. Уже в 1996 г. 100 из 500 крупнейших американских фирм покупали программное обеспечение в Индии.
Информационная безопасность
С развитием инновационного и информационного общества тесно связаны проблемы безопасности. В «Доктрине информационной безопасности» (Утверждена Президентом РФ 09.09.2000) сформулированы национальные интересы России в информационной сфере.
Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.
1. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
2. Информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
3. Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.
4. Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
В Новгородской области создан совет по информационной безопасности и защите информации при губернаторе, сформирована рабочая группа по координации использования информационных ресурсов области.
Основы инноватики
Типология инноваций
Согласно Стюарту (Stewart, 1989), существуют три категории инноваций.
Первая — это макроинновации, к которым относятся совершенно новые продукты или технологии, вызывающие радикальные изменения в отраслях, экономике или обществе в целом (например, электричество, синтетические волокна, микроэлектроника).
Ко второй категории относятся базовые инновации. Базовыми считаются отдельные инновации, которые вместе дают мощный толчок в технологическом развитии (например, трансформаторы, газотурбинные двигатели, динамо-машины и электрическая лампочка — все это отдельные базовые инновации, которые вместе произвели макроинновации в прикладной электротехнике).
Третья категория — это инновации-модификации, недостаточно радикальные, чтобы повлиять на технологический прогресс в целом. Это скорее важные составляющие отдельных возможностей для бизнеса (например, надувные колесные шины, лакокрасочные покрытия, зажигание от аккумулятора или движущийся конвейер)
В конкретной отрасли можно выделить инновации двух типов: новые продукты и новые процессы.
Инновации-продукты представляют собой усовершенствованные варианты существующей товарной линии или совсем новые товары.
Инновационные процессы направлены на улучшение технологии производства определенных товаров. Разработка нового продукта может потребовать или не потребовать нового производственного процесса. Однако новые технологии производства всегда становятся основой для выпуска новых продуктов.
То, что в одной отрасли может считаться инновационным процессом, в другой отрасли в то же время может рассматриваться как инновационный продукт. Для гибкого автоматизированного производства новый тип промышленного робота является инновационным продуктом. Тот же робот для его покупателя будет считаться новым процессом, если станет составным элементом нового процесса производства.
Планирование технологического освоения производства новой продукции
Затраты на технологическое освоение производства новой продукции значительно превышают расходы на исследования и разработки. Положительное решение об инвестициях на эти цели может быть принято, если оно обосновано маркетинговыми исследованиями рынка и расчетами по коммерциализации новой продукции. В зависимости от принятого решения о масштабности освоения производства новой продукции проектируется соответствующий тип производства, планируется его технологическая подготовка. Каждому типу производства необходим определенный уровень технологического оснащения. Как правило, чем выше объемы производства, тем ниже себестоимость выпускаемой продукции, что существенно влияет на ее конкурентоспособность.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность теории инноватики Кондратьева-Шумпетера?
2. Как происходит смена технологических укладов по периодам их доминирования?
3. Когда происходит коммерциализация новых видов продукции и услуг?
4. Какие решения принимаются в инновационном менеджменте с целью уменьшения риска инвесторов?
5. Как рассчитать фактическую результативность работы научно-технической организации?
Практические задания
1. Описать технологические уклады, представленные в промышленности Новгорода и Новгородской области. Оценить примерное соотношение (в процентах) между этими укладами. Дать оценку динамики развития ситуации и этапов жизненного цикла различных укладов. Обосновать оценку. (Желающие могут сделать то же самое для другого региона СЗФО).
2. Проследить этапы развития какого-либо известного Вам инновационного процесса от фундаментальных НИР до спада объема продаж (рис. 2.3 стр. 19 Пособия) и присвоить этому процессу (продукту) соответствующий код согласно таблице стр. 22 Пособия.
Инновационные стратегии
Эволюция виолентов
Новые виоленты чаще всего появляются в новых отраслях или подотраслях, а в международном масштабе — в новых, динамично развивающихся странах. Создание виолента требует крупномасштабных инвестиций. Для успеха на рынке крупная корпорация должна осуществить взаимосвязанные инвестиции в трех направлениях:
1. создание крупного производства;
2. создание общенациональной, а затем и интернациональной сбытовой и маркетинговой сети;
3. создание эффективного управленческого аппарата.
Виоленты приобретают черты «гордых львов» - фирм с четким производственным профилем и малой диверсифицированностью (не проникает в смежные отрасли и подотрасли). Однако в выпуске «своего» массового товара «львы» относятся к технологическим лидерам. Особенности их позиций на рынке: технические или организационные преимущества в важном и перспективном сегменте рынка. Например, Philips главенствовал в производстве ламп, Toyota — компактных автомобилей, СП «Хруничев-Локхид» — ракетоносителей для тяжелых коммерческих спутников.
Сила «львов» — концентрация на узком, но массовом и перспективном круге товаров; большие расходы на НИОКР и создание мощнейших научно-исследовательских структур, которые как ядро организации не исчезают ни при каких обстоятельствах.
«Гордый лев» запускает крайне выгодный для него механизм самоускоряющегося роста. Он начинается с массированного вторжения на рынок с новым качественным продуктом по доступным ценам.
Так произошло, например, с программой Windows корпорации Microsoft, являющейся самой распространенной операционной системой для персональных компьютеров (ПК). Вскоре после выпуска программы на рынок, появились первые миллионы пользователей. Далее для уже известной операционной системы стало выгодно писать конкретные приложения, чем сразу же занялись тысячи программистских фирм. Это стало для потребителей дополнительным аргументом в пользу приобретения программы Windows, через которую они получили доступ к массе совместимых с ней других программ. Объем продаж вырос, число пользователей увеличилось, издержки на одну копию сократились, цена снизилась, что вновь подогрело интерес программистских фирм и т.д.
Рис. 4.3. Петля положительной обратной связи на примере Windows
С каждым витком самоускоряющегося роста «фирма-лев» все дальше отрывается от конкурентов. Динамичные «львы» наиболее агрессивны в конкуренции в верхнем эшелоне «пирамиды корпораций».
Потенциал роста того сегмента рынка, в котором динамично развивался «лев», рано или поздно иссякает. Активная эволюция виолента заканчивается, и он переходит в позицию «могучего слона», когда фирма-виолент утрачивает динамизм, но взамен обретает повышенную стабильность. В этом состоянии она может существовать ряд десятилетий. Устойчивость обеспечивается в основном тремя факторами:
· большими размерами;
· диверсификацией;
· наличием широкой международной сети филиалов.
«Могучему слону» в условиях стабильного существования свойственна эффективная тактика «ловкого второго». Быть все время первым в выпуске новинок при жесткой конкуренции невозможно. Риск первопроходца велик, а крупное производство рисковать не может.
Ведущие корпорации начинают действовать лишь тогда, когда успех новинки заметен. Они оттесняют компанию-новатора и выходят на первый план. Суть тактики «ловкого второго» в том, что фирме не обязательно быть первой, чтобы получить от нововведения наибольшую выгоду. Открытие, изобретение имеют в основном научно-техническое значение. Коммерчески выгодным оно становится лишь при массовом тиражировании и применении в разных областях, то есть при глубокой диффузии. Как раз здесь проявляются преимущества «виолента-слона». Благодаря широко диверсифицированному и массовому производству именно «слон» извлекает наибольшую пользу из применения новинки в самых различных областях.
Для реализации указанного подхода «виолент-слон» может создавать у себя специальные структурные звенья стратегической разведки, следящей за продвижением и коммерциализацией чужих изобретений, что обеспечивает быстрое создание аналогов, по возможности превосходящих оригинал.
«В истории IBM успех часто обеспечивали не технологические новшества. К сожалению, в очень многих случаях мы были вторыми в их внедрении. Но технология оказалась менее важна, чем методы сбыта и продажи... Мы систематически продавали больше, чем те, кто имел лучшую технологию... (Т. Уотсон младший, глава IBM).
Ситуация «льва» — быстро развивается весь бизнес. Ситуация «слона» — удачно развиваются лишь некоторые направления деятельности, а другие отстают. Со временем динамизм «слона» падает. Падает его созидательная способность. «Могучий слон» превращается в «неповоротливого бегемота». <