Компоненты педагогической задачи
Рис. 1. Компоненты педагогической задачи
Однако педагогическую задачу можно представить и как динамически меняющуюся систему, включающую исходные данные, предвосхищаемые данные и собственно процесс решения.
Под педагогической задачейследует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования педагогической действительности.
Специфические особенности решения педагогических задач:
- педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают, по меньшей мере, два субъекта (педагог и воспитанник);
- решение педагогической задачи не заканчивается переведением ее предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения;
- учитывая диалектическую связь педагогической задачи с задачами учебными, успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учебной задачи воспитанником.
Классификация педагогических задач:
По временному признаку принято различать три типа педагогических задач – стратегические, тактические и оперативные.
По видам деятельности выделяют дидактические, воспитательные, развивающие.
По способу решения: конвергентные задачи (нетворческие, закрытые) и дивергентные задачи (творческие, открытые).
Технология решения педагогической задачи (структура, схема анализа педагогических задач)
Рассматривая процесс решения педагогических задач можно выделить 4 основных этапа (Таб. 1):
1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;
2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);
3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;
4) анализ результатов решения педагогической задачи.
Таблица 1
Технология решения педагогических задач
Этап решения педагогической задачи | Содержание этапа |
1) Аналитический этап | анализ ситуации и конкретных условий (кто является участником ситуации, каковы причины повлекшие ее возникновение и др.); диагностика индивидуального или группового поступка, личности и коллектива, осуществление педагогического целеполагания решения задачи; прогноз результатов обучения и воспитания; прогноз возможных трудностей и ошибок учащихся, их ответных реакции на педагогические воздействия |
2)Прогностический этап | конструирование способа педагогического взаимодействия; формулировка конкретной педагогической задачи и определение необходимых и достаточных условий для ее эффективного решения; отбор имеющихся средств достижения искомого результата; проектирование (создание плана) воздействий и взаимодействия |
3)Процессуальный этап | осуществление плана решения задачи на практике реализация отобранного(-ых) способа, систематическое отслеживание осуществляемых действий, оперативная корректировка отобранных способов; внедрение дополнительных средств по мере осуществления процесса решения педагогической ситуации |
4) Рефлексивный этап | анализ результатов решения педагогической задачи; итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого результата; составление необходимой базы для обоснования и решения новой педагогической задачи |
Условия эффективного решения педагогических задач
Эффективность решения педагогических задач определяется:
1) Педагогическим мышлением педагога (способность анализировать, диагностировать).
2) Способностью интегрировать решение оперативных, тактических, стратегических задач.
3) Знанием психологии и педагогики, возрастных особенностей, законов коллектива.
4) Активным, заинтересованным отношением к взаимодействию.
Лекция 2.2
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
План
1. Игровые технологии в активизации образовательного процесса.
2. Сущность деловой игры как активной формы образовательного процесса.
3. Этапы технологии деловой игры.
Основные понятия:активность, активизация, интенсификация, игра, деловая игра, воспитывающие игры, дидактические игры, развивающие игры, социализирующие игры.
1. Игровые технологии в активизации образовательного процесса
Активность личности–способность человека производить общественно-значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.
Активность в учении – это не просто деятельное состояние личности, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей.
Уровни активности:
Первый уровень– воспроизводящая активность.
Второй уровень– интерпретирующая активность.
Третий уровень– творческий.
На основе активизации и интенсификации деятельности учащихся можно выделить следующие технологии:
- проблемное обучение,
- технология современного проектного обучения,
- интерактивные технологии,
- коммуникативные технологии
- игровые технологии
Игровые технологии
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную;
- коммуникативную;
- функцию самореализации личности;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую;
- функцию коррекции;
- функции межнациональной коммуникации;
- функцию социализации.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком– четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Выделяются четыре группы целей игровых технологий:
- дидактические;
- воспитывающие;
- развивающие;
- социализирующие.
Многообразие игр может быть классифицировано по различным основаниям (Таб. 2)
Таблица 2