Компоненты педагогической задачи

Компоненты педагогической задачи - student2.ru

Рис. 1. Компоненты педагогической задачи

Однако педагогическую задачу можно представить и как динамически меняющуюся систему, включающую исходные данные, предвосхищаемые данные и собственно процесс решения.

Под педагогической задачейследует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования педагогической действительности.

Специфические особенности решения педагогических задач:

- педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают, по меньшей мере, два субъекта (педагог и воспитанник);

- решение педагогической задачи не заканчивается переведением ее предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения;

- учитывая диалектическую связь педагогической задачи с задачами учебными, успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учебной задачи воспитанником.

Классификация педагогических задач:

По временному признаку принято различать три типа педагогических задач – стратегические, тактические и оперативные.

По видам деятельности выделяют дидактические, воспитательные, развивающие.

По способу решения: конвергентные задачи (нетворческие, закрытые) и дивергентные задачи (творческие, открытые).

Технология решения педагогической задачи (структура, схема анализа педагогических задач)

Рассматривая процесс решения педагогических задач можно выделить 4 основных этапа (Таб. 1):

1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;

4) анализ результатов решения педагогической задачи.

Таблица 1

Технология решения педагогических задач

Этап решения педагогической задачи Содержание этапа
1) Аналитический этап   анализ ситуации и конкретных условий (кто является участником ситуации, каковы причины повлекшие ее возникновение и др.); диагностика индивидуального или группового поступка, личности и коллектива, осуществление педагогического целеполагания решения задачи; прогноз результатов обучения и воспитания; прогноз возможных трудностей и ошибок учащихся, их ответных реакции на педагогические воздействия
2)Прогностический этап   конструирование способа педагогического взаимодействия; формулировка конкретной педагогической задачи и определение необходимых и достаточных условий для ее эффективного решения; отбор имеющихся средств достижения искомого результата; проектирование (создание плана) воздействий и взаимодействия
3)Процессуальный этап   осуществление плана решения задачи на практике реализация отобранного(-ых) способа, систематическое отслеживание осуществляемых действий, оперативная корректировка отобранных способов; внедрение дополнительных средств по мере осуществления процесса решения педагогической ситуации
4) Рефлексивный этап   анализ результатов решения педагогической задачи; итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого результата; составление необходимой базы для обоснования и решения новой педагогической задачи

Условия эффективного решения педагогических задач

Эффективность решения педагогических задач определяется:

1) Педагогическим мышлением педагога (способность анализировать, диагностировать).

2) Способностью интегрировать решение оперативных, тактических, стратегических задач.

3) Знанием психологии и педагогики, возрастных особенностей, законов коллектива.

4) Активным, заинтересованным отношением к взаимодействию.

Лекция 2.2

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

План

1. Игровые технологии в активизации образовательного процесса.

2. Сущность деловой игры как активной формы образовательного процесса.

3. Этапы технологии деловой игры.

Основные понятия:активность, активизация, интенсификация, игра, деловая игра, воспитывающие игры, дидактические игры, развивающие игры, социализирующие игры.

1. Игровые технологии в активизации образовательного процесса

Активность личности–способность человека производить общественно-значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Активность в учении – это не просто деятельное состояние личности, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей.

Уровни активности:

Первый уровень– воспроизводящая активность.

Второй уровень– интерпретирующая активность.

Третий уровень– творческий.

На основе активизации и интенсификации деятельности учащихся можно выделить следующие технологии:

- проблемное обучение,

- технология современного проектного обучения,

- интерактивные технологии,

- коммуникативные технологии

- игровые технологии

Игровые технологии

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную;

- коммуникативную;

- функцию самореализации личности;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую;

- функцию коррекции;

- функции межнациональной коммуникации;

- функцию социализации.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком– четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Выделяются четыре группы целей игровых технологий:

- дидактические;

- воспитывающие;

- развивающие;

- социализирующие.

Многообразие игр может быть классифицировано по различным основаниям (Таб. 2)

Таблица 2

Наши рекомендации